Примерное время чтения: 10 минут
51

Сердце завода. В Челябинске создали спектакль об эвакуированных предприятиях

Сюжет 80 лет Победы в Великой Отечественной войне
 В спектакле есть место не только труду, но и любви, и юмору.
В спектакле есть место не только труду, но и любви, и юмору. / фото Игоря Шутова / Челябинский Молодежный театр

В Молодёжном театре Челябинска недавно состоялась премьера спектакля «Сердце завода». На сцене ожили истории эвакуированных во время Великой Отечественной войны рабочих, инженеров, а также челябинцев, которые их приютили и тоже трудились на заводах.

Какие истории легли в основу сюжета — только ли документальные? Есть ли место фантасмагории и юмору в таком спектакле? Удалось ли актёрам перевоплотиться в людей 40-х годов прошлого века? Об этом и на другие темы корреспондент chel.aif.ru поговорил с режиссёром спектакля Игорем Бармасовым.

Не кричать, а показать

Эльдар Гизатуллин, chel.aif.ru: — Выбор завода в качестве локации для спектакля — довольно необычный подход. Откуда возникла идея?

Игорь Бармасов: — Нынешний год всё-таки особенный — 80-летие Победы. Поэтому возникают запросы создать историю, посвящённую тем годам. Появилась мысль поработать над материалом, который связан с людьми — чтобы это не была сухая производственная пьеса или снова история о войне, а рассказ на тему, которую прежде не раскрывали. И, конечно, хотелось создать историю, тесно связанную с нашим городом. Тема эвакуации заводов в архивах раскрыта, но интересно было погрузиться именно в истории людей и сделать неожиданные выводы.

В первую очередь нужен был драматург, который проведёт расследование и напишет историю. Мы сразу вспомнили про драматурга Екатерину Гузёму. Это мастер, которая написала уже не одну пьесу, основанную на документальных событиях. Она приехала в Челябинск, где-то две недели посещала музеи заводов, собирала архивы, встречалась с людьми. Первоначально мы думала, что это будет документальная пьеса. Но в итоге родилась пьеса, где было место и вымыслу. Перемешались как документальные факты, так и художественные линии. Причём один из диалогов является «вербатимом» — это когда драматург разговаривает с одним из тех, кто делится воспоминаниями. Получилась в итоге полижанровая пьеса.

— В первую очередь о чём эта история? О трудовом подвиге?

— Главная тема — обстоятельства, в которых оказывается человек. Мы с автором сразу решили, что не будем о чём-то громко кричать, заявлять, а просто погрузимся в эту ситуацию, когда множество заводов эвакуировали из Ленинграда, других городов в Челябинск. Что делали люди в таких ситуациях? Те, которые везли оборудование, работали в новых условиях, и те, которые принимали приехавших? В спектакле много иронии, юмора. Это ведь тоже часть жизни. Тогда ведь и влюблялись, и спорили, и выясняли отношения, причём смешно выясняли.

Есть замечательная история оперной певицы, в чьём театре внезапно разместили завод — это ведь исторический факт. И певица оказалась рабочей завода. А потом к ней на квартиру ещё заселили эвакуированных. Надо было многих расселять — население города умножилось в несколько раз. Мне вообще важен в театре человек. Глядя на человека в чрезвычайных ситуациях, мы можем тоже получить какой-то опыт.

Женский голос печи

— В спектакле персонажи — это реальные люди, которые работали в то время?

— Там есть чисто выдуманные персонажи. Есть эпизоды чисто документальные, когда конкретные люди делятся воспоминаниями. А есть истории, которые из документов превращены в голос актёра. Эти функции мы отдали хору: как в древнегреческих постановках он поясняет историю, вставляет некую призму в глаза зрителей, подсказывает, что где-то можно поиронизировать, а где-то всерьёз задуматься.

— Верно ли, что один из персонажей — печь? Причём её играет актриса.

— Одна из героинь, Татьяна, проводит множество часов в цехе за работой. Как она сама говорит: «Ещё два часа, и будут сутки». В результате начинается фантасмагорическая сцена — остальные сцены реалистичные. Мы предполагаем, что Татьяна просто заснула от усталости и видит печь в образе дивы. Это некий образ совести, так как изначально она не принимала всю эту заводскую тему, а затем в ней происходит переворот. После этого Таню мы больше не встречаем, и один из персонажей сообщает, что она умерла от истощения.

— Многие ставят в упрёк современным постановкам о советских годах несоответствие актёров — мол, лица совсем не те, что тогда...

— Понимаете, выбираешь психотипы, исходя из внутренних принципов. Настоящий артист ведь всегда достраивает образ, он очень гибкий. Когда выходит Денис Иванович Филоненко в образе начальника сталелитейного цеха — это такое сочетание интеллигентности и в то же время стержня, стойкости! В этом есть пересечение с образами из фильмов тех лет. Чем богаче жизненный опыт артиста, тем быстрее он находит точки пересечения с персонажем и добавляет какую-то свою тему. А в итоге образ звучит по-другому.

— Использовали ли вы советские песни для музыкального оформления?

— Мы пригласили композитора Глеба Патрикеева, с которым я в «Манекене» выпускал «Ревизора». «Мёртвые души». Есть несколько адаптированных заимствований — из Вивальди, Моцарта. Использование советских песен было бы слишком ожидаемо, но мы сразу решили пойти другой дорогой, отказаться от этого очевидного приёма.

На сцене ожили истории эвакуированных во время Великой Отечественной войны заводчан.
На сцене ожили истории эвакуированных во время Великой Отечественной войны заводчан. Фото Игоря Шутова \ Челябинский молодёжный театр

Школа — тоже интересная локация

— Есть ли у вас в замыслах будущих постановок такие же необычные локации, как завод?

— Когда театр во всём мире стал иммерсивным и вышел из здания, он ведь ещё больше нарастил пространства. Замыслов много, как и локаций, где хотелось бы побывать. Мне, например, очень интересна ситуация в школе. Я вспоминаю свою школу, смотря на ребят через знакомых, наблюдаю, как сейчас это устроено. Это целый мир, довольно любопытный. Как бы мы к школе ни относились, но в ней очень многое закладывается — где, кто ты в этом обществе. Прорываешься ты или тебя затаптывают. Есть много пьес, связанных со школой, но нет материала, который был бы связан с исследованием школы как некоего места. Если хотите, «завода», который куёт будущие социальные взаимоотношения.

— У вас ведь одна из первых постановок была именно в школе?

— Да, у нас были потрясающие отношения с руководством школы. Дружили с дочерью директора школы, и можно было репетировать в актовом зале с утра до ночи. Хулиганили с текстом Леонида Филатова «Про Федота-стрельца». Сам я изначально хотел идти в медицину. Впрочем, нынешняя моя профессия тоже связана с улучшением человеческой жизни. Там лечат тело, а здесь душу. Я ведь хотел быть хирургом — и в театре мне надо быть нейрохирургом, действовать максимально аккуратно. Больница, кстати, тоже интересная локация для постановки.

— Хотели бы вы себя опробовать в самых неожиданных жанрах — например, «хорроре»?

— С жанрами всегда интересно экспериментировать. Здесь мы ведь тоже экспериментировали и вывели жанр «индустриальная кантата». Я до этого не вводил так музыку в конструкцию спектакля. В чистом виде трагедию или комедию уже не встретить, и смешение жанров рождает в итоге новые.

Был период, когда театральные режиссёры изучали то, как можно вводить саспенс в спектакль. И есть удачные примеры — не в жанре «хоррор», конечно, но с явным саспенсом. На сцене могут просто разговаривать два человека, а зритель ощущает невероятное напряжение.

Неслучайно детектив был в своё время очень популярным театральным жанром. Можно вспомнить и « 839 Восемь влюблённых женщин» Робера Тома, и «Мышеловку» Агаты Кристи. Несколько лет назад одно из самых любимых моих детективных произведений — «Десять негритят» — поставил Владимир Машков.

— Вы ходите на спектакли других режиссёров?

— Постоянно. Хотя есть режиссёры, которые не посещают спектакли коллег. Но я не из таких. Посещаю все премьеры, и не только в Челябинске. Всегда интересно понаблюдать за мыслительным процессом других. Был однажды такой эксперимент: детей попросили нарисовать вазу, но сказали, не стеснять себя никакими правилами. И можно было увидеть просто самые неожиданные отображения обычного предмета.

Знаете, до сих пор идут споры, кто объективнее отражает реальность — наука или искусство? Вроде бы наука. Но ведь именно искусство позволяет увидеть явление с самых разных точек зрения — и об этом говорят сами учёные на научных конференциях. Так что истина, наверное, за искусством.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах