Примерное время чтения: 5 минут
1865

Железнодорожный фронт. ЮУЖД в годы Великой отечественной войны

фото Евгения Талыпова / АиФ

Челябинцы 8 мая наблюдали необычную картину: по одной из магистралей через город проходил пассажирский поезд, ведомый самым настоящим паровозом с плакатом «Победа».

В настоящее время ЮУЖД осталось три паровоза П36–031, Л–4429, ЛВ–0156, все они были построены уже после войны.

Л–4429 грузовой паровоз серии «Л» (в честь главного конструктора Лебединского Льва Сергеевича) выпускались на Коломенском паровозостроительном заводе с 1945 по 1955 год. Всего было выпущено 4 тысяч единиц. До 1947 года именовался, как «П», что означало Победа. Паровоз, сохранившийся на ЮУЖД, был построен в 1951 году. В декабре 2013 из депо Златоуста, был передан в депо Орска.

ЛВ–0156 грузовой паровоз серии «ЛВ» (Л Ворошиловский или Ворошиловоградский – паровозостроительный завод в Луганске) выпускался с 1952 по1956 год и стал последним грузовым магистральным паровозом, построенным в СССР. За основу был взят его предшественник паровоз серии «Л». Всего было выпущено чуть более 500 паровозов данной модели. Конструктивная скорость паровозов «Л» и «ЛВ» – 80 км/ч. ЛВ–0156 был построен в 1956 году. Ранее работал на Свердловской железной дороге.

П36–031 магистральный пассажирский паровоз серии «П» стал последним советским пассажирским паровозом. Выпускался с 1950 по 1956 год. Всего был построен 251 паровоз. Конструктивная скорость 125 км/ч. Паровоз П36–031 был построен в 1954 году. Работал на Октябрьской железной дороге, курсировал с поездами между Москвой и Ленинградом. После работал на Дальневосточной железной дороге. Вначале 2000–х приведён на ЮуЖД в депо Златоуст.

Паровозы обслуживает бригада из 3 человек: машинист, помощник машиниста и кочегар.

Все оборудование и детали, как отмечают железнодорожники полностью оригинальные. Из современных – система радиосвязи. Паровозы сегодня курсируют только с ретропоездами.

Ретропоезда, как напоминание о тяжелых годах войны.

Железнодорожный «танк» Челябинска

Челябинск известен многим как Танкоград. Но делали здесь в тылу не только танки, но и бронепоезда.

20 февраля 1942 г были сданы два первых бронепоезда, построенные в паровозных депо в Челябинске и Петропавловске. Они получили имена «Челябинский железнодорожник» и «Южноуральский железнодорожник»

1 мая 1942 один из поездов принял боевое крещение под Брянском.

Л-4429 на станции "Челябинск-Главный". Фото Евгения Талыпова

Всего за годы Великой отечественной войны Южно–Уральская магистраль поставила на фронт ещё 6 бронепоездов.

Машинистов не брали на фронт

Лозунг «Долг отечеству» был принят железнодорожниками буквально, машинисты, помощники машинистов, диспетчера и другие работники ключевых железнодорожных профессий тысячами желали уйти на фронт. Это могло парализовать работу железных дорог. Поэтому железнодорожников призывать не спешили, а уже в мае 1942 официально решено было железнодорожников на фронт не призывать, уже служащих демобилизовать. Но машинисты уводили бронепоезда туда, где шли бои. Но и вдали от фронта железнодорожники работали не покладая рук. Машинист локомотивного депо «Челябинск» Агафонов организовал паровозную колонну имени Госкомитета Обороны, которая за три года войны провела более 2000 тяжеловесных поездов и перевезла в них сверх нормы полтора млн. тонн грузов, сэкономив около 5 тысяч тонн топлива.

П36-031 с ретропоездом. Фото Евгения Талыпова.

Такие же колонны были организованы машинистами Блиновым и Угрюмовым в депо «Курган», Тефтелевым в Троицке. Машинист депо Златоуста Куприянов стал первым водить тяжеловесные составы через Уральский хребет.

Чтобы помнили

8 мая от лица ветеранов магистрали была заложена капсула с посланием будущим поколениям. Капсула будет вскрыта в 2045 году, в год празднования 100–летия Великой победы.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах