Немалый ажиотаж вызвал приезд в Россию Ника Вуйчича – австралийца, который родился сразу без четырёх конечностей, однако сумел стать известным оратором, писателем и певцом. Между тем, в России еще в XIX веке был свой «Вуйчич» – Николай Кобельков, появившийся на свет в 1851 году в окрестностях города Троицка в Челябинской области.
Кобельков, вероятно, страдал редким заболеванием – синдромом тетраамелии, который приводит к отсутствию конечностей. Однако, несмотря на свой недуг, сумел сделать настоящую карьеру – переехал в Европу, женился, основал собственный цирк в Вене (Австрия), который в качестве процветающего предприятия достался его многочисленным потомкам.
Кольцо на шее
Родился Кобельков в довольно обеспеченной семье градоначальника города Вознесенска. Семьи тогда были большие – у Николая было 16 братьев и сестёр. Рождение ребёнка с такой патологией шокировало родителей Кобелькова. Они приглашали для консультаций множество специалистов – в том числе, известного в те времена хирурга Теодора Бильрота. Помочь не смогли никакие специалисты и родители, несмотря на потрясение, решили воспитывать Николая, как обычного мальчика.
Благодаря настоящей поддержке со стороны родных, Николай не чувствовал себя обделённым – он в два года научился ходить, а потом освоил и грамоту. Домой к Кобельковым приходил священник, он и учил мальчика читать и писать при помощи правой культи.
Родные вспоминали, что и в детстве, и в юности Николай вёл довольно активную жизнь – ходил на рыбалку, охоту, и даже ездил на лошади, обмотав поводья вокруг плеч.
Отец подыскал сыну первое место работы – на собственных золотых приисках в Оренбургской губернии. Здесь Кобельков вёл бухгалтерию, но, видимо, чего–то ему всё–таки не хватало. Поэтому в августе 1870 года он принял предложение театрального режиссёра В. Берга, который оказался в тех краях – играть в театре в Санкт–Петербурге. У Берга были необычные представления, где комбинировались обычные спектакли и цирковые номера.
У Кобелькова началась совсем другая жизнь – с постоянными выступлениями, гастролями. Его начали узнавать. Одним из зрителей был саксонский король Альберт Первый. Публику поражало, что Николай мог вдевать нитку в иголку, развязывать сложные узлы и даже поднимать человека – насколько он был сильный физически.
Во время гастролей в Австрии он познакомился с местной уроженкой Анной Вильферт, которой было всего 18 лет. Анна была сестрой Августы Шааф, которая держала театр в венском парке Пратер. Кстати, Отто, брат Анны, впоследствии был антерпринером Кобелькова.
Предложение девушке Николай сделал необычным способом – нес обручальное кольцо в мешочке на шее, а потом достал зубами. И позднее по понятным причинам кольцо он носил в мешочке на шее.
Поженились Николай и Анна в 1876 году, но интересно, что удалось им это не с первого раза. Тогда Вена была столицей Австро–Венгерской империи, где религиозные круги довольно подозрительно относились к бракам между людьми разных вероисповеданий. Особенно, если речь шла о православном Кобелькове и Вильферт, которая была прихожанкой евангелической церкви.
Пара отправилась в Будапешт – он тоже был частью Австро–Венгрии, но пользовался определённой автономией. К межконфессиональным бракам тут относились более спокойно, и зарегистрировали брак Николая и Анны. Впоследствии, как уже говорилось выше, у них родилось 11 детей, из которых 6 выжили и потом помогали отцу в выступлениях. К слову, никто из многочисленного потомства Кобелькова не унаследовал заболевания отца.
На экране Кобелькофф!
Свои первые деловые качества Николай Кобельков продемонстрировал ещё на отцовских приисках, а затем подтвердил хватку на новом поприще, когда купил в парке Пратер участок земли, где открыл аттракционы. В их числе была и горка для саней – возможно, Николай вспомнил собственные забавы в далёком Вознесенске во время зимы.
Выступал Кобельков и сам, так как его номера неизменно вызывали интерес публики – одним из самых известных был номер, когда Кобельков заходил в клетку со львом. Зрители были уверены, что это верная погибель, Кобельков казался совершенно беззащитным, но все заканчивалось благополучно.
Кроме того, Кобельков на глазах у зрителей рисовал картины, которые потом продавал публике.
Во время гастролей в Америке, где Кобельков выступал целый год, он снялся в короткометражном фильме – впрочем, в ту пору зарождения кинематографа все фильмы не отличались большим хронометражом. Фильм под названием «Kobelkoff» демонстрировал, как Николай (место рождения которого в титрах обозначали, как Сибирь) наливает из графина какой–то напиток, выпивает, стреляет из пистолета, пишет картины, поднимает гирю и танцует.
Оставил целое состояние
Парк аттракционов в Пратере оказался прибыльным предприятием – Кобельков смог оставить в наследство детям целое состояние. В Россию он больше не приезжал, так как нашёл в Австрии второй дом. К тому времени, он был настоящим полиглотом – говорил на английском, немецком, французском, итальянском, чешском и венгерском языках.
Имена у детей тоже были европейскими – Отто, Эрнест, Пауль и так далее. Правда, были также и Николай с Еленой. Потомки Николая до сих пор получают доход от аттракционов парка Пратер.
Окруженный любящими детьми Николай Кобельков пережил жену, которая скончалась от апоплексического удара. Он очень переживал её кончину и писал: «Она была лучшим, благороднейшим созданием, когда–либо жившим на Земле. Она была ангелом, вошедшим в мою жизнь, чтобы подарить мне величайшее счастье. Ни одна женщина не могла бы с ней сравниться в доброте и верности».
Сам Николай Кобельков умер в 1933 году в возрасте 82 лет. Похоронили его на Центральном кладбище Вены, где и по сей день можно увидеть его могилу, которую показывают как местную достопримечательность.