Дорогу городу, дорогу!

   
   

Дорожная сеть в Челябинске сравнима с кровеносной - это основа города. Общая протяженность дорог составляет более тысячи километров. Много это или мало? Город бурно развивается, а значит, от того, будет ли соответствовать дорожная сеть росту, зависит в полной мере здоровье Челябинска как мегаполиса.

Заместитель главы города по дорожному строительству и благоустройству Владимир АЛЕЙНИКОВ уверен, что все поставленные задачи будут выполнены. Никогда еще у города не было столько средств на развитие дорожной сети, никогда еще не проводились столь масштабные работы - челябинцы видят всё это воочию. Но что ждет нас в будущем?

Самый дорогой мост

- Из тысячи километров общей протяженности дорог на магистрали приходится примерно 240 километров. Это много или мало для города с миллионным населением?

- Вообще-то мало. Плотность при этом составляет 1,2 километра дорог на квадратный километр прочей площади, а должна быть в два раза больше. Самый яркий показатель того, что магистралей нам не хватает, - это пробки. В Челябинске автомобили движутся со средней скоростью 24 километра в час, а должна быть не менее 30-32! Но должен отметить, что по сравнению с нашими соседями это далеко не худший показатель - в Екатеринбурге пробки куда страшнее.

- А как можно бороться с пробками?

- Есть два способа: строить новые магистрали и реконструировать прежние дороги в магистральные. Всё это в Челябинске делается. Самое больное место - центр. Необходимо убрать оттуда транзитный транспорт. Как это сделать? При помощи внутреннего транспортного кольца - его создание заложено в программу развития дорожно-транспортной сети Челябинска до 2020 года. Хотя, конечно, кольцо появится раньше, так как многие его участки уже готовы. В этом году планируется обустроить важную часть этого кольца - участок ул. Братьев Кашириных от Кирова до реки Миасс и Свободы. Это, кстати, как раз пример того, как обычная дорога реконструируется в магистральную. Предусмотрены также работы на Тимирязева, и с другой стороны будущего кольца - от Курчатова, Овчинникова и вплоть до привокзальной площади.

- А разве нынешний временный мост через Миасс в районе цирка выдержит такой поток? Там и сейчас движение иногда затруднено...

- Конечно, не выдержит! Мы будем заменять временный понтонный мост на новый. Он будет располагаться слева от понтонного, если смотреть на него со стороны Кирова. Это самый большой и дорогостоящий на данный момент наш проект. Будет построен не только новый мост, но и целая двухуровневая транспортная развязка. Работы обойдутся в 5 миллиардов рублей и рассчитаны на четыре года.

- То есть движение по понтонному мосту будет закрыто?

- Мы постараемся свести к минимуму неудобства для водителей. Движение будет закрыто, но ненадолго. Скажу честно, в свое время нам гораздо страшнее было закрывать Кировский мост. Но справились ведь! Причем со значительным опережением графика - работы шли 10 месяцев вместо 22. В июле этого года, кстати, планируется полная сдача Кировского моста, уже полностью оформленного.

- Возвращаясь к самому дорогостоящему проекту - строительству нового моста. А хватит ли денег? И откуда такие значительные средства?

- Хватит. Дело в том, что с прошлого года мы впервые начали получать федеральные средства на развитие дорожно-транспортной сети. Благодаря помощи "Единой России" получили миллиард рублей. Признаться, если бы мне кто-нибудь несколько лет назад сказал, что будем располагать такими деньгами, ни за что бы не поверил! Именно возросшее финансирование позволило нам приступить к строительству двухуровневых развязок, которые позволят до 50% увеличить пропускную способность магистралей. Этим они выгодно отличаются от светофоров, которые хоть и регулируют движение, но значительно снижают скорость транспорта. Запланированы большие работы на улице Курчатова. Ленинскому району нужен новый путепровод, хотя, казалось бы, вот совсем недавно мы сдавали прежний, думали, его на 20 лет хватит. Глянь, а уже 18 прошло, пора снова засучить рукава.

- Пожалуй, самая заметная стройка развязки разворачивается сейчас на Свердловском тракте у поворота в Металлургический район. Когда она закончится?

- Планируем сдать объект к концу нынешнего года. Тоже серьезный проект, конечно, - стоимостью 400 миллионов рублей. Там будет и подземный пешеходный переход.

- А где-то еще в Челябинске появятся новые подземные пешеходные переходы?

- На пересечении проспектов Свердловского и Ленина, улиц Кирова и Братьев Кашириных, проспекта Ленина и ул. Энгельса. Такие переходы не только облегчают жизнь пешеходам, но и сказываются на скорости транспорта.

- Что касается светофоров - вы считаете, что они чаще помеха?

- Нет, разумеется! Но надо выходить на новый уровень. Сейчас в Челябинске 260 светофоров. Надо объединять их под программой автоматического движения - подобная программа специально для Челябинска разрабатывается. Компьютер будет управлять светофорами, рассчитывать интервалы между сменой сигналов, учитывать, что днем движение интенсивнее в одну сторону, вечером в другую, какие светофоры можно ночью отключать, а какие нет. Это тоже серьезный проект, рассчитанный не на один год. Стоит недешево - порядка миллиарда рублей, но экономить нельзя, ведь речь идет о безопасности движения.

Автомобилей уже 300 тысяч

- Автомобилей становится в Челябинске всё больше, это заметно. А на сколько больше? Есть какие-то прогнозы, скажем, на 10 лет вперед?

- Сейчас в городе насчитывается более 300 тысяч только легковых автомобилей. Это около 300 машин на 1000 жителей, тогда как европейский уровень - 450 авто. Как видите, мы ненамного отстаем. По прогнозам, к 2020 году в Челябинске будет 450 тысяч автомобилей. Прирост составляет 25-30 тысяч машин в год.

- Серьезные цифры... Выдержит ли наша дорожная сеть?

- Мы работаем над этим, знаем все узкие места. Например, нужен дублер Свердловскому проспекту на участке от Комсомольского проспекта до собственно тракта. Дублером станет улица Чайковского, которую мы расширим. Кроме того, нужен дублер проспекту Победы - сами знаете, что творится в час пик на Ленинградском мосту! Расширять его бесполезно - там вокруг жилые дома, которые мы никуда не передвинем. Уже решено, что дублером проспекта Победы станет улица Новомеханическая.

- Будет ли продолжена программа реконструкции перекрестков, созданная по инициативе главы города?

- Безусловно. 34 из 40 перекрестков, включенных в программу, уже реконструированы. Работа эта очень тяжелая из-за обилия различных коммуникаций и применения ручного труда, но она того стоит. Эффект, как правило, большой. Сравните, к примеру, что творилось на перекрестке Братьев Кашириных и Молодогвардейцев раньше и что там сейчас. Сделали ответвление на Молодогвардейцев, и пробки исчезли! То же самое на Университетской набережной в районе Нового моста - перекресток в результате был разгружен. Работа будет продолжаться еще на 20-22 перекрестках.

- Не секрет, что движение зачастую затрудняют и припаркованные на обочине машины...

- Да, это серьезная проблема. Решать будем ее по нескольким направлениям, в том числе путем изменения планировок дворов. Как зачастую до сих пор происходит? Запланированы узкие проезды по три метра и площадки для сушки белья! Зачем они? Уже давно никто белье во дворе не сушит! Надо расширить проезды до 7 метров, обустраивать дворовые парковки, но не забывать, конечно, при этом сами дворы, включая детские площадки. Другой аспект проблемы - перевод жилых помещений в нежилые. Это только кажется, что он не имеет отношения к транспорту. Но ведь любой магазинчик нуждается в парковке, принимает грузы. К счастью, сейчас транспорт-ники входят в состав комиссии, которая решает вопросы о переводе, так что можем влиять на ситуацию.

Альтернативы метро нет

- Нередко приходится слышать споры вокруг метро - дескать, а так ли оно необходимо Челябинску?

- А вот сравните. Если троллейбус может перевезти за сутки 6 тысяч человек, автобус - 7 тысяч, трамвай - 9 тысяч, то метрополитен - от 18 до 20 тысяч пассажиров! Так что без подземки нам никак! Метро не зависит от пробок, ремонта дорожных сетей, погодных условий.

- Срок сдачи первой линии не изменился?

- Нет, это 2012 год.

- Нескоро... Может, запустить еще какие-то альтернативные варианты, вроде скоростного трамвая или аналога немецкого S-bahn, поезда на эстакадах?

- Это трудно реализовать в условиях Челябинска. В Волгограде, который растянулся вдоль Волги на 40 километров - да, там скоростной трамвай действует успешно. А у нас возникнет масса проблем. Где устанавливать эстакады? Как быть с проводами? Как обходить жилые дома? А уровень шума? Нет, альтернативы метро я не вижу. Да и согласитесь, это вопрос престижа - Челябинску нужен свой метрополитен, и он у нашего города появится, еще на нем покатаемся, вот увидите!

Смотрите также: