Примерное время чтения: 7 минут
122

ВДНХ для Челябинска. Кого спасёт «экономический ковчег»?

В отличие от ВДНХ в Москве у челябинского парка инноваций будут две главные задачи - продажа наших инноваций и импортозамещение.
В отличие от ВДНХ в Москве у челябинского парка инноваций будут две главные задачи - продажа наших инноваций и импортозамещение. / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Недавно ВДНХ отметила солидный юбилей – 80 лет. Между тем в Челябинске собираются создать свою выставку достижений, но с упором на XXI век и современные тенденции – в первую очередь, это инновации и импортозамещение.

Необычно то, что этот проект реализует общественный деятель и предприниматель Станислав Твердохлеб, который собирается преобразовать старое здание училища ЧТЗ в парк промышленных инноваций. Этот проект стал единственным из Челябинской области, который победил в конкурсе Агентства стратегических инициатив.

Челябинску мешает нигилизм

Эльдар Гизатуллин, АиФ-Челябинск: - Челябинску вообще не везёт на выставочные центры – по сути, у нас их нет. Возникла идея заполнить эту нишу или замысел несколько глубже?

Станислав Твердохлеб: У нас действительно беда с выставочными комплексами – либо это какой-то китайский ширпортеб, либо рыба издалека. Но ещё в 2012 году, когда я работал в Южно-Уральской торгово-промышленной палате, а об импортозамещении никто ещё не говорил, я, встречаясь с бизнесменами и представителями различных компаний, убедился, насколько мы богаты на инновации, но никто о них не знает – ни государство, ни другие бизнесмены, ни вузы. Так почему бы не создать единую площадку?

Я придумал новый подход – реконструировать здание будущего парка с помощью тех, кто впоследствии будет здесь находиться. Например, предприятие, которое выпускает кирпичи, сделало стену из глазированного кирпича, причём два раза эту стену разбирали и снова собирали, потому что она должна быть эталонной.

В итоге это будет своего рода «промышленная ИКЕА» - появятся цехи энергосбережения, станков, приборостроения и так далее. Сейчас у нас уже 26 компаний, а будет не менее 400. Каждая из них будут проводить минимум по два мероприятия в год. У нас будут не менее тысячи акций. Это огромные возможности для того, чтобы все узнали о наших инновациях. Вот увидите, это сразу повлияет и на имидж Челябинска, его внутреннее ощущение.

- А у Челябинска с этим проблемы? Имеете в виду, слишком критичный настрой?

- Челябинск отличается своего рода нигилизмом. В отличие от Екатеринбурга, например. Недаром говорят, что у нас город заборов. И заборы эти не разрушить, пока люди не увидят, сколько у нас новых технологий. Нам действительно не хватает веры в себя. Знаете, как говорят: эксперт – это всегда человек не из нашего региона.

Между тем, есть в Челябинске предприятие, которое продают приборы неразрушающего контроля по всему миру. А знаете, где у него самые меньшие продажи? В Челябинске.

Или же компания, которая производит композиты. У них уйма наработок, но кто о них знает? А если это ярко упаковать и продвинуть?

Школьникам тоже пригодится

- Такой проект, наверное, трудно поднять одними лишь своими силами…

- Мы победили в федеральном конкурсе Агентства стратегических инициатив – единственные из участников от Челябинской области. Так что поддержка у нас есть. Напомню, что задача конкурса – популяризировать новых городских лидеров.

Вероятно, это и чересчур смело, но наш парк в будущем можно будет называть «экономическим ковчегом» или «бизнес ДНК». Каждый будет тут представлять лучшее и новое – и не надо никого заставлять, все будут заинтересованы в том, чтобы постоянно генерировать идеи и технологии, продавать их.

Кстати, пользуясь случаем, обращаюсь к главам муниципалитетов – если есть у вас амбициозные, современные предприятия, люди с интересными проектами, дайте о себе знать.

- А будет ли отдача ещё кому-то, помимо бизнесменов?

- Безусловно. Скажем, системе образования. Ведь здесь будет, по сути, набор лучших рабочих мест от лидеров экономики. Сейчас работодатели и молодые кадры бегают по разным направлениям, не могут найти друг друга, причём расхождение начинается ещё в школе, а усугубляется в вузе. А почему бы на базе парка не проводить День образования, не приглашать тех, кто занимается профориентацией. В итоге ребёнок сразу может себя найти, а выпускник продемонстрировать свои таланты.

Пусть инициатива прорастёт

- Инновации неразрывно связаны с политикой импортозамещения. Как считаете, в этой стратегии есть успехи? Мнения существуют разные.

- Импортозамещение – это огромный пласт спроса, к которому государство не знает, как подойти. Уж очень масштабная это задача. Где есть мощности ресурсы для её реализации? Так для какого-нибудь малого или даже среднего предприятия выпуск нового изделия – это не менее 15 миллионов рублей на каждую позицию и 3 года работы.

С другой стороны, есть ВПК, перед которым президент поставил задачу довести до 50% долю гражданской продукции. Конечно, человеку, который всю жизнь делал по госзаказу ракеты, трудно адаптироваться к рынку. А если гарантировать ему сбыт? У оборонки есть кадры, ресурсы, так что для импортозамещения это огромный потенциал.

- Почему же раньше не задействовали эту возможность?

- Есть свои сложности. К примеру, есть новая задвижка. Но нет среднего звена, где бы эту задвижку на чертежи разложили, сертифицировали – по сути, нет пласта инжиниринговых компаний в России, они только начинают формироваться и работать.

Это и сложность, и окно возможностей для Челябинской области. Так ЮУрГУ может сыграть роль инженерного центра. Затем подключить к этому делу ВПК – оборонных предприятий у нас хватает. И в итоге запускаем изделие в массовый выпуск. Тот же вуз затем может десятилетиями зарабатывать на каждой детали.

- А есть конкретные примеры компаний, у которых много идей, и они скооперировались бы с оборонкой?

- Конечно. Есть предприятие, которое выпускает станки гидроабразивной резки – это единственное производство подобного рода в России. До сих пор многие ввозят такие станки из-за рубежа. У предприятия немало разработок, до которых пока руки не доходят. Представители компании мне прямо говорили, что они с охотой бы скооперировались бы с ВПК.

Понимаете, есть два полюса – те, кто говорит, что, мол, надо у станка стоять, а не с идеями бегать, и те, кто далёк от производства. Надо этот разрыв убрать.

- Слышал мнение, что, скажем, в США инновациями занимается бизнес, а не государство. И процесс протекает успешнее, чем у нас.

- В Америке капитализм существует уже 300 лет, а мы как рыночное государство ещё на уровне младенца. Тем не менее, есть направления, где мы впереди всех – например, по фискальной системе. Государство тратит миллиарды на поиски оптимальных решений, и истратит ещё миллиарды, чтобы наверстать упущенное. Лучший же способ – поддержать неравнодушных инициативных людей. Надо дать питательную среду, чтобы инициатива проросла и окрепла. Такой подход, кстати, не только в экономике работает. Так Бажовский фестиваль тоже начинался с чьей-то частной инициативы, а сейчас это международный проект.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах