Запрещенный полет

   
   

4 мая на южноуральском аэродроме "Калачево" разбился самолет с двумя пилотами на борту. По факту аварии заведено уголовное дело, но, похоже, обвинение в преступных действиях, повлекших людские смерти, предъявлять будет некому.

Вечером 4 мая в 19.30 спортивный самолет "Р-96 Golf-100" итальянского производства поднялся в небо с аэродрома "Калачево". Вдруг самолет под управлением пилота и курсанта, выполнявших в воздухе упражнение "Отказ двигателя в полете", начал падать. Рухнув на землю, авиамашина вспыхнула. Оба человека погибли. Их тела спасатели обнаружили под сгоревшими обломками воздушного судна.

Старший из них, 52-летний Александр Амелин, военный летчик-истребитель в запасе, работал в должности замначальника аэроклуба "РОСТО". В тот трагический вечер он в качестве инструктора отправился вместе с курсантом, 36-летним Максимом Михайловским, работавшим главным инженером Копейского машиностроительного завода, в последний для них полет.

Причину аварии сегодня установить сложно, хотя бы потому, что в самолетах этого типа не предусмотрен "черный ящик". Так что восстанавливать техническую картину трагедии приходится по скудным параметрам скорости и высоты, а также по свидетельствам очевидцев. Хотя уже сейчас можно сказать, что в организации полетов был элемент пренебрежения правилами. Ведь погибшие пилоты и те, кто выпустил их в небо в тот день, наверняка знали о запрете, наложенном по суду на полеты в "Калачево" до устранения всех нарушений, выявленных транспортной прокуратурой. Таких, как, к примеру, отсутствие ограждений на взлетно-посадочных полосах и пропускной системы на территории аэродрома. Правда, следственная комиссия уже исключила из возможных причин аварии технический фактор (самолет считался новым, он был выпущен в 2004 году), исключено и предположение о том, что пилоты находились в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Пока прокуратура остановилась на другой версии.

- В экстремальной ситуации, такой как полет на скорости 180-200 км в час, и у профессионала легко стирается грань между дозволенным и желаемым. А любое пренебрежение нормами полетного задания может повлечь за собой аварию, - комментирует Виктор Ломакин, челябинский транспортный прокурор. - Вероятно, именно это и произошло в "Калачево". Пилоты превысили скоростную норму и вышли на сверхдопустимый крен, что привело к свалу самолета в "штопор".

По факту авиакатастрофы возбуждено уголовное дело по ст. 263 части 3 УК РФ, предусматривающей наказание до 7 лет лишения свободы. Только вот виновных в этой трагедии, особенно если подтвердится версия о решающей роли человеческого фактора, среди живых уже нет.

Стоит ли связывать нарушение запрета на полеты в "Калачево" с причинами авиакатастрофы? Сложно сказать. Не выдержать норму по скорости и крену крыла можно было и над любым другим аэродромом. Хотя связующая нить всё-таки есть, и даже не в том, что не будь разрешения на запрещенный полет, трагедии удалось бы избежать. А в другом - в единой в обоих случаях атмосфере некой вседозволенности и безответственности, в которой исчезает чувство контроля над ситуацией. Если можно безнаказанно совершать запрещенные полеты, то почему бы не отнестись пренебрежительно и к самим правилам летной безопасности?

Смотрите также: