aif.ru counter
275

Велосипедная революция. Челябинцы предлагают «урезать» автомобильные полосы

Фото Валентина Варцаба / АиФ

С приходом кризиса Челябинск накрыла вторая волна велосипедного бума. Несмотря на то, что в угоду любителям здорового образа жизни власти города анонсировали строительство велодорожной сети ещё в 2013 году, в настоящее время функционирует только одна велодорожка протяженностью 4 километра, связывающая Северо-Запад с бором. Но даже она не отвечает всем требованиям велосипедистов. В результате, устав ждать чиновников, челябинские активисты начали самостоятельно разрабатывать принципиально новый проект велосети мегаполиса, отвечающий всем мировым стандартам.

Идея проекта «Дорогу Велодорогам» принадлежит 21-летней выпускнице ЮУрГУ, заядлой велосипедистке Наталье Пироговой, работающей помощником архитектора, и её ровеснице, сотруднице рекламного агентства Кристине Клипфель. Пока Наташа вместе с другими велосипедистами объезжает город в поисках лучшей велосипедной тропы, Кристина проводит соцопросы, пытаясь узнать мнению далеких от спорта челябинцев. Девушки намерены представить свой проект на городском конкурсе для молодых архитекторов «Челябинск будущего: XXI век», результаты которого станут известны к концу июня. И у них уже есть четкая концепция того, как организовать велородожную сеть, которая будет использоваться по своему назначению, а не ради галочки в отчетах чиновников. Корреспондент «АиФ-Челябинск» узнал, в чем главные плюсы концепции молодых велосипедистов.

Никчёмные дорожки

— Расскажите, чем вас не устраивает схема велодорожной сети, предложенная администрацией Челябинска?

Наталья: На самом деле, лишь по некоторым улицам, где должны быть проложены велодорожки, у нас разошлись мнения. Главное, что нас не устраивает — это посыл чиновников: «немного покататься». Но Чичерина не особо интересная улица, чтобы по ней долго кататься. А в плане передвижения на велосипеде — в целом неудобная. Хочется видеть более благоустроенный вариант. Проблема в том, что на Чичерина велодорожки нет как таковой — велосипедист вынужден двигаться по тротуару. Это называется велопешеходная полоса, когда велосипедист делит тротуар с пешеходом, их пути разграничены лишь белой полосой разметки. И поскольку у нас люди малокультурные, большинство её не замечают и не котируют. Да и челябинцев, на самом деле, винить нельзя, я бы не сказала, что там особо широкий тротуар, для многочисленных мам с колясками выбора нет.

То есть неудачно само строительство велодорожки на этой улице, уличном профиле. И самая главная проблема, как мне кажется, это то, что велосипедисту согласно правилам дорожного движения надо останавливаться перед каждым светофором, переходить перекресток пешком, а потом опять залазить на велик. Сразу же теряется смысл быстрого передвижения. Между тем, во всех европейских и американских городах велодорожка делается с расчетом минимальных потерь времени для велосипедистов. То есть велосипед там рассматривается как транспортное средство и едет по выделенной полосе, как и автомобиль.

Велосипедисты недовольны первой велодорожкой в Челябинске с момента её открытия на улице Чичерина в 2014 году. Фото: Пресс-служба администрации Челябинска

— По такому же принципу вы намерены сделать велодорожки и в Челябинске?

Наталья: Для широких улиц мы предлагаем пустить велодорожки с двух сторон дороги, защищая их от движущихся автомобилей высоким бортиком или столбиками. Скорее всего, это будет бортик, потому что металлические столбики дорогие, а пластиковые поставили в Перми, и они абсолютно неэффективны. Их просто все сшибают и устраивают парковку для машин на этом месте.

Автомобильный тупик

— То есть придётся уменьшить проезжую часть для машин, которую яростно расширяли в пору «Дорожной революции» при Сергее Давыдове?

Наталья: Ширина полосы составляет 3,75 метра, а нам нужно всего полтора. Зимой они всё равно не используются для движения, потому что на них сбагривают снежные сугробы. Потом, вместо того, чтобы парковаться под углом в 45 градусов, как сейчас принято, в некоторых местах можно будет устроить полосу параллельной парковки. Поэтому можно сказать, что мы немного «съедим» у города.

Молодой архитектор Наталья Пирогова готова отдать свою концепцию велосети на реализацию чиновникам. Фото: АиФ/ Екатерина Степанюк

Тут надо основываться на дальновидности нашего проекта. Европейские урбанисты уже давно поняли, что путь автомобилизации тупиковый. Чем больше мы делаем хороших условий для автомобилей — увеличиваем длину и ширину дорог — тем больше становится автомобилистов. Это замкнутый круг, и в какой-то момент расширяться становится просто некуда, например, как у нас — уже «съели» все газоны. И автомобилистам самим некомфортно в таких условиях, им негде парковаться. Поняв это, мировое сообщество начало потихоньку менять генпланы городов, улучшая общественный транспорт, и в частности велосеть. Я тоже выступаю за то, чтобы у автобусов и троллейбусов были отдельные линии, так как по нынешним поправкам велосипедистам можно по ним ездить. Если они появятся, то на каких-то участках необходимость строительства велодорожки может вовсе отпасть.

— Думаю, автомобилистов в Челябинске больше, чем велосипедистов. Не предполагаете, что они будут против?

Кристина: Чтобы узнать это, мы проводим на улицах города опросы. И оказалось, что к велодорожкам водители тоже относятся положительно, отмечая, что таким образом велосипедисты не будут мешаться им на дороге. Каждый займёт свою полосу. Разумеется, всё будет проходить болезненно, учитывая, что у нас нет культуры уважения к людям с противоположным мнением. Но нас уже поддерживают авторитетные люди, такие как градостроители и транспортники, которым надо думать на 20 лет вперед. И это для нас пока главное.

Бюджет преткновения

— Вы готовы на добровольческих началах разработать весь план велосети и просто так предоставить его на реализацию чиновникам?

Наталья: Да, потому что для самостоятельной реализации проекта нам нужна специальная дорожная аккредитация, так как там много нюансов с городскими коммуникациями, троллейбусными кабелями и освещением. Мы можем только по максимуму проработать все детали, даже показать, какие слои асфальта необходимы для качественного строительства, и передать эту информацию в администрацию. Однако концепция, предложенная нами, понравиться людям, потому что будет удобна. Согласно опросам в настоящее время велодорожка на Чичерина не пользуется спросом.

Большинство челябинцев, в том числе, похоже, и чиновники, хотят проложить велодорожку от места работы до дома. Мы же хотим построить замкнутую велосеть в каждом районе города. Разумеется, проспект Ленина, как одну из самых важных артерий города лучше не трогать. Отличный вариант для велодорожки в Центральном районе Челябинска — это улица Комунны, проходящая через исторический центр города, по которой не ходит общественный транспорт.

— Девочки, ваша велосеть предполагает глобальные изменения в Челябинске, в то время как проект чиновников предусматривал минимальные бюджетные вливания. Думаете, власти возьмутся за это?

Наталья: Подсчетом, сколько конкретно понадобиться денег на реализацию проекта «Дорогу велодорогам», сейчас занимается наш экономист. Эту тему она даже взяла для своей магистерской диссертации. В любом случае, мы хотим мыслить на перспективу. И если что-то делать, то сразу хорошо. Зачем лишний раз тратиться на вещи, которые не будет работать. Челябинск достаточно велосипедный. А результаты нашего опроса говорят о том, что за появление в городе велосипедной сети выступают не только молодёжь, но и люди постарше, а также те, у кого пока ещё нет велосипеда.

— И всё-таки, если власти не найдут средств, вы готовы самостоятельно искать спонсоров?

Наталья: Да, есть прецеденты, когда велодорожки, хоть и небольшие, прокладывали общественные организации, однако это всё же работа чиновников. Например, в небольшом городе Набережные Челны при поддержке мэра была сделана система велодорожек около набережной. А в Самаре власти выдали инициативным ребятам, вроде нас, грант. Нам же пока приходится всё делать в свободное от работы время.

Кристина: Мы ищем всевозможные пути. Так, готовим документы на молодёжный форум «УТРО». Также граны в 300 тысяч рублей на воплощение интересных проектов ежемесячно разыгрывает компания Lipton. Конечно, это не те деньги, на которые могли бы всё построить, но их бы хватило на организацию, например, образцово-показательной велопарковки, коих у нас тоже мало.

Слева - велосеть, разработанная администрацией Челябинска. Справа - концепция активистов проекта "Дорогу Велодорогам".
Фото: Пресс-служба администрации Челябинска; Организаторы проекта «Дорогу Велодорогам»

Административный барьер

Между тем, челябинские чиновники, ещё не ознакомившись с проектом активистов, заявляют, что строительство новых велодорожек в мегаполисе в настоящее время заморожено из-за недостаточного финансирования.

«В текущем году планы по строительству велодорожек в Челябинске будут скорректированы. От планов, которые били в 2013 и 2014 годах, мы практически отказались. Работы в этом направлении станут носить минимальный характер, — рассказал корреспонденту «АиФ-Челябинск» начальник управления информационной политики городской администрации Владимир Сафонов. — Акцент сделан на ремонте текущего состояния дорожного покрытия, так как вопрос с финансированием пока не решен. Что касается претензий к уже разработанной велосети, то во многих городах велосипедисты также делят дорогу с пешеходами. Кроме того, Челябинск в некоторых местах спроектирован таким образом, что выделить отдельную полосу для велосипедистов технически невозможно. Тем не менее, будет очень интересно взглянуть на проект активистов».

Оставить комментарий (0)
Loading...

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество