Кредиторы опускают "железный занавес"

   
   

Как бороться с должниками? Урезонивать? Давить на совесть и жалость? Нанять киллеров, наконец? С недавних пор в Челябинской области, да и в остальных российских регионах, появился новый способ - не выпускать должников за границу.

Уже зашла речь о том, что на таможенных пунктах вокзалов и аэропортов появятся списки должников. Причем за пределы России не смогут отправиться не только те, кто не погасил вовремя кредит в банке, но и злостные неплательщики алиментов, а также те, кто имеет большую просроченную задолженность за услуги ЖКХ.

Отдай 3 миллиона!

Попасть в черный список можно лишь после соответствующего решения суда. Следить за порядком призваны судебные приставы - создано межрайонное подразделение по розыску должников, имущества и взаимодействию с правоохранительными органами. Прецедент уже есть.

Не так давно чуть ли не с трапа самолета сняли южно-уральского бизнесмена, который собрался было за границу, да думать совсем забыл про имеющийся у него немалый долг перед одним из партнеров.

Надо сказать, что бизнесмен был немало возмущен действиями приставов и немедленно обратился в суд с жалобой. Однако сначала Советский районный суд Челябинска, а потом и кассационная инстанция областного суда оставили жалобу должника без удовлетворения: он по-прежнему лишен права покидать пределы страны, пока не вернет деньги партнеру. Сумма долга немаленькая - более 3 млн рублей.

Интересно, что на заседании присутствовал и сам кредитор, который настаивал на том, чтобы его должник был ограничен в своих передвижениях, тем более что долг тот начал погашать лишь после вмешательства суда. Сам же бизнесмен утверждал, что долг погашает регулярно и ежемесячно, а поездки за границу для него суровая производственная необходимость, от которой зависит успешное развитие его бизнеса.

Тем не менее суд встал на сторону кредитора. Предупреждающий сигнал для прочих должников, которых в Челябинской области хватает.

Всему причиной банки?

Специалисты утверждают, что одной из главных причин, побудивших власти к столь строгим мерам, стала угроза очередного банковского кризиса. А всему виной просроченные кредиты.

Если в начале 2005 г. доля задолженности не превышала 1,4%, то к марту нынешнего года составила уже 2,3%. Если же взять банки, которые специализируются на кредитах (все мы их знаем), то задолженность получается еще выше - более 5%.

Торопясь привлечь клиентов, банки идут на сознательные риски, ставка делается на скорость оформления заявки, а данные, предоставляемые клиентом, практически никак не проверяются или же проверяются крайне поверхностно. В зарубежных странах с развитой и устойчивой банковской системой есть специальные учреждения - кредитные бюро, где хранятся истории заемщиков. В России они тоже есть, но не справляются со своими функциями. Ведь наши банки, как и раньше, крайне неохотно делятся друг с другом информацией о заемщиках, несмотря на весь шум о создании общей базы данных. Ее на самом деле попросту нет.

В итоге все может кончиться банковским кризисом, когда доля просроченной кредитной задолженности превысит допустимые пределы. Вот только специалисты не могут сойтись во мнении, как определить эти пределы. В Южной Корее в 1997 г. банковский кризис случился, когда доля задолженности в кредитных портфелях достигла 13,5%. Но экономики у нас все же разные, так что ясности нет.

Вероятно, власти решили пока хотя бы подобными ограничительными мерами предотвратить опасную тенденцию.

Смотрите также: