Челябинские фермеры планируют вновь объединиться в потребительские кооперативы. В деревнях верят, что сообща можно справиться с заводской конкуренцией.
Летом этого года потребкооперативы были созданы в Нагайбакском и Октябрьском районе. Их клиенты - окрестные хозяйства, имеющие хотя бы пару рогатых голов.
Рогатый капитал
До сих пор владельцы крупных парнокопытных в лучшем случае отдавали молоко за бесценок арендаторам-дачникам. В худшем - а таких случаев оказывалось большинство - скармливали надоенное своим же свиньям. Жалко, а делать нечего: не транспортировать же бабе Шуре свои бидоны на завод за десятки километров.
Предполагается, что созданные в деревнях кооперативы снимут с сельских бабулек проблему сбыта. Молоко будет оптом скупаться с частных подворий, охлаждаться, а затем поставляться на те же молокозаводы.
Есть, правда, одно "но". Молокозаводы не торопятся скупать у селян молоко не только потому, что объезжать отдаленные подворья - дело хлопотное, но и потому, что качество продукта здесь, как правило, оставляет желать лучшего. Частные буренки плохо питаются, часто болеют, а хозяева нередко машут рукой на какие бы то ни было технологические нормы. Поэтому перед кооперативами, желающими найти постоянного покупателя на свой товар, непременно встанет и еще одна задача - помочь поставщикам в приобретении и заготовке качественных кормов, а также приучить сельских бабулек уважать рогатый капитал.
Низкое качество товара и упрямое нежелание фермеров принять правила цивилизованной торговли - одна из основных причин того, что на наших столах южноуральское мясо появляется нечасто. К такому выводу пришли учредители еще одного продуктового кооператива.
- Мы нашли совершенно реального покупателя, - рассказывает один из организаторов предприятия. - Крупная челябинская сеть ресторанов была готова тоннами приобретать свежее мясо у наших фермеров. Не хочу обижать наших свиноводов, но качество всего проверенного закупщиками товара уступило почему-то не только импортным образцам, но и омскому, уфимскому подмосковному продукту.
Корнеплод по евростандарту
Столкнулись кооператоры и еще с одной неожиданной проблемой. Большинство потенциальных клиентов - сети общепита, оптовые базы - предпочитают приобретать уже разделанное, обработанное должным образом мясо, какое выставляют на продажу импортные поставщики. Можно сколько угодно говорить о низком качестве большей части завезенного продукта, но своего, как выяснилось, мы попросту не имеем. Наши фермеры, привыкшие сбывать товар тушами по дешевке рыночным перекупщикам, не особо заботятся о его ликвиде. Вот и получается, что одним местная свинина не годится по качеству, другим неудобна по форме. В итоге шеф-повар челябинской ресторанной сети отдал распоряжение вернуться к прежним поставщикам.
Мясную проблему можно объяснить технологическими трудностями. Все-таки разделка туш требует умения и подходящей базы, а ресурсы наших селян не всегда позволяют вырастить свиней с "европейским" слоем жира. Но как объяснить, что кафе, рестораны и супермаркеты предлагают нам импортную картошку и морковку? Очень просто. В большинстве ресторанов картофелечистки просто не способны переработать картофелину меньше положенного размера, а надеяться, что фермер под заказ положит в мешок картофелины нужного формата - мягко говоря, утопия. Куда проще переплатить за ровненький, стандартный голландский корнеплод. В этом случае потребкооператив мог бы выступить в роли посредника: собранные у крестьян овощи оптом сортируются на кооперативной базе и только потом направляются капризным покупателям.
Сможем ли мы при таком подходе конкурировать с голландцами или по традиции обнаружатся более серьезные проблемы, покажет время.
Смотрите также:
- «Сначала обалдели от радости». Российские фермеры о санкциях и господдержке →
- Адское сыроварение. «Рокфор» в России сродни подвигу →
- Зайцев … кроликов разводит →