Масленица или, как называют её православные, Сырная седмица – это неделя, предшествующая Великому посту – самому длинному и строгому. Народные традиции предполагают в это время шумные гуляния с играми и сжиганием чучела, а также объедание блинами – символизирующими тёплое весеннее солнце.
О том, как Церковь относится к празднованию Масленицы и правилах подготовки к Великому посту, корреспонденту «АиФ-Челябинск» рассказал священник Свято-Троицкого храма Челябинска Олег Бушуев.
Веселье неуместно
«В Сырную неделю православные уже не едят мясо, а вот молочные продукты, яйца и сыр ещё разрешены. Следовательно, вкушать блины можно, но умеренно, - говорит иерей Олег Бушуев. - Церковь понимает, что люди хотят погрузиться в атмосферу праздника и, в принципе, не возражает против этого, если в ходе Масленицы не нарушаются православные каноны. Языческие традиции: сжигание чучела и обрядовые вещи, связанные с культом весны – не одобряются. И всё же истинный смысл этого времени - подготовка к Великому посту, в богослужениях уже звучат вспоминания о Страшном суде и необходимости покаяния. Поэтому безудержное веселье здесь, конечно, не совсем уместно.
Помимо изменения рациона питания подготовиться к соблюдению самого строгого поста нашего богослужебного круга поможет правильный настрой. Важно примириться со всеми и отложить пустые заботы, земную суету. Пост – это время, когда нужно подумать о своей душе. Старайтесь не высказывать осуждений окружающим и не говорить по пустякам. В последний день Масленицы - Прощёное воскресенье – в храмах проходит специальная служба, когда все христиане просят друг у друга прощение. При этом важно простить и своих обидчиков».
Ограничения в еде и практика добрых дел
Поститься в последние годы стало модным. Кто-то таким образом хочет похудеть к лету, другие доказывают окружающим свою выносливость и стойкость перед аппетитными угощениями.
«Православные упражняются в воздержании для победы над злом, над своими страстями и греховными привязанностями, которые в повседневных буднях руководят нами. Если человек понимает, что через церковный пост он приобретает эту духовную силу, то хорошо, - отмечает иерей Олег Бушуев. – Однако некоторые пропагандируют такой аскетизм и самоотречение в свете различного рода восточных духовных практик. Это неверно. Ведь главная цель поста даже не свобода от пристрастий, а всё-таки угождение Богу и исполнение главной христианской заповеди: «Возлюби Господа Бога всем сердцем твоим и ближнего, как самого себя».
Чаще всего раздоры и злодеяния совершаются из-за пристрастий людей – зависти, желания обладать всё большим – имуществом и властью. Поэтому через пост, через воздержание тела и языка мы учимся отказываться от угождения себе и тем самым обучаемся любить Бога и ближнего. И если в течение поста мы не упражняемся в добрых делах, если это просто некое упражнение подобное диете, тогда пост бесплоден с точки зрения христианства и не принесёт пользы».
При этом священник считает, что отказ молодёжи от удовольствий и развлечений в Великий пост - это уже первый шаг к нравственному преображению.