Жизнь в мире без людей

   
   

Сева самостоятельно научился играть на синтезаторе в 4 года, сейчас успешно осваивает школьную программу, пишет необычные рассказы. Но аутизм делает его талант очень отличающимся от таланта других одаренных детей.

Когда Севе исполнился год, он почти не обращал внимания на людей, зато живо интересовался картинками и буквами в книжках. В этом же возрасте он уже мог указать нужную букву или расставить пронумерованные кубики в правильном порядке. В два года мальчик мог написать некоторые слова, но по-прежнему не говорил. В три Севе поставили диагноз "аутизм".

Севины сказки

Как-то Севиной маме, окончившей когда-то музыкальную школу, подарили синтезатор. Предполагалось, что она будет играть своему сыну, развивать его музыкальность. Всё получилось наоборот: четырехлетний Сева быстро освоил инструмент почти без посторонней помощи. Разучив "заложенные" в синтезатор фугу Баха, инструментальную пьесу Моцарта и другие композиции, мальчик удивил родных еще больше. Оказалось, что у него очень хороший музыкальный слух: услышанное только раз по радио произведение он мог тут же сыграть на синтезаторе. В нынешнем году Сева начал импровизировать и перелагать на музыку детские стихи. Хотя медицинская наука утверждает, что аутисты склонны к однообразному поведению - однажды заученное могут упорно повторять многие годы.

Сегодня трудно представить, что когда-то Севе было тяжело научиться просто застегивать рубашку. Чтобы исправить это, мама сделала тренажер, представляющий собой ряд разных по размеру пуговиц. Сева должен был участвовать в соревновании: кто быстрее застегнет все, тот и победил. Необычны были и его шнурки: в них мама вставила проволоку. Медленно, шаг за шагом мальчик научился их завязывать и развязывать.

Несмотря на трудности в речи, Сева занимается с учителем из обычной школы, правда, на индивидуальных занятиях. Первые три класса он окончил на "хорошо" и "отлично". В этом большой вклад его родных, особенно мамы, которой достает терпения на каждодневные занятия. А вот рассказы Сева пишет сам, без посторонней помощи. В его творениях, пусть и с немного путаными сюжетами, действуют весьма симпатичные герои - рысь Кунжутка и лось Сиянго. А недавно Сева переделал "Сказку о рыбаке и рыбке" Пушкина. Роль старухи у него играет собака Ася, а старика - кошка Квага. Последняя ходит на море к разным видам рыб и просит улучшить жилищные условия собаки. В конце концов собака Ася пренебрегает дворцом, выбрав старую добрую будку.

Пустите к другим детям

Сегодня десятилетнего Севу готовят к взрослой жизни. Мама пытается отдать сына учиться вместе с другими ребятами, в коллективе. Несколько лет назад Сева ходил в челябинский центр для аутистов, но там коллективных занятий не было. Маму не устроили результаты обучения, и ее сын учиться там перестал. Обращалась в частную школу, но там ей отказали. Пробовали поступить в специализированное учебное учреждение. И тут отказ: сказали, что отклонения мальчика не соответствуют профилю школы. Пришлось снова идти на индивидуальные занятия, хотя точно известно, что обучение в коллективе хорошо помогает развитию ребенка с аутизмом. И это не опыт из медицинской литературы. Сева учится два месяца в год в реабилитационном центре "Здоровье", занимается в коллективе. Результаты после таких курсов очень неплохие, но хватит ли этого, чтобы полноценно подготовиться к взрослой жизни, развить таланты мальчика?

Комментарий

Любовь Клименкова, председатель общественной организации помощи детям с особенностями психоречевого развития и их семьям "Маленький принц":

- Честно говоря, таких талантливых, как Сева, в нашей общественной организации больше нет. Дело в том, что у детей с более тяжелой формой аутизма есть задержка умственного развития, могут быть другие отклонения. А спецшколы именно для аутистов в России можно пересчитать по пальцам. Но ведь для таких ребятишек подходят и другие их типы. Однако договориться о том, чтобы наших детей туда брали, пока не удается. Юридически интересы аутистов нигде не учтены, существуют лишь общественные организации, которые добиваются внесения нужных поправок в федеральный закон. Пока безуспешно. А ведь только в нашей организации состоят 150 южноуральских семей, в которых растут дети-аутисты. Распространение детского аутизма, по разным данным, колеблется от 4 до 26 случаев на 10 000 детей.

Смотрите также: