Благовест над городом

   
   

В челябинском храме Василия Великого поют колокола, приводимые в движение исключительно женскими руками. Звонарем здесь работает 20-летняя студентка Нина Геладзе.

В представлениях большинства из нас звонарь - рослый бородач, чьи сильные руки приводят в движение паутины веревок на колокольне и благовестом сообщают о начале службы.

- Да, должен быть мужчина, - вздыхает Нина, звонарь храма Василия Великого. - Но мужчины среди звонарей - дефицит.

Рисунок звона

В храм Василия Великого Нина первый раз пришла 10 лет назад. Будучи школьницей, ходила на службы, посещала воскресную школу. Тогда кто-то и предложил ей попробовать освоить колокольную грамоту. А четыре года назад, когда звонить было некому, ей предложили работу.

К колокольне ведет крутая винтовая лестница, на которой того и гляди оступишься.

- Я в прошлый раз сама чуть не свалилась, - говорит Нина, придерживая меня за руку. - Но в Светлую седмицу, первую неделю после Пасхи, когда любой православный может подняться на колокольню и ударить в колокол, совсем седые бабушки залезали под крышу. Ничего, не боялись!

Поднявшись на колокольню храма, волей-неволей обращаешь внимание не только на хитросплетения веревок, которые тянутся от языков колоколов к станку - рабочему месту звонаря, но и на странные дощатые педали, соединяющиеся веревками с языками самых больших колоколов.

- Не удивляйтесь, это только в кино звонарь действует исключительно руками, а мы в большие колокола звоним ногой, - рассказывает девушка. - Большой колокол создает ритм, на него уже накладывается "рисунок" маленьких.

Всего на колокольне храма 10 колоколов, два больших и восемь маленьких. Ловко управляя веревками и педалями, Нина заставляет колокола петь, и трезвон льется, как ручеек.

- Говорят, что у нас одни из самых лучших колоколов в городе. Очень звонкие, переливистые, красиво звучат, - стоя на одной ноге и почти не глядя на веревки, говорит звонарь с косой.

Колокольная грамота

Колокольный звон - это искусство сродни иконописи. Правда, чтобы стать звонарем, не нужно получать специальное образование.

- Здесь самое важное - это координация, слух и чувство ритма. Правая и левая руки должны выполнять совершенно независимые движения. Дается это, конечно, не сразу, - признается Нина. - Поначалу руки уставали и даже мозоли от веревок были, но потом натренировалась.

На самом деле учеба звону - дело непростое. Православному звонарю необходимо знать богослужебный устав Русской православной церкви, это позволит ему правильно понять, для чего в определенных местах церковной службы положен тот или иной вид звона. Ученики-звонари также должны научиться хорошо различать характер звона и уметь исполнять его в зависимости от каждого конкретного богослужения и праздника, которому это богослужение посвящено. Поняв, что колокольный звон - это не просто какие-то определенные ноты, сложенные в ритмическом рисунке, ученик должен почувствовать пение колокола, те звуки, которые сопровождают и продолжают его основной тон, и звонить, исходя из музыки колокола, который сам подскажет и ритм, и рисунок звона.

- Вообще, звон очень зависит от настроения: если на душе плохо, то и колокола звучат грустно, - делится Нина. - А если настроение хорошее, то и ритм почаще, и интересные перезвоны получаются.

Сегодня Нина, студентка четвертого курса иняза челябинского пед-университета, уже освоила эту науку. И жизнь мирскую и духовную вполне успешно совмещает.

- Да я уже привыкла: будни - вуз, выходные - колокольня. Надеюсь, после окончания вуза буду работать по специальности. Ну а храм всегда будет для души!

Прихожане меняются

На Руси издавна работа звонаря очень почиталась, хотя и считалась тяжелой, монотонной и изнурительной - звоны были и целодневные, и трехдневные, зимой не прерывались даже в непогоду. Колокольни продувались всеми ветрами. Но главное - сильный звон ухудшал слух звонаря. Поэтому мастера звона уши затыкали свечками, но и это не всегда спасало. Случалось, звонари глохли... Новое поколение для техники безопасности использует обыкновенные наушники. Правда, от мороза и ветра всё равно не спрячешься.

- Колокольный звон уже давно приучил нас терпеть непогоду, - смеется Нина. - Хотя в лютые морозы я еще не звонила.

В наше время мастеров колокольных трезвонов, переборов, благовеста в Челябинске можно пересчитать по пальцам. Работа эта при всей своей тяжести малооплачиваемая. И само собой, Нина работает просто для души.

- Я уже по-другому свою жизнь не представляю. Знаете, как это здорово - видеть, как люди после службы собираются у храма, общаются, улыбаются. Прихожане меняются на глазах, - от внимательных глаз девушки-звонаря с высоты колокольни не ускользает ничего.

На заметку

Самый большой колокол России сегодня находится в Троице-Сергиевой лавре, его вес - 72 тонны. Знаменитый, но никогда не звонивший Царь-колокол, стоящий на Ивановской площади Московского Кремля, весит около 200 тонн. В Музее колоколов считают странной саму идею его отливки, ведь чем тяжелее колокол, тем тише он звучит. Даже если бы Царь-колокол не треснул и его водрузили бы на колокольню, неизвестно, зазвонил бы он вообще и многие ли его услышали бы.

Смотрите также: