Примерное время чтения: 7 минут

«Разумный сапропель». Со дна озера подняли основной фрагмент метеорита

Водолазы выносят на поверхность Чебаркульский метеорит
Водолазы выносят на поверхность Чебаркульский метеорит / Надежда Уварова / АиФ

Самый крупный фрагмент небесного гостя, разорвавшегося на Челябинской областью 15 февраля, искали почти два месяца.

«Так у нас то оборудование все повиснет, то на ровном месте аппараты из строя выходят, - технический директор компании, осуществляющей поиски и подъем метеорита со дна озера Максим Шипулин говорит, небесный пришелец сразу стал для «Алеута» символом чего-то фантастического и мистического. – Мы сразу ему имя дали – разумный сапропель (многовековые донные отложения пресноводных водоемов. - прим. Ред.).

Язь VS Чебаркуль
Вход к месту падения болида огородили. Фото: АиФ / Надежда Уварова

Ну все же там есть какая-то искра разума, которая позволяла куску камня так долго водить профессионалов за нос. А потом мы с «иноземным разумом» договорились, и он нам сдался. Просто ученые называли меньшую глубину нахождения обломков, метров 14-16, где мы и искали, а этот красавец спрятался глубже двадцати метров».

Участник подъема метеорита Чебаркуль
Максим Шипулин уверен: метеорит хранит мистические тайны. Фото: АиФ / Надежда Уварова

Такого количества журналистов, официальных лиц, ученых, местных жителей и силовиков берег озера Чебаркуль не видел никогда. И уже, наверное, не увидит: метеорит, упавший в озера 15 февраля, наконец, отыскали и готовятся достать из водоема. Платформа, где находилось оборудование водолазов, демонтирована. Все готово к подъему: из специального устройства тянется толстый прочный трос, который прячется где-то на глубине. Понятно любому: сейчас его приведут в движение, и из озера покажется драгоценная находка.

Водолазы достают челябинский метеорит
Водолазы показались с долгожданной находкой. Фото: АиФ / Надежда Уварова

Прыгая с ноги на ногу, стараясь хоть чуть согреться, журналисты многочисленных СМИ ждут-не дождутся подъема. Слышна иностранная речь: в челябинскую глубинку прилетели представители англоязычных информагентств и телеканалов. «Метеоритомания», кажется, захлестнула всех: люди уверены, что присутствуют при каком-то важном историческом событии.

Водолазы вытащили челябинский метеорит
Камень наконец вытащили на берег. Фото: АиФ / Надежда Уварова

«Это любовь наша, общечеловеческая, – найти все самое большое, сложное, редкое, необычное, – рассказывает технический директор «Алеута» Максим Шипулин. – Так и вышло, находили много маленьких кусков. Но хотелось самый большой. Достали, наконец».

Самый большой кусок метеорита Челябинск
Огромный кусок небесного тела бережно обернули тканью. Фото: АиФ / Надежда Уварова

Привести устройство в движение взялся губернатор Челябинской области. Михаил Юревич нажал на кнопку, два водолаза, поправив маски, скрылись в мутных водах. Через несколько минут они появились, подталкивая вперед огромный сверток округлой формы. Но поверхности показался метеорит, обернутый в белую оболочку. Значит, слухи, бродившие накануне, верны: камень найден, осмотрен, обернут и погружен на небольшую глубину. Чтобы предстать перед зрителями в нужный момент.

Внушительный осколок Чебаркуля
Космический гость выглядит достаточно внушительно. Фото: АиФ / Надежда Уварова

Водолазы обнимаются. Махина округлой формы тотчас обступается плотным кольцом журналистов и ученых. Доцент кафедры теоретической физики ЧелГУ Сергей Замоздра уверен: на 99 процентов это – метеорит. Находка имеет большое научное и познавательное значение, говорит ученый. Конечно, камню предстоит пройти немало испытаний и исследований, но его растрескавшаяся, местами обугленная поверхность говорит именно о многотысячелетнем периоде существования небесного тела.

Челябинский метеорит достали со дна озера Чебаркуль
Валентина Мельник привыкла к метеориту в озере, как к родному. Фото: АиФ / Надежда Уварова

«Дай я тебя обниму, хоть потрогаю, – сквозь толпу пробирается женщина в красном платке. – Ты ж мой хороший. Жалко как, увозят тебя, восемь месяцев с нами жил, а сейчас не будешь, даже обидно».

Открывается бутылка шампанского, Валентина Мельник отпивает глоток: «Я местная, мы были очень рады, что именно в Чебаркуль упал метеорит. Я решила так: раз он безвредный, радиации нет, так пусть бы дальше лежал. Мы все лето грудничков даже на озеро приводили купаться, такая вода была замечательная, совсем без микробов. Все он, с космоса энергию принес». Дотронувшись до камня, женщина расцветает: «Ну вот, силами небесными подпиталась, буду ждать чуда».

Метеорит Челябинск упал
Трос не выдержал тяжести камня. Фото: АиФ / Надежда Уварова

На ходу рождается байка: кто до метеорита дотронется, того все желания исполнятся. Вереницу желающих приложиться к камню силой и уговорами отодвигают: метеорит надо взвесить.

«Жалко уезжать, обжились, – радостные, переполненные эмоциями водолазы, кажется, не верят, что работы окончены. – Ведь искали в трясине, в темной комнате черную кошку, на ощупь, в ледяной воде, – и нашли».На турник, выкрашенный в желтый цвет, надевается специальная система, крючок и трос. Зацепив обвязанный метеорит крюком, механизм приводят в движение. Когда отметка на весах показывает 570 кг, трос лопается, камень падает, разбивая при этом весы. Вес установлен, но не точно: вероятно, найденный фрагмент потянет на 600 кг с лишним. Но это ученые скажут чуть позже. Когда проведут все исследования.

Операция по подъему челябинского метеорита завершена успешно
Операция завершена! Фото: АиФ / Надежда Уварова

Болид вновь осторожно обворачивают пленкой. Сейчас его повезут в Краеведческий музей: камню предстоит полежать некоторое время в хранилище, пока ему готовят постамент. А потом метеорит, прославивший область на весь мир, будет выставлен на экспозиции для всех желающих.