Как остановить школьные войны

   
   

Новый учебный год, который стартовал чуть менее двух недель назад, может принести южноуральским детям не только радость от получения знаний. Удручающая статистика преступлений, совершенных нашими несовершеннолетними земляками в прошлом учебном году, подсказывает, что образовательным учреждениям придется думать, как сделать так, чтобы одни ученики вернулись домой здоровыми и невредимыми, а другие не отправились из-за школьной скамьи на скамью подсудимых.

Печальный счет подростковых правонарушений, который по результатам прокурорской проверки вывел Челябинскую область в число "преступных" лидеров страны, на самом деле начался не год и не два назад. Сегодня многие эксперты в области образования с уверенностью заявляют, что на всеобщем падении нравов отразились годы всероссийской депрессии. И в каждом регионе страны ситуация примерно одинаковая, краткой характеристикой которой легко может стать слово "катастрофа". Челябинскую область лидером назвали только в результате массированной проверки, проведенной следователями Генеральной прокуратуры. Проведи они ее в любом другом субъекте - результат был бы примерно таким же.

Однако кивать только на усердных счетоводов уголовных дел из Москвы не стоит, от этого они могут уменьшиться лишь на бумаге. А в реальной жизни южноуральских подростков действительно происходят страшные вещи. Так, например, два года назад группа подростков из Троицка прямо в здании одной из школ при свете дня насмерть забила сверстника, этим летом 15-летний кыштымец "на почве личной неприязни", как отчитались следователи, задушил своего 11-летнего соседа, а Аргаяшском районе задержали и судили банду несовершеннолетних насильников... Список можно продолжать.

Понимая, что проблема требует незамедлительного общественного вмешательства, мы решили провести в редакции "Аргументов и фактов - Челябинск" круглый стол по проблемам подросткового насилия и тем самым развернуть дискуссию о "преступности с детскими глазами". Сегодня мы представляем вам наиболее интересные мнения экспертов, высказанные на нашем круглом столе.

Где неладно в детском мире

- Действительно, Челябинская область в этом году была названа одним из лидеров в вопросе подростковой преступности. Цифры звучат так: за 2006 год в регионе было зарегистрировано 109 тысяч преступлений, из них 4500 преступлений совершено несовершеннолетними. Последнее время рост правонарушений среди подростков нам дают Варненский, Аргаяшский районы, Карталы. За последние 8 месяцев значительно выросло число правонарушений в Южноуральске. А вот в Челябинске на протяжении 4 лет этот процент понемногу, но снижается.

Правоохранительные органы, насколько это возможно, пытаются решить проблему подростковой преступности. Так, например, наше ГУВД и областное министерство образования и науки издали совместный приказ об открытии во всех учебных заведениях кабинетов для участковых уполномоченных и инспекторов по делам несовершеннолетних. На 1 сентября по области работало 223 подобных кабинета. К концу года мы думаем, что их будет уже в 10 раз больше. Также идет активная работа по расширению института "школьных инспекторов" - сейчас их 69. Будет больше. Хочется надеяться, что эти меры позволят снизить напряженность в данном вопросе.

Не быть равнодушными

- Сложная ситуация в вопросе подростковой преступности, которая сложилась в нашем обществе, в значительной мере связана с переменами, происходившими в нашей стране последние десятилетия. Сейчас и государство, и общество пытаются решить проблему. Но нужна еще большая консолидация общественных сил. Простой пример: давайте посмотрим, что смотрят наши дети на экране телевизоров, в какие компьютерные игры они играют, почему им в магазинах продают сигареты и алкогольные напитки... Ведь всё это создаем мы, взрослые. Я просто хочу сказать, что проблема безопасности - это дело всех. Никто из нас не должен оставаться равнодушным.

Большую роль в борьбе с подростковым насилием может сыграть родительская общественность. И это касается не только физического, но и психологического насилия. Например, у нас существует серьезная проблема с обучением в учебных заведениях ВИЧ-инфицированных детей. И именно от родителей в таких случаях исходит достаточно неоднозначная реакция, а она, как в зеркале, отражается на взаимоотношениях сверстников. И подобная ситуация складывается не только там, где обучаются дети, зараженные вирусом иммунодефицита. Сегодня любые физические, психические отклонения могут стать причиной того, что на ребенка будет оказываться психологическое давление. Мы должны принимать превентивные меры, чтобы распространить в обществе некую толерантность по отношению к детям с теми или иными медицинскими диагнозами.

Внутренняя опасность

- Если мы говорим об охране учащихся от опасности, которое исходит с улицы, то тогда мы должны принимать превентивные меры - усиливать охрану, внедрять новые технологии в сфере безопасности... Но есть ведь и другая сторона проблемы. В учебном заведении существует внутренняя опасность, когда угроза для детей исходит со стороны их ровесников, посещающих эту же школу, училище, техникум. В этом случае должны приниматься меры совсем другого характера - воспитательного. А иногда просто необходима изоляция "трудных" подростков от остальных школьников. Но сегодня закон значительно ограничивает наши возможности в вопросах исключения из школы учеников, даже если они являются злостными правонарушителями. Поэтому школам, чтобы обезопасить детей, приходится довольствоваться лишь внутренними мерами.

Некоторые утверждают, что есть прямая зависимость между размерами учебного заведения и количеством правонарушений. Но статистика показывает, что нередко куда больший процент правонарушений дают учебные заведения, в которых обучается небольшое количество детей. Многое зависит от социального окружения школы, от того, как выстроена работа педагогического коллектива образовательного учреждения и правоохранительных органов в этом районе. Если уровень их взаимодействия высок, то и показатели правонарушений намного ниже.

Сколько стоит охрана?

- Образовательное учреждение - очень специфичный объект охраны. Далеко не каждого охранника туда можно поставить, да и не каждый туда пойдет работать. Для этого объекта человека нужно специально готовить, а это немалые затраты. Вот говорят, 80 рублей в час за работу по охране школы - это дорого. Но мы должны заплатить охраннику хотя бы 45 рублей в час, заплатить налоги в размере 25 рублей, и всего 10 рублей остается компании. За 170 часов в месяц охранник получит на руки 7650 рублей. Это много?

Конечно, и к охранным предприятиям есть вопросы по эффективности их работы. Чтобы эту проблему снять, мы считаем, что необходимо создать единую упорядоченную систему по привлечению частных охранных структур к охране образовательных учреждений. Тогда все будут работать по одним правилам, и все от этого выиграют. Мы уже вышли с подобных предложением в ГУВД по Челябинской области.

Делать всё, что можем

- Мы приводим своих детей в школу здоровыми и счастливыми и хотели бы, чтобы они вернулись домой такими же. В очень многих учебных заведениях сегодня установка пожарной сигнализации, тревожных кнопок, камер слежения происходит в основной своей массе за счет кармана родителей. Для школы всё это дорого не только установить, но и содержать в дальнейшем. Простой пример. В настоящее время охранные фирмы выставляют школам счета за свои услуги в размере от 40 до 80 рублей в час. Школе необходимо от 25 до 30 тысяч рублей, чтобы оплатить ночную и дневную охрану, а государство на эти цели практически ничего не выделяет. Городские власти сегодня пытаются в меру своих возможностей помогать образовательным учреждениям. Так, определенные средства направляются на оснащение учебных заведений камерами слежения. Конечно, если не решать нравственный аспект проблемы, то вся техническая составляющая системы безопасности не принесет глобальных результатов. Но и эти шаги значимы, от них нельзя отказываться.

Нужны нам и решения на законодательном уровне. В начале этого года депутаты Челябинской городской Думы предлагали четко определить время, в которое ребенку, подростку можно находиться вне дома. Мы хотим, чтобы и общество в целом, и семьи в частности, понимали и принимали эти временные рамки. Классическую фразу "Жить в обществе и быть от него свободным нельзя" никто пока не опроверг. Всё, что есть негативного за стенами дома, вольно и невольно передается нашим детям. Так правильно ли то, что ребенок, например, в час или два часа ночи находится в интернет-кафе или на дискотеке? Нам сегодня недостаточно правовых актов, которые бы закрепили меру ответственности родителей за то, до какого времени они позволяют своему ребенку находиться на улице. К слову, из-за юридических причин сегодня решение по этому вопросу так и не принято.

Можем доиграться!

   
   

- Я уверен, что ответственность за негативную ситуацию в вопросе безопасности детей прежде всего должна возлагаться на государство. Нужна более четкая политика в том, какую информацию получают наши дети. Например, есть одна компьютерная игра, в которой герой ходит по городу, общается с людьми, а после может спокойно напасть на них, избить, убить. Вот дети играют в такую игру, а после выходят на улицу и воплощают в реальную жизнь виртуальную действительность. Родители не смогут проконтролировать все информационные потоки, которые получают их дети, с этим может справиться лишь государство. Возможно, нам уже необходимо ввести отдельные элементы цензуры.

Что касается конкретного вопроса охраны школ, то нам как родителям хотелось бы видеть большую согласованность властей в работе с частными охранными предприятиями (ЧОП). Неужели нельзя выделить ряд крупных ЧОПов, у которых будет единая тарифная ставка, каждое из которых было бы закреплено за конкретным районом, они бы проводили совместные учения и отрабатывали механизмы по усилению безопасности в наших учебных заведениях?

Выслушать и оценить

- Любой ребенок запрашивает у взрослого ту или иную оценку своим действиям. Поэтому, когда взрослые в ответ на поступок ребенка, подростка молчат, они тем самым поощряют агрессивные действия. Когда мы говорим о растущем проценте агрессивности, возбудимости в среде подростков, мы должны говорить о своих собственных ошибках и просчетах. Мы можем предоставить ребенку личную комнату, заставить ее по последней моде, отдать его учиться в лучшие школы к лучшим педагогам, но при отсутствии внимания, без оценки его поступков предупредить асоциальное поведение не удастся.

"Школу должны охранять профессионалы!"

- Общеобразовательные учреждения - это второй дом для учеников. Директора и учителя почти как родители для детей. Если они хотят решить проблему безопасности в своих учебных заведениях, то должны сотрудничать с правоохранительными органами и частными охранными предприятиями. Охрана в общеобразовательных учреждениях должна быть качественная, а охранник должен иметь определенный уровень образования и пройти психологический тест на уровень взаимодействия с детьми, чтобы владеть ситуацией. Немаловажный аспект - физическая подготовка. Иначе охранника не будут замечать и прислушиваться к нему.

Охрана в общеобразовательных учреждениях не очень затратная: если в школе учится тысяча детей, то в месяц учебное заведение может получить до 50 тысяч рублей, из расчета 50 рублей на ученика, в то время как стоимость охраны - 29 тысяч рублей. И если директора и учителя совместно с охранными предприятиями доведут до сведения родителей необходимость обеспечения безопасности ребенка не только дома, но и в учебных заведениях, то кто же будет экономить на здоровье ребенка 50 рублей?

Школе не хватает нравственности

- Сегодня много говорится о физической безопасности детей, что, безусловно, правильно. Государство уделяет этому вопросу много внимания: пожарные сигнализации, различные системы охраны, школьные инспекторы и т. д. Суть в том, что этим проблема безопасности не исчерпывается. Школа - маленькая модель общества, со всеми его недостатками. В целом общество становится более жестоким, соответственно в последние два-три года резко возросло количество случаев беспричинного садистского избиения людей подростками, стремительно снижается возраст насильников.

К сожалению, сегодня школу перестали рассматривать в качестве общественного института, прививающего ребенку социокультурные ценности, которые в дальнейшем будут определять его поступки, давать ему возможность выбирать между добром и злом. Роль школы в воспитании становится всё слабее и слабее.

Еще одним аспектом проблемы безопасности является ориентация учебных заведений на большой объем знаний как на критерий эффективности образования. За последние 20 лет объем знаний в той социокультурной среде, в которой мы живем, увеличился многократно. Попытка всё это за короткий срок вложить в голову ребенка изначально сопряжена с огромными рисками. Я бы назвал происходящее сегодня информационным насилием над детьми. Чтобы выправить эту ситуацию, нужны системные изменения.

На Западе уже давно идут принципиально другим путем. Там детям дают не сами знания, а учат тому, как самостоятельно добывать нужные знания в каждой конкретной ситуации. Российские психологи сегодня также делают выводы, что система образования должна обеспечивать приобщение ребенка к общекультурным ценностям и готовить его к полноценному вхождению в социум. А это предполагает умение самостоятельно ориентироваться в потоках информации и самому производить информацию. Дети, которые отрезаны от возможности размышлять, сопереживать, для которых знания не инструмент для творчества, а самоцель, нередко начинают искать самореализацию в асоциальных сообществах, провоцируют вспышки насилия.

Для безопасности общества намного важнее вырастить из ребенка не бездушного всезнающего робота, а зрелую полноценную личность, способную думать и чувствовать, самостоятельно искать и находить правильные, мудрые решения.

Ребенок должен быть на связи

- Важную роль в обеспечении безопасности школьников играет выбор надежной и качественной мобильной связи. Ребенок должен иметь возможность в любой ситуации позвонить родителям.

Это было учтено при разработке тарифа "Классный", который МТС запустила к началу нового учебного года. На тарифном плане предусмотрена возможность подключить два "любимых" номера МТС. Например, это могут быть телефоны родителей или кого-то из близких. Ребенок может звонить на "любимые" номера, даже если деньги на счете закончились - при нулевом или отрицательном балансе.

Кроме того, благодаря сервису "Положительный ноль", который позволяет абонентам продолжать пользоваться бесплатными услугами МТС при нулевом или отрицательном балансе, ребенок сможет принимать любые входящие вызовы и SMS-сообщения после того, как выговорит все деньги. Родителям не нужно лишний раз переживать, где пропадает ребенок, на всех ли уроках присутствует. Достаточно позвонить и проверить.

Другая важная задача, которую позволяет родителям решить "Классный", - это ограничение доступа ребенка к "взрослому" контенту: ненужным мелодиям, картинкам и роликам. Доступ к платным ресурсам для абонентов этого тарифного плана просто закрыт. Зато специально для юных абонентов создан так называемый "Детский портал", на котором ребенок найдет познавательные статьи и образовательные игры, школьные чаты и блоги. Содержание детского портала контролируется специалистами 24 часа в сутки. Родители могут не переживать, ребенок, используя мобильный Интернет, не встретит ничего, что могло бы негативно повлиять на детскую психику. При этом весь контент на портале бесплатный.

Создайте климат

- Возраст наших студентов - от 15 до 20 лет, и в большинстве они были не самыми лучшими учениками в своих школах (хоть и не самыми худшими). Кроме того, примерно 50-60% всех студентов - это подростки из неполных семей. Контингент, как вы видите, сложный. Задача педагогов у нас состоит в том, чтобы создать климат взаимоуважения, гордости за ту профессию, которую получают ребята. Человек, который занимается делом, которому созданы для этого все условия, воспитывается самой средой, и тут не нужны какие-то дополнительные методики. Кроме того, если подросток приходит в образовательное учреждение и видит там чистые стены, отремонтированные аудитории, ухоженный туалет, он интуитивно будет вести себя более сдержанно.

В пределах учебного заведения, я считаю, порядок навести можно, а вот за его пределами всё намного сложнее. Здесь необходимо совершать шаги на законодательном уровне. Например, я согласен с тем, что нужно вводить некие временные рамки, когда подростки могут находиться вне дома. Ответственность за ребенка, который во внеурочный час находится на улице, должны нести родители. Ведь большая часть преступлений совершается именно в сложно контролируемый промежуток времени, то есть ночью.

Безопасность и технологии

- Новые технологии вполне могут помочь в увеличении эффективности системы безопасности в образовательных учреждениях. Сегодня в одном из учебных заведений Челябинска, например, устанавливается система оповещения родителей с помощью посылки SMS-сообщения о том, что их ребенок пришел в школу и покинул ее стены. Она основана на биометрических средствах контроля, в данном случае отпечатках пальцев. То есть ребенок, приходя в школу и уходя из нее, кладет пальчик на сканер, система его распознает и подает сигнал на мобильный телефон родителей. Надо отметить, подключаться к этой системе родители будут только на добровольных началах. Естественно, некоторые школьники будут пытаться обманывать технику, но это уже вопрос не из области технологий, а из области воспитания. Нужно понимать: мы даем лишь инструменты, насколько ими эффективно воспользуются, вопрос не к нам.

Смотрите также: