Примерное время чтения: 5 минут
1072

Сигналы и софиты. Как городской транспорт сделать удобным для слепых

Фото Евгения Талыпова / АиФ

15 октября отмечается международный день человека с белой тростью. Этот праздник призван привлечь внимание к проблемам незрячих людей в нашем обществе. Слепые и слабовидящие люди имеют инвалидность по медицинским показаниям, но сами они считают, что инвалидами их делает не здоровье, а социум. Так ли это, корреспондент «АиФ-Челябинск» выяснял на примере передвижения незрячих в общественном транспорте.

Не беги, строка!

Без помощи сопровождающих передвигаться таким людям по городу достаточно сложно, особенно если приходится пользоваться услугами общественного транспорта. Выйти на нужной остановке труда не составит, их объявляет водитель или автоинформатор. Гораздо сложнее войти в нужный автобус. Слабовидящим сложно увидеть номер маршрута, а для слепых это и вовсе невозможно. 

Казалось бы, шаг навстречу слабовидящим сделан: в последние годы муниципальный транспорт  начали оснащать ЭМУ – электронными маршрутными указателями с бегущей строкой. Однако это не только не решило, но и ещё больше усугубило проблему.

«Бегущая строка сильно затрудняет восприятие, пока человек со слабым зрением фокусируется на табло с движущемся текстом, транспорт уже успевает покинуть остановку», - рассказала корреспонденту «АиФ–Челябинск» председатель челябинского филиала Всероссийского общества слепых Надежда Топунова.

По её словам, маршрутные доски часто размещаются в разных местах, и, чтобы их обнаружить, пассажирам приходится затратить немало времени.

«Если и использовать ЭМУ, то с крупным номером маршрута и со статичным текстом», – отметила Топунова.

К слову, сами слабовидящие менее критично относятся к таким указателям: «В тёмное время суток очень удобно, но вот на солнце буквы бликуют», – поделился своими ощущениями Дмитрий Кузнецов, инвалид второй группы по зрению.

Идеальным вариантом трафарета с номером маршрута представители общества слепых назвали крупную табличку с чёрным шрифтом на белом фоне, закреплённую в нижней части лобового стекла.

Люди со слабым зрением могут увидеть номер автобуса, если он написан черным на белом фоне.
Люди со слабым зрением могут увидеть номер автобуса, если он написан черным на белом фоне. Фото: АиФ/ Фото Евгения Талыпова

Штраф за помощь

Кстати
На сегодня в общественном транспорте Челябинска табло оборудованы 21 трамвай, 2 троллейбуса, 86 автобусов.

«Наше предприятие не занимается ни изготовлением электронных табло, ни производством автобусов, – поделился своим мнением по этому вопросу директор МУП «Челябинский автобусный транспорт» Эдуард Маховский. - Место для крепления маршрутоуказателей зависит от модели машины. Размещать передние маршрутные доски внизу мы не можем не потому, что не хотим, а потому, что нельзя – перекрывается обзор дороги для водителя, что может привести к ДТП. Это ограничение изложено в законе. («Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» п 29. – прим. автора). Поэтому с данным вопросом представителям ВОС нужно обратиться к производителям автобусов. Тем не менее мы открыты для диалога и готовы выслушать предложения, вместе искать варианты электронных табло. Но к сожалению наши возможности не безграничны».  

В 2013 году автобусы предприятия курсировали с большими (высота 140 мм) передними трафаретами, которые размешались в правом нижнем углу лобового стекла, однако такая инициатива не осталась без внимания, и перевозчик был оштрафован.

Цветная альтернатива

Между тем, некоторые пассажиры предлагают вместо светодиодных указателей перенять опыт маршрутной сигнализации трамваев Санкт-Петербурга - цветные софиты. Два цветных огня справа и слева от переднего маршрутоуказателя пяти основных цветов: белый, жёлтый, зелёный, красный, синий - используют для кодировки номера маршрута.

В сентябре Челябинску в рамках программы «Доступная  среда» из федерального бюджета было выделено 3,3 млн. рублей. Как сообщили в управлении гортранспорта, эти деньги направят на оборудование троллейбусов и автобусов электронными маршрутоуказателями. Слепые и слабовидящие пассажиры надеются, что вскоре номер маршрута можно будет не только увидеть, но и услышать. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах