214

С наличными – к водителю? 5 вопросов о валидаторах в транспорте Челябинска

Такие устройства пока можно увидеть только в одном трамвае.
Такие устройства пока можно увидеть только в одном трамвае. Администрация Челябинска

В транспорте Челябинска установили первые валидаторы – устройства для самостоятельной оплаты проезда картами. Пока система работает в тестовом режиме, её обкатывают на вагоне одного маршрута – в трамвае № 20. АиФ-Челябинск узнал ответы на самые важные вопросы, которые волнуют пассажиров.

Какой картой можно оплатить проезд через валидатор?

Валидатор позволяет использовать любые способы безналичной оплаты проезда. В Челябинске это социальные карты, транспортные карты, а также банковские карты с транспортным приложением и любые устройства с NFS – смартфоны, кольца, часы. О том, что оплата прошла, сигнализирует зелёный значок на экране. Списание происходит по действующим тарифам, то есть все скидки по транспортным картам сохраняются.

Чтобы при неловком движении сумма не списалась повторно, в устройстве заложена отсрочка – одной картой можно оплачивать проезд с разницей не менее 50 секунд. Однако такая защита может привести к неудобствам, если пассажир хочет заплатить не только за себя. Поэтому функционал ещё предстоит скорректировать.

Часовой билет также действует: при пересадке в течение часа транспортную карту нужно приложить к валидатору – устройство зафиксирует, что сработал пересадочный билет.

Как оплачивать проезд наличными?

Некоторые пассажиры всё ещё предпочитают оплачивать проезд наличными. В их числе и пенсионеры, которые в трамвае платят 11,5 руб. Механизм валидатора не рассчитан на приём купюр и монет, поэтому с наличными нужно обращаться к водителю: в кабине находится обычный терминал, каким пользуются кондукторы.

Кто будет ловить «зайцев»?

Многие челябинцы, обсуждая появление валидаторов, усомнились, что все пассажиры без контроля со стороны кондуктора будут ответственно оплачивать проезд. Горожане считают, что обязательно найдутся желающие проехать бесплатно. Однако «зайцам» следует опасаться контролёров, которые могут в любой момент зайти в вагон. Причём во время контроля валидатором воспользоваться нельзя, так что быстро пробить карту, завидев проверяющего, не выйдет.

Сама проверка проходит так: контролёр синхронизирует свой терминал с валидатором и терминалом водителя, затем просит пассажиров предъявить те карты, которые они использовали для оплаты. Карты нужно приложить к терминалу контролёра – на экране отобразится подтверждение, что проезд оплачен.

Перед проверкой контролёр синхронизирует свой терминал с системой в вагоне.
Перед проверкой контролёр синхронизирует свой терминал с системой в вагоне. Фото: Администрация Челябинска

«Хочу сразу успокоить пассажиров: контролёр увидит только подтверждение оплаты проезда, баланс карты или другие персональные данные терминал не показывает», - рассказал директор ООО «ЧелябГЭТ» Дмитрий Усачёв.

Он добавил, что на маршрутах, где есть валидаторы, проверки будут проходить чаще обычного. Кроме того, по его словам, в ближайшее время может вырасти штраф за безбилетный проезд – с такой инициативой выступает региональное министерство дорожного хозяйства и транспорта.

Почему не выдают билет и что делать, если он мне нужен?

Сам по себе валидатор печатать билет не может – в устройстве на поручне просто нет нужного механизма. Пассажирам предлагают получить электронные билеты, отсканировав qr-код – памятки на этот случай развешаны по салону. Для тех, кому очень хочется получить именно бумажный чек, обещают со временем предусмотреть такую возможность, но обращаться за этим придётся к водителю. Впрочем, как уже было сказано выше, билет для подтверждения оплаты проезда в транспорте с валидатором не нужен – контролёр проверяет саму карту.

Такие памятки находятся в вагоне.
Такие памятки находятся в вагоне. Фото: Администрация Челябинска

Валидаторы теперь появятся во всём транспорте?

Сейчас в планах «ЧелябГЭТ» - установка двух десятков валидаторов в трамваях № 20 и троллейбусах № 26. Оборудовать устройствами весь электротранспорт пока не собираются. Во-первых, это потребовало бы немалых финансовых вложений. Во-вторых, сам эксперимент затеяли не столько ради того, чтобы удивить пассажиров техническими новинками, сколько ради увеличения выпуска вагонов на линию.

«У нас сейчас недовыпуск из-за нехватки кондукторов. Поэтому решили использовать валидаторы, чтобы кондукторов освободить и направить на другие маршруты», - пояснил Дмитрий Усачёв.

Впрочем, пассажирам стоит готовиться к тому, что проезд за наличные будет дороже, чем по картам. Уже сейчас владельцы транспортных карт экономят: по карте номиналом 700 рублей одна поездка стоит не 23 рубля, а 20,7. А если вспомнить о часовом билете, то преимущество безналичной оплаты становится очевидным.

Кстати

Название «валидатор» происходит от английского valid — «действительный, имеющий силу, правомерный». Такие устройства используют не только в транспорте, но и для проверки пропусков при входе в закрытые организации.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах