Примерное время чтения: 6 минут
1621

Единственный участник двух Парадов. Ветеран Шлыков - живая легенда России

Александр Шлыков.
Александр Шлыков. / Надежда Уварова / АиФ

Зимой 1941-го в землянке молодой боец Саша Шлыков всю ночь проговорил с писателем Алексеем Сурковым. Вместе грелись у печурки. А через несколько дней мир услышал знаменитую «Землянку», написанную Сурковым: «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага».

Ветеран показывает фото знаменитых писателей, с кем познакомился на войне. Фото: АиФ/ Надежда Уварова

Подобных удивительных встреч и уникальных событий на жизнь ветерана Великой Отечественной, бывшего главного хирурга Челябинской области Александра Шлыкова выпало столько, что хватило бы и на десятерых. Но девяностатрехлетний ветеран сумел пережить их, победить страх, побороть ужас, выжить, более двадцати лет в мирное время спасать жизни людей и сейчас с поразительной точностью в деталях рассказывать о своей жизни.

Именно он, Александр Семёнович, был участником парада 7 ноября 1941 года и парада Победы на Красной площади в Москве 24 июня 1945 года. Он - единственный в стране участник одновременно двух парадов, доживший по года празднования 70-летия Победы.

Портрет Шлыкова выставлен в музее истории медицины Челябинска. Фото: АиФ/ Надежда Уварова

Казак

До войны Александр закончил Троицкий медицинский техникум и поработал фельдшером. Весной 41-го его призвали в армию простым солдатом. С саперным батальоном он попал на строительство новой границы между Литвой и Восточной Пруссией. Александр был из казачьего рода, дед его был лекарем, а отца репрессировали. За казацкие корни и исключили его из военно-морского авиационного училища Перми, ведь до этого Шлыков мечтал стать летчиком.

Рассказы о дружбе с Германией

Шлыков вспоминает, как им, солдатам, постоянно рассказывали о дружбе СССР с Германией. Но местные жители, с которыми он успел познакомиться и которые нет-нет, да подкармливали служивых, упорно утверждали: со дня на день будет война. Политинформация твердила: все слухи и сплетни, не верьте, но жители литовских сел один за одним покидали насиженные места, устремляясь дальше от границы. Однажды местный ксендз сказал, что война будет скоро, через неделю. Вернувшиеся в часть солдаты доложили командирам. Те махнули рукой, на напряглись, а вечером выдали дополнительные боеприпасы, стали вести усиленные патрули.

С первых дней войны немецкие танки стали проникать глубоко в тыл. Шлыкова, отступающего вместе со своей частью, ранило в ногу. После госпиталя он вновь был направлен на фронт, на оборону Москвы.

Предки Шлыкова. Александр Семенович рассказывает, на войне был и его родной брат. Фото: АиФ/ Надежда Уварова

Парад 1941

Пятого ноября 1941 года, вспоминает Шлыков, ему и еще нескольким солдатам приказали получить новое обмундирование. Это, конечно, молодых людей безумно обрадовало: старая одежда была протерта, прострелена, не грела в ту зимнюю пору. Он не понимал, за что такая честь. Вскоре выяснилось: ему выпала честь принимать участие в Параде на Красной площади, пройти мимо Мавзолея, предстать перед глазами Верховного Главнокомандующего. У солдата пересохло в горле: это была невероятная честь, но все понимали, что станут для фашистских летчиков отличными мишенями. 

Но погода была на стороне советских солдат: шел снег, а в такую снежную пургу фашисты не рисковали бомбить население, видимость была ужасная. Шлыков разглядел глазами Сталина на трибуне. Конечно, любой из солдат, что шли Парадом, готов был отдать жизнь за Родину, за Сталина. Позже, летом 1945-го, Шлыкова снова выберут участником Парада на Красной площади. Отбор будет серьезным, от внешних данных до послужного военного списка. Немаловажную роль сыграет и тот факт, что Александр был участником Парада 1941-го. Он шел в первой колонне, держал равнение. На видеокадрах военной хроники лицо молодого бойца было снято крупно. Позже, в военное время, его случайно увидят в кинотеатре родственники, а киномеханик вырежет несколько кадров и подарит на память Шлыкову.

Снимок Парада 1941 года. Фото: АиФ/ Надежда Уварова

Дорога жизни

Но до второго Парада была война. Александр прошел ее всю, с первого дня до последнего. Встречался с Борисом Полевым и Александром Фадеевым - те приезжали на фронт, когда работали над своими книгами. Не забыть и две поездки в блокадный Ленинград по дороге жизни.

Шлыков ехал в составе колонны из восьми машин. До Ленинграда добрались только шесть. Две другие ушли под лед. Ехали медленно, мерзли. В городе предстояла нелегкая задача: находить и вывозить местных жителей. Некоторые, вспоминает ветеран, были не в силах перенести дорогу, другие отказывались, не веря в спасение. Предстояло подкормить, поддержать морально, подлечить и уговорить население блокадного города бросить свои пустые ледяные квартиры. Удавалось это не всегда.

После войны Шлыкова уговаривали стать военным врачом, но он уехал в Челябинск. В институт приняли без экзаменов: ты на фронте экзамены вступительные сдал, сказали абитуриенту-герою. А потом Александр Семенович больше двадцати лет был главным хирургом Челябинской области.

Сегодня о единственном живом участнике двух парадов пишут книги и снимают фольмы. А легендарный Шлыков еще сам в строю: к нам в редакцию герой пришел сам.

Александр Семенович - очень интересный собеседник. Фото: АиФ/ Надежда Уварова
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах