Анатолий Ладнов: "Своих художников не ценят"

   
   

Недавно стало известно, что первым живописцем на Южном Урале, получившим звание народного художника России, стал Анатолий Ладнов.

Его работы давно ценимы отечественными и зарубежными коллекционерами. Выставляются на аукционах. Казалось бы, нашего земляка можно назвать счастливчиком. Но только он знает, чего ему стоило получить столь высокое признание.

Посла Индии пленил зимой

Анатолий Николаевич говорит, что, получив известие об официальном признании, большого волнения не испытал.

- Это раньше такое признание было хоть каким-то стимулом для творчества, а сейчас уже не то. Всё заполонил авангард, а русская реалистическая школа в загоне. Да и вообще любят у нас звания под самый конец раздавать. Один из моих учителей, Павел Корин, выживал тем, что мозаику на станции метро в Москве выкладывал. Его сначала Горький поддержал, а потом Константин Симонов лично к Сталину ездил, просил, чтобы не дали погибнуть таланту. Ленинскую премию Корину в итоге дали за три дня до смерти. А я до сих пор помню, как мы, девять студентов, пришли к нему, и он дал нам завет - не предать русскую реалистическую школу.

- Считаете это направление основополагающим?

- Я согласен с Кориным, который утверждал: "Это самое сложное - написать картину в духе реализма. Вот кто не умеет рисовать, он скатывается в авангард, где твое неумение будет незаметно!" Митрошин (известный челябинский скульптор - прим. ред.) вот недавно вернулся из Парижа и говорил мне, что реализм и там сейчас вызывает огромный интерес.

- Говорят, что и к вам приезжали из Лувра и приобрели несколько картин?

- Да, еще в советское время приезжали. Особый восторг у них вызвал натюрморт "Старая Русь". Приобрели его и еще несколько картин для аукциона. Говорят, потом продали за хорошую цену. Но я в итоге получил сущие копейки. Но зато в советское время я постоянно мог выставки организовывать, а сейчас за одну только аренду зала требуют 40 тысяч рублей! Где я их возьму? Наверное, думают, если посол Индии у меня картины купил, так мне теперь любая аренда по плечу.

- Посол Индии? Как же вы с ним пересеклись?

- Его с женой один коммерсант на Южный Урал привозил. И посол приобрел мой "Зимний пейзаж". У них зимы-то никакой нет, поэтому, наверное, этой картиной и пленился. Мы с ним и его женой потом долгое время переписывались, подарками обменивались. А вообще мои картины в 12 странах мира находятся, в частных коллекциях в основном. Недавно из Канады приезжали, купили картины.

- Ваши картины расходятся по миру, а вы сами домосед?

- Нет, я же постоянно выезжаю этюды писать. И не только на Южном Урале. Был в Средней Азии, Чехии, Германии, Прибалтике. Кстати, удивило, что в Риге ни одного уличного художника не увидел, хотя, казалось бы, там на каждом углу этюды можно делать. Видимо, у местных глаз замыливается. Убедился в этом, когда путешествовал по Чуйскому тракту. Общаюсь с местными художниками, рассказываю, что увидел: "А это писали?" - "Нет". - "А то место?" - "Не-а, зачем?" Удивлялся, поражен даже был. Живут в таких красивых краях, а ничего им не нужно. Купят булку какую-нибудь, бутылку водки рядом поставят - вот и ничего им не надо! Готов натюрморт, который потом и прикончат сами!

"Я не пью, и я не умер"

- Вас знают за границей, вы востребованны, следовательно, можете зарабатывать своим искусством. Не все художники могут себе это позволить...

- Так ведь раз на раз не приходится! Вы знаете, что и прежде художники только на продаже своих картин жили, никакого оклада у них никогда не было! Я продам картину и везу бабушке деньги. Она меня спрашивает: "Толя, а почему ты каждый месяц денежку мне не привозишь?" Я ей объяснял, но она так и не поверила.

- А почему именно бабушке? Она вас воспитывала?

- Да, я ведь сирота. В Миассе вырос. Рисовать же всегда хотел. Еще когда маленький был, любил рассматривать дореволюционные журналы "Нива", которые у бабушки были. Мне там особенно нравились картины Билибина, мечтал тоже научиться так рисовать. А чем? Тогда всё трудно достать было. Глиняные краски приходилось неделю разводить. Подруга бабушки мне иногда остатки половых красок приносила. А кисточки из сапожной щетки сам мастерил. И сейчас, кстати, сам для себя кисточки мастерю, покупным не доверяю - они же шаблонные, для всех. А мне под собственную руку сделанные надо.

- Говорят, что вы принципиально с коллегами по цеху мало общаетесь?

- Всякие на то есть причины, хотя гадили мне, конечно, изрядно. Даже обвиняли в том, что я "левак" с западным уклоном, представляете? Определение для меня тем более оскорбительное, если учесть, что под "леваком" подразумевали именно авангардистов! Хоронили меня даже. Говорили, мол, спился и умер. Это я-то, который первую стопку водки на собственной свадьбе выпил и с 67-го года не пью? И не курил никогда. Возможно, поэтому и друзей среди художников мало. Они-то застолья любят.

- Ну теперь-то после получения вам звания народного художника коллегам вас будет трудно не заметить.

- Не знаю, не знаю... Особых иллюзий я не питаю. Иногда создается впечатление, что родному краю нет дела до своих земляков. В областном краеведческом музее на оформлении работают пришлые, как будто у нас своих художников нет. Полная неясность с моей картиной "Демидовы". В советское время ее запрещали писать, потому что якобы негоже возвеличивать эксплуататоров, а сейчас просто никому нет дела. А не хочется, чтобы любимые картины уходили из Челябинска. Но приходится идти на это. Даже народному художнику России надо кормить семью.

Смотрите также: