Примерное время чтения: 8 минут
157

Все в гости к нам! С начала года Южный Урал привлёк 4 миллиона туристов

В этом году Челябинская область вышла на доковидный уровень по количеству туристов. На наши реки, озёра, в горы и на фестивали приехали почти 4 млн гостей. Половина – из соседней Свердловской области.

Отдыхают дикарями?

«В ковидный кризис туротрасль серьёзно пострадала, некоторые местные турагентства закрылись и ушли с рынка. Тем не менее, в какой-то момент пандемии внутренний туризм начал резко расти, и этот рост продолжается, - прокомментировала президент челябинской ассоциации туристических организаций Инна Лобода. - Да, сегодня уже открылись многие направления – Индия, Таиланд, Египет, Турция, но цены кусаются. Не все южноуральцы могут себе позволить отдыхать за такие деньги, поэтому выбирают то, что по карману. В октябре наши турагентства уже ничего не могли предложить туристам: до Нового года включительно забиты все базы отдыха, отели, распроданы все туры! Некоторым даже пришлось ставить на отдельные новогодние туры по второму, по третьему автобусу. Но по большому счёту, и у нас отдыхать, конечно, недёшево. За последние два года внутренние туроператоры почувствовали отсутствие конкуренции и подняли цены на 25-30%. С точки зрения рыночной экономики тут всё понятно. Цены были бы ниже, если бы не острая нехватка мест размещения. Нам катастрофически не хватает санаториев, домов отдыха, инфраструктура не развита!»

По данным регионального минэкономразвития, за январь-сентябрь в гостиницах, санаториях и на базах отдыха побывало около 950 000 человек - больше, чем за аналогичный период не только 2021 и 2020, но и 2019 годов. Но это только четверть от общего потока. Значит, остальные 3 млн отдыхали «дикарями»?

«Действительно, много людей приезжают в леса и на берега озёр с палатками, — подтвердил генеральный директор АНО «Центр проектного развития территорий и туризма Челябинской области» Максим Мельников, — это не значит, что им нравится такой отдых, это говорит о том, что у нас недостаточно предложений для размещения. Число туристов, сплавляющихся по реке Ай и приезжающих на Аркаим, зашкаливает, при этом мы имеем относительно низкий средний чек. Людям даже негде потратить деньги! Они бы и рады заплатить за размещение, питание, другие дополнительные услуги, но их нет. Наша задача – работать над этим и тут должен подключаться бизнес, потому что есть огромный спрос, который не удовлетворен».

Станем туристической меккой

С 2022 года развитием туристической отрасли в Челябинской области занимается АНО «Центр проектного развития территорий и туризма Челябинской области». В зоне его ответственности — два больших блока работы. Первый — развитие территорий, туристических кластеров, который включает в себя проведение исследований, разработку мастер-планов, анализ лучших практик. Второй блок — раскрытие  и продвижение туристического потенциала региона, включая участие в конкурсах и выставках.

«Нам нужно развивать медицинский и промышленный туризм! Нынче в санаториях Челябинской области оздоровилось больше 102 тыс. человек, это лучший показатель за последние четыре года, - сообщил вице-губернатор Челябинской области Александр Богашов. – В УрФО мы лидеры по количеству отдыхающих в санаториях. Почти 40 тыс. туристов в этом году приняли наши предприятия, стали проводиться экскурсии автозавод «Урал», сыроварня «Краснопольский сыровар», холдинг «Ситно» и агрофирма «Ариант».

На федеральном уровне решено создать новый туристический макрорегион «Большой Урал», в который войдут Челябинская, Тюменская и Свердловская области, Пермский край и Республика Башкортостан. В 2023 году начнётся разработка мастер-плана макрорегиона (стратегии пространственного развития – прим. ред.), но пока разработчики ждут, когда понятие закрепят в законодательстве.

«Также мы подписали соглашения со Свердловской, Тюменской и Курганской областями о развитии межрегиональной инфраструктуры, - поделился Богашов. – Есть уже и первые результаты, например, новый поезд «Орлан», который связал Челябинск и Екатеринбург. Большие планы по дорожной инфраструктуре, чтобы развивать автомобильный туризм от Челябинска до Тюмени через Курганскую область. Сейчас «Центр проектного развития территорий» завершает разработку мастер-планов по развитию реки Ай и заповедника «Аркаим». Аркаим – одна из главных точек притяжения на Южном Урале, в 2023 году займёмся реконструкцией туристического лагеря, чтобы туристы могли размещаться с комфортом».

К слову, в этом году южноуральцы прислали более сотни предложений по обустройству берегов реки Ай, Тургояка и Аркаима.

«Кто-то подсказывает, как лучше организовать дорожное движение или где проложить дорогу, кто-то хочет сместить границы развлекательных локаций подальше от населённых пунктов, - рассказал Максим Мельников. – При комплексном развитии территорий мы привлекаем всех возможных участников этого процесса — встречаемся с представителями бизнеса, с администрациями муниципальных районов. Мастер-план — это многослойный документ, который включает в себя вопросы инженерной инфраструктуры, земельно-имущественных отношений, управления конкретной территорией».

Туризм в цифрах

На 2023-2025 годы из федерального бюджета Челябинской области выделено 476,6 млн руб. Деньги пойдут на реализацию двух проектов – «Сапфиры Урала» в Еткульском районе и «Врата Урала» в Ашинском районе. Средства вложат в инфраструктуру — систему водоотведения, канализации и газораспределения, а также в строительство дорог.

В 2023 году Челябинская область как победитель конкурса Ростуризма получит 89,5 млн руб. Эти деньги можно будет направить на создание и развитие пляжных зон и национальных туристических маршрутов. Заниматься этим будут предприниматели, в региональном правительстве ждут от них предложений.

Чтобы стимулировать туристический спрос, работает программа кэшбэка. За прошлую зиму россияне приобрели туры в Челябинскую область на 235 млн руб. Для сравнения: за весь 2021 год эта сумма составила 378 млн руб. Данных за весну и лето 2022 пока нет.

Есть куда расти?

Дмитрий Довбня, территориальный маркетолог:

Наблюдая за действиями людей, ответственных за развитие туризма, испытываю осторожный оптимизм. Однако есть публичные заявления и высказывания, которые подтверждают, что наш туризм до сих пор не проактивен, а ведом.

Возьмём идею с Большой Южноуральской туристической тропой. Она представлялась несколькими группами энтузиастов челябинского туризма, в том числе и группой Олега Сиротина. Однако мы видим, что активное развитие получили проекты уфимского блогера и энтузиаста туризма Раиса Габитова и выросший из свердловского проекта межрегиональный «Большой Урал».

На протяжении всего своего существования комитет по развитию туризма «Опоры России» обозначал, что нельзя рекламировать наш регион как привлекательный для туризма без привязки к конкретным туристическим продуктам. Поскольку это приводит к «дикому туризму». Но заявление, что многие приезжают в леса и на озера с палатками не потому, что им нравится, а потому, что у нас недостаточно качественного предложения, не является до конца верным. Если такого предложения будет больше, но оно не станет дешевле, ситуация не изменится. К тому же большинство из тех, кто едет с палатками, любит именно такой отдых. И тут важно чётко понимать, где нужны запретительные меры, чтобы не было антропогенной нагрузки на природу, а где необходимо обустраивать территорию именно для такого отдыха. Поскольку одни запреты и старания перенаправить людей в отели ситуацию не решат, а будут загонять любителей палаточного отдыха подальше, в более глухие места.

На фоне сокращения предложений заграничного отдыха и сложностей с пересечением границ в России большими темпами развивается автотуризм, но этот сегмент вообще не замечается нашими властями. Инфраструктуры не хватает.

Александр Лагунов, член координационного совета по вопросам экологии при губернаторе Челябинской области:

85% южноуральцев живут в городах и посёлках городского типа. А у горожанина есть физиологическая потребность общения с природой. Он должен выехать куда-то, иначе он не отдохнёт, и это скажется на его здоровье и трудоспособности. Поэтому у нас так популярны туры выходного дня, поэтому летом с вечера пятницы до вечера воскресенья невозможно проехать до Тургояка. И именно поэтому так нужны мастер-планы территорий. Мастер-план и генплан - очень похожие инструменты, но второй менять очень трудно.

Необходимо рассчитывать допустимые рекреационные нагрузки. Я сам видел, как на берегу Тургояка, на небольшом участке, у которого рекреационная нагрузка максимум 22 человека, арендатор построил 22 домика, каждый из которых рассчитан явно не на одного человека. Если в глазах у бизнесмена только денежные знаки, то все будет плохо. Надо повышать уровень экологической грамотности и экологической ответственности у людей! Особенно у тех, кто принимает значимые для области, для страны решения. Среди них есть люди достаточно компетентные, но они стихийно компетентные, то есть не имеют профильного образования. В советское время руководители заводов, главные инженеры и энергетики крупных предприятий, отвечающие за безопасность окружающей среды, собирались на семинары, и мы читали им лекции. Нужно возродить эту традицию.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах