За 10 месяцев 2007 года только на территории Челябинской области зарегистрировано 4446 ДТП, в которых погибло 572 человека.
Первого снега с опаской ждут сотрудники травмпунктов и ГИБДД. Темные осенние вечера в этом году уже подтвердили свою печальную славу: в начале ноября с периодичностью в два часа произошло два ДТП в районе Копейска, в которых погибли пешеходы. Оба автомобиля скрылись с места происшествия, но по горячим следам их удалось найти.
Спящие у обочины
За 9 месяцев этого года 40 водителей после аварии, вместо того чтобы вызвать скорую, нажали на газ и постаралась забыть трагическую встречу с человеком на проезжей части. Впоследствии челябинским оперативникам удалось найти 28 беглецов. Как правило, скрываясь с места трагедии, водители напрасно усугубляют свое наказание, ведь в 80% случаев пешеходы виноваты были сами - переходили дорогу в неустановленном месте.
По статистике, наезды на пешеходов чаще всего происходят с 10 вечера до 7 утра. В 9 случаях из 10 ДТП произошло в темное время суток. В это время жертвами, как правило, становятся люди без определенного места жительства или пьяные.
В итоге оперативникам приходится решать уравнения с неизвестными, когда нужно выяснить и личность погибшего, и личность водителя, совершившего наезд. Но накопленный опыт работы с подобными делами позволяет в большинстве случаев раскрывать их. Иногда найти "водителя икс" помогают совсем незаметные детали. Однажды сотрудникам ГИБДД скрывшегося водителя удалось вывести на чистую воду по волосу потерпевшего. Эта неприметная деталь осталась на днище автомобиля и стала ключевым доказательством наезда. Позже со слов водителя восстановили всю картину ДТП. Пьяный человек не дошел всего несколько метров до своего дома, "отключился" прямо на дороге. В темноте водитель не сумел резко затормозить перед препятствием, а заявлять куда-либо о случившемся побоялся: "Кто в такое поверит?"
Но ведь мелкие детали помогают установить лишь эпизоды дорожной трагедии, как же удается расставить все точки над "i" в расследовании? На эту тему начальник отделения розыска управления ГИБДД Челябинской области Сергей Середкин отвечает неохотно - боится, что водители смекнут, как можно заметать следы. Лишь замечает, что иногда найти водителя-убийцу помогают детали автомобиля на месте аварии - пластик со сломанной фары или оставшиеся элементы краски.
Сбил пешехода и застрелился
Причиной трагедий часто бывает банальное незнание или несоблюдение правил дорожного движения. Например, многие пешеходы не осознают, что, находясь на обочине или выходя на проезжую часть, они являются полноправными участниками дорожного движения и должны соблюдать все правила.
Так, например, в Красноармейском районе в начале года водитель сбил пешехода. Сотрудники ГИБДД обнаружили труп спустя 6 часов. Водителя-убийцу разыскали. Когда за ним пришли, он взял ружье, пошел в сарай и застрелился. В том, что его вины в случившемся на дороге не было, пришлось выслушивать родственникам. Пешеход шел в темное время суток по проезжей части по направлению движения, а не против движения транспортного потока, как это предусмотрено правилами дорожного движения.
Почему сбегают?
Когда таких водителей находят, у них одна отговорка: испугался и не знал, что делать.
- Чем меньше времени на обдумывание ситуации, тем больше бесконтрольных действий, - комментирует психолог Андрей Бабин. - Человек уезжает с места ДТП, поддавшись первому страху и боязни понести за это ответственность. Причина - слабость моральных устоев. Алкоголь в этом случае выступает лишь как дополнительный катализатор. Человек проявляет природную трусость, не задумываясь о социальной ответственности.
Но иногда водители настолько циничны во время трагедии, что их действиям вообще сложно найти оправдание. Например, во время одного из наездов сбитый пешеход от удара влетел в салон автомобиля, где и скончался. Ничуть не смутившись, водитель остановил автомобиль, выбросил труп на дорогу и поехал дальше. Но наказание нашло и его.
За совершение ДТП со смертельным исходом водители приговариваются по статье 264 Уголовного кодекса РФ. Осужденных по этой статье немного по сравнению с остальными заключенными. Живут они в колониях-поселениях. Впрочем, стоит отметить, что столь суровый приговор судом выносится редко. Чаще всего водителя лишают прав лишь за то, что он скрылся с места аварии. С 1 января 2008 года ему может грозить и арест на 15 суток.
Чтобы не стать невольными убийцами, требуется немного - соблюдать скоростной режим. А в темное время суток следить за чистотой фар, чтобы свет авто был максимально ярким.
Смотрите также:
- Под прицелом видеорегистратора: обзор дорожных происшествий в Челябинске за неделю (05.04.2013) →
- Под прицелом видеорегистратора: в праздники челябинцы выезжали на встречку и путали педали →
- Жители Челябинской области учинили серьезное ДТП под Екатеринбургом →