Публичные слушания по генплану Челябинска, состоявшиеся 29 августа, дали неожиданный результат. Они наглядно показали хроническое отсутствие обратной связи городской власти с жителями города. Жителей, пришедших на слушания, в основном мало интересовало, что было с городом вчера и что будет завтра. Они хотели говорить о том, что происходит здесь и сейчас.
Людей на слушания пришло так много, что все они не вошли в кинозал кинотеатра им. Пушкина, часть пришедших стояла в фойе.
Где мы отстаем?
Обсуждение генплана стало шансом поговорить с властью о проблемах, которые стали для Челябинска чем-то вроде хронической болезни. «Не рубите деревья!», «Мы тут задыхаемся!», «Не трогайте наши сады!» – кричали люди с мест в то время, когда авторы проекта – специалисты Российского института градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор» – рассказывали о том, как будет развиваться город в ближайшие 20 лет.
Безусловная заслуга разработчиков в том, что они проделали большую аналитическую работу и рассказали нам, каков он – Челябинск сегодня. Представители администрации и жители города из уст московских архитекторов услышали, что мы уже много лет живем в условиях инфраструктурного дискомфорта. Нет, конечно, мы об этом и раньше догадывались, но когда с этими проблемами обращались к властям, то, как правило, слышали в ответ, что все прекрасно.
Например, жилые территории занимают в городе 20% площадей – это очень низкий показатель для миллионника. Доля промышленной застройки – тоже почти 20%. А это, наоборот, чрезвычайно высокий показатель для больших городов. В других российских промышленных городах показатель промышленной застройки – не более 10%. Иначе говоря, промышленные площади занимают непропорционально большую часть городской территории, служат источником загрязнения, тормозят развитие социальной инфраструктуры.
Порядка двух тысяч гектаров в городе занимают так называемые нарушенные территории: шлам-накопители, шлакоотвалы. Около 100 тысяч человек живут в санитарно-защитных зонах промпредприятий – то есть там, где проживание небезопасно для здоровья.
Показатели предыдущего генплана (2002 год) по жилой застройке оказались выполнены на 90%, а вот по строительству социальных объектов – всего на 30%. Эти цифры говорят о том, что город заметно отстает в социальном развитии и что ему не хватает школ, детсадов, спортивных и культурных объектов.
«Хотим отстоять сады»
Директор института «Гипрогор» Максим Перов в своем выступлении подчеркнул:
– Генеральный план – это модель будущего, которая показывает, как можно сбалансировать город по функциональным зонам – где расположить промышленные зоны, где жилые, как можно связать их в единую сеть. Это не законченный документ, к проекту принимаются предложения и возражения.
Предложений и возражений было предостаточно. Например, значительную часть пришедших составили владельцы участков в садовых товариществах, расположенных на северо-западе в городской черте. Председатель СНТ «Любитель-2» Евгений Невструев заявил: «Мы хотим отстоять наши сады в неизменном виде». Архитекторы ответили, что в генплане эта зона сохранена в ее сегодняшнем статусе. «У города достаточно других территорий для развития», – сказал Максим Перов.
Школьника Алексея интересовал вопрос: включена ли в новый генплан скандальная дорога через бор, против которой выступали челябинцы в 2012-2013 годах? Выяснилось, что в документе этой магистрали нет.
Житель Паркового Дмитрий Григорчик говорил о проблемах своего микрорайона: «В Парковом нет ни одной дороги, которая являлась бы объектом завершённого строительства, нет муниципального транспорта, который ходил бы с нужной периодичностью. На Краснопольской площадке вырубили один гектар леса, вырубят еще 5 га и построят новые дома. А строительство социальных объектов отстаёт от жилой застройки».
Горожане, живущие в посёлке Мелькомбинат, опасаются, что рядом с поселком построят шестиполосную дорогу и ради этого вырубят сотни сосен. «Эта магистраль идет вдоль детской железной дороги. Мы писали в городскую администрацию, нам ответили, что это будет дублёр Университетской набережной, – рассказала жительница посёлка Евгения Васильева. – Ради этой дороги будут срублены 385 сосен, мы посчитали. Мы писали во все инстанции, министерство экологии в курсе нашего обращения. Мы просим исключить эту дорогу из генплана, она там не нужна».
Деревьев в три раза меньше
Кстати, затронули авторы проекта и столь болезненный для Челябинска вопрос озеленения. Наконец-то мы узнали хоть какую-то статистику. Во-первых, в городе не были выполнены предыдущие планы по росту озелененных территорий, наоборот, эти площади уменьшились. Во-вторых, сейчас на каждого челябинца приходится всего 5 кв. метров зеленых насаждений. А нормативный показатель – 16 кв. метров. То есть после десятилетки активной вырубки в городе деревьев стало в три раза меньше, чем нужно по нормативу!
В генплане для исправления этой ситуации предусмотрено создание общегородского паркового ансамбля в пойме реки Миасс; озеленение пустырей вокруг промпредприятий устойчивыми породами деревьев, которые могут снизить негативное воздействие на окружающую среду; восстановление системы зелёных насаждений вдоль основных магистралей.
Прозвучало еще одно стратегическое решение – отказ от строительства метро. Как пояснил Максим Перов, в Челябинске нет таких пассажиропотоков, которые требуются для метро. «Мы предлагаем развитие других видов транспорта – это скоростной трамвай и скоростной автобус, который едет по выделанной полосе», – сказал он. По итогам публичных слушаний было решено отправить генплан на доработку. Но мнение горожан носит рекомендательный характер. Основное слово – за депутатами, документ принимает городская Дума.