Кто отмоет уральские горы?

   
   

Помыть спинку областной администрации, согреть светом каждую клеточку десятиметровой Клаудии Шиффер, намылить голову пролетарскому вождю, покорить вершины "Синегорья" - не каждому это дано.

Но есть в нашем городе люди, для которых это не просто бредовые идеи, а самая что ни на есть повседневная работа по очистке фасадов и памятников и установке подсветки на рекламных баннерах.

Промышленный альпинизм как профессия появился в Челябинске сравнительно недавно. Но, несмотря на это, современные золушки - кстати сказать, большинство из них мужчины - по желанию клиента готовы взять в руки не только ведра и тряпки, но и молотки, кисти, даже сварочный аппарат и прийти на помощь не рядовым уборщицам, а строителям...

Сверху - вниз, наискосок

По словам Андрея Шубина, директора одной из челябинских фирм, специализирующейся на высотных работах, основной контингент покорителей городских высот - люди с профессиональной высотной подготовкой. Одни вкус высоты познали в армии, другие - в экстремальном походе с друзьями, есть среди городских альпинистов даже спортсмены, для которых работа является еще и тренировочной площадкой. И жизнь как у всех заболевших горами делится четко на "до" и "после".

Александр Гибин альпинизмом занимается два года. По своей земной профессии - электромонтер. Вкручивать лампочки и ремонтировать проводку ему всегда казалось скучным, хотелось экстрима, романтики и куража, которые мог дать только скалодром.

Боевое крещение промальпиниста он принял на "Синегорье". Страховка, ведро, необходимое оборудование для клининга и вот - первый шаг "за бортом"... Моют здания всегда парами, спускаясь сверху вниз. Из особенностей снаряжения - кроме чистящей косметики, которая, как и обычный шампунь, подбирается исходя из природы грязи - хоккейные наколенники и подлокотники. Есть также специальные "присоски" - стеклодомкраты, которыми "цепляются" за стекла. В них альпинист за работой похож на "человека-паука".

Из-за наклонности стекол "Синегорье" приходится мыть на коленях. Конструкция "Синегорья" и по сей день считается самой сложной для помывки, причем не столько снаружи, сколько внутри, где работы приходится проводить и вовсе под отрицательным уклоном. Здесь, как говорят специалисты, становишься тарзаном, акробатом и уборщицей в одном лице. Вторым по сложности уборки альпинисты называют здание нового краеведческого музея, который в нашем городе едва ли не самый "чистоплотный". Его моют каждый месяц. Высота стеклянных проемов достигает восьми метров, общая площадь остекления - около 4000 квадратных метров. Но и это для Челябинска не предел. Мечта любого покорителя горных высот - строящееся здание "Челябинск Сити" с рекордной для города предполагаемой стеклянной площадью около 30 тысяч квадратных метров.

Зашел через окно на чай и остался

По словам альпинистов, помимо архитектурных трудностей нередко приходится преодолевать проблемы человеческого характера. К новой профессии горожане относятся по-разному: те, что помоложе, засматриваются, отдельные смельчаки хотят попробовать сами. Вспоминают случай, когда мама долго не могла успокоить расплакавшегося малыша, который затих, как только увидел дяденьку, "зависшего" за окном. Но самыми грозными противниками альпинистов, конечно, являются чересчур бдительные старушки, не раз принимавшие их за тунеядцев, террористов и оконных воров. Для обезвреживания даже вызывали милицию.

Помимо работы есть в городском альпинизме и своя романтика. Хоть основными заказчиками считаются промышленные предприятия, частные заказы тоже иногда поступают. Прежде всего из высотных новостроек: хозяйки квартир на десятых и более высоких этажах не без оснований боятся мыть окна снаружи.

В этой альпинистской фирме вспоминают случай, когда сотрудник на работе нашел свою вторую половинку. Спускаясь вниз, заметил на балконе девушку и попросил у нее воды, зашел через окно на чай и... остался.

Жен промальпинистов, пожалуй, можно сравнить только с женами подводников. Мужей с работы им также приходится ждать месяцами, ведь лето для альпинистов - самая горячая пора, за исключением дождливый дней, когда промокают веревки. Работать приходится круглые сутки, выполняя по ночам заказы в местах, где днем бывает большое скопление народа. При этом сами альпинисты отшучиваются, что работа у них сидячая и на дому. Как и в каждой работе, у альпинистов есть то, что запоминается надолго. Так, в один из летних дней поработать ребятам предложили ни где-нибудь, а в азотном цехе ЧМК - это место, где лед и вечная мерзлота царят круглогодично. Выйдя оттуда, они научились любить даже наше прохладное уральское лето. Зимой, впрочем, альпинистам тоже редко удается отдохнуть: то елку закажут на крышу установить, то окна отмыть к приезду высокого чиновника, а там, глядишь, уже и весна, для альпинистов это время отчаянной борьбы с сосульками. Что удивительно, с ледяными глыбами, достигающими в весе больше ста килограммов, бороться приходится практически вручную, точнее, ногами. А если все же случается отпуск, то провести его альпинисты стараются наедине с настоящими горами.

ЦИФРЫ

44 метра над землей - высота самого высокого пика "Синегорья".

От 650 до 1000 рублей - ежедневная зарплата промальпиниста.

От 70 до 100 квадратных метров стекла отмывает один промальпинист за день.


КСТАТИ

В России действует Федерация промышленного альпинизма, благодаря чему альпинизм буквально не знает границ. Челябинские специалисты приглашались на работу по реставрации Петродворца в Санкт-Петербурге, Мамаева кургана в Волгограде и завода "Норильск никель" в Норильске.

Школа подготовки промышленных альпинистов есть в Уфе, а в нашей области альпинизм процветает в Снежинске, где также есть своя школа.

Смотрите также: