Примерное время чтения: 10 минут
595

Растём не туда. Помогут ли новые тарифы городскому транспорту

Евгений Талыпов / АиФ

С 1 ноября изменилась стоимость проезда в муниципальном транспорте Челябинска. Помимо трамвая, троллейбуса и городских маршрутов автобуса больше придется оплатить за поездку в Копейск и аэропорт.

Почем проезд?

Городской транспорт при оплате наличными – 20 рублей. На маршруте №123 Копейск – ЮУрГУ теперь действует единая цена – 25 рублей за наличный расчёт и 20 рублей при оплате транспортной картой. С 1 ноября не имеет значения, едет пассажир по Челябинску, Копейску или между городами. Ранее по Челябинску действовал тариф – 15, по Копейску – 18, Челябинск – Копейск – 22 рубля. Экспрессы в аэропорт подорожали до 80 рублей.

Цена проезда по транспортным картам на городских маршрутах Челябинска теперь от 18 до 20 рублей, подробности в инфографике «АиФ–Челябинск».

Кто виноват

Решение об изменении тарифа депутаты городской думы приняли большинством голосов 27 октября. Из 49 депутатов присутствовали 45, только 2 из присутствующих проголосовали против. Перед этим транспортники в течение трёх дней сумели получить одобрение министерства тарифного регулирования.

В своём докладе начальник управления транспорта администрации города Олег Козлов заявил, что повышение цены проезда – вынужденная мера. Стоимость поездок оставалась неизменной в течение трёх лет и была самой низкой в городах–миллионниках. Так, в Нижнем Новгороде, Казани, Самаре тариф на уровне 20 рублей установился ещё в 2013 году. В Екатеринбурге с 2012 года – 23 рубля. В Москве – 50 рублей. Санкт–Петербург – 28 рублей. За эти три года рост цен на смазочные материалы составил 60%, на дизельное топливо – 35%, цены на электроэнергию выросли на 35%.

При этом Олег Козлов забыл об Уфе, там стоимость проезда сегодня составляет за наличный расчёт 18 рублей. Чиновник не привёл данные о средней зарплате в городах–миллионниках и стоимости проездных без лимита поездок.

Как у соседей

В Москве при стоимости проезда за наличный расчёт 40–50 рублей проездной на наземный транспорт стоит 930 рублей. В Петербурге при наличном расчёте в 28 рублей цена месячного проездного на вид транспорта – 1350, на два – 1600, на три – 1700. В Нижним Новгороде – 20 рублей, проездные 920 рублей в месяц на электрический транспорт, 950 – на автобус, 1200 на два вида, ТАТ (троллейбус–автобус–трамвай) – 1600. Казань – 20 рублей, безлимитный проездной на трамвай или троллейбус обходится в 750 рублей в месяц, трамвай + троллейбус – 900 рублей, на один маршрут автобуса – 900 рублей, на все маршруты автобуса 1350, ТАТ + метро – 1800 рублей. Самара – 23 рубля, имеется только единая транспортная карта (ТАТ + метро) – 1300 рублей в месяц. Екатеринбург – 23 рубля, на один вид транспорта – 1600 рублей, а на два – 1800 рублей, ТАТ + Метро – 2400 рублей.

При этом ни в одном из этих городов троллейбусы не ночуют на конечных остановках из–за отсутствия парков, регулярно проходят мойку и ремонт. Предприятия обеспечивают 100% выпуск транспорта на линию, обновляется подвижной состав, появляются выделенные полосы. Власти заинтересованы в стимулировании использования общественным транспортом.

Новая реформа – новые цены

История повторяется: в 2011 году началась реформа, которая сулила «европейский разворот» челябинскому транспорту, а в 2012 году выросли тарифы на проезд.

В 2014 году начали разрабатывать новую концепцию – в 2015 выросли тарифы.

Транспортники заявляют, что новые тарифы вынужденная для них мера. В документах, подготовленных министерством тарифного регулирования, отмечается, что расчетный тариф для МУП «Челябинский автобусный транспорт» – 23 рубля, на перевозки трамваем – 18 рублей 15 копеек, троллейбусом – 22 рубля 77 копеек, при плановом уровне инфляции в 2016 году 7,4%.

Чиновники не оставляют попыток сделать общественный транспорт безубыточным. В сентябре глава региона Борис Дубровский поставил директору МУП «Челябинский автобусный транспорт» задачу выходить на самоокупаемость. Позже челябинская городская дума отказалась от регулируемого тарифа в муниципальном транспорте Челябинска.

Справка
Регулируемый тариф – тариф, устанавливаемый депутатами городской думы. Разница между экономически обоснованной ценой билета и той, что зафиксирована, компенсируется из бюджета города. При нерегулируемом тарифе предприятия вправе сами установить нужный тариф, если смогут его обосновать в Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области.

Выходить на самоокупаемость МУП «ЧАТ» планировал за счёт увеличения числа коммерческих маршрутов, на которых льготы не действуют. Удивительно, что такое происходит – власти уже не первый год заявляют, что возить льготников выгодно, и пытаются навязать это частным перевозчикам. Для коммерческих маршрутов предполагалось использовать 20 автобусов Marcopolo. Но конкурс на коммерческий маршрут был отменён. Сегодня коммерческих маршрутов только два – экспрессы №55 и №65 в аэропорт.

Горожане за три года привыкли, что скидка по транспортной карте оставляет 20% по сравнению с наличным расчётом. С 1 ноября тариф для держателей карт вырос на 50% с 12 до 18 рублей. Те, кто успел пополнить транспортную карту до повышения проезда, теперь совершает поездки по 16 рублей. Правда сколько продлится такая щедрость пока не известно.

Столь высокие тарифы по транспортным и ежемесячным проездным картам начальник управления транспорта Олег Козлов объяснил непопулярностью таких проездных.

«Транспортными картами пользуются всего 6–8% пассажиров от общего пассажиропотока. Это невысокий показатель для безналичной оплаты проезда по сравнению с другими городами по количеству проживающих в них, и значительного прогресса не наблюдается. Для того, чтобы было целесообразно удешевлять стоимость проездных, необходима значительная доступность пользования транспортной картой на большем количестве подвижного состава. По мере оснащения терминалами частного транспорта, возможно, будет пересмотрена стоимость проездного билета».

Несмотря на рост тарифов, повышение зарплаты транспортникам пока ждать не стоит.

«Считаю первоочередным выплату зарплаты своевременно, два раза в месяц, без просрочек. Вопрос увеличения зарплаты с увеличением тарифов считаю преждевременным», – комментирует начальник управления транспорта Олег Козлов.

Бюджетные маршрутки

Наверное, впервые в истории Челябинска дешевле муниципального транспорта оказались маршрутные такси. Несмотря на рост тарифов, некоторые «маршрутки» не только не подорожали, но и наоборот. Так с 20 до 18 рублей снизилась стоимость проезда в маршрутных такси №№8, 22, 35, 40.

За 18 рублей можно продолжают возить:

№8 ЧМК – ЮУрГУ

№9 ул. Мамина – ул. С. Юлаева

№12/34 ЧТЗ – микрорайон «Парковый»

№15 ЧМК – ЮУрГУ

№22 микрорайон «Парковый» – ЧКПЗ

№24 ул. Ак. Королёва – ЧМК

№25 Теплотех. институт – Сельмаш

№29 ул. Мамина – пос. Федоровка

№32 ул. Мамина – Больница ЧТПЗ

№35 ул. Приборостроительная – пос. Новосиниглазаво

№40 ул. Бр. Кашириных – пос. АМЗ

№41 ул. Молдавская – ЧМК

№46 Сельмаш – Теплотех. институт – Сельмаш

№48 ул. С. Юлаева – пос. АМЗ

№52 ЧТЗ – микрорайон «Парковый»

№60 пос. Шершни – ЧМК

№64 Ж/д вокзал – ул. С. Юлаева

№66 станция Шершни – ЧКПЗ

№71 ул. Чичерина – ЧМК

№75 ЧКПЗ – ЮУрГУ – 18–й микрорайон

№79 Зоопарк – ЧМК

№85 ул. Мамина – пос. Новосиниглазово

№92 ЧМК – Сельмаш

№94 Сады – пос. Шершни – ул. Приборостроительная

№103 пос. АМЗ – ЧМК

№112 ЧМК – ЮУрГУ

После повышения стоимости проезда возросла часовая выручка предприятий муниципального транспорта, но отток пассажиров уже начался.

Однако отказ от регулируемого тарифа и проезд в маршрутных такси 18 – 20 рублей, менее востребованные маршруты, грязный, холодный, срывающий рейсы транспорт по равному или чуть более высокому тарифу делает его не привлекательным, это приведёт к оттоку пассажиров, а как следствие, к сокращению выручки. Это неминуемо перерастёт в убытки и тогда Челябинск может лишиться муниципального транспорта.

В администрации Челябинска соглашаются с тем, что одинаковый тариф может негативно повлиять на экономику муниципальных предприятий, но в тоже время отмечают, что на рынке перевозок должна существовать здоровая цивилизованная конкуренция.

По мнению источника «АиФ–Челябинск», как такого регулируемого тарифа в Челябинской области не существует. Власти просто не выплачивают эту разницу, но в критических ситуациях изыскивают средства для погашения задолженностей транспортников. Например, «ЧАТ» и «ГЭТ» в этом году получили в сумме около 300 млн. рублей на погашение задолженностей.

Маршрутки подорожают

Руководитель сайта marshrutka74.ru Денис Джафаров:

«Чиновники и перевозчики сейчас заняли выжидательную позицию, но думаю, что власти будут стараться не допустить работы частных перевозчиков по 18–20 рублей и будут искать способы вынудить владельцев маршрутных такси поднять проезд до 23–25 рублей. Думаю, что такие тарифы перевозки начнут устанавливать уже с 16 ноября. К тому же новые тарифы по картам заставляют челябинцев задуматься о сдаче карт, чтобы вернуть денег за саму карту и остаток на ней. Посетители сайта активно начали проявлять интерес к этому вопросу с момента появления в СМИ новых тарифов». Джафаров обратил внимание, что в СМИ частные перевозчики говорили и о том, что тариф в 20 рублей их уже не спасет, и о том, что себестоимость поездки 23 рубля, и о том, что маршрутные такси всегда чуть дороже.

Всё будет хорошо

Чиновники настроены оптимистично.

«Теперь созданы экономические условия для нормальной работы. Под нормальной работой я подразумеваю транспорт, который приходит по расписанию, и ты знаешь, в какое время прийти на остановку. Необходима продуманная транспортная сеть» – подчеркнул председатель городской думу Станислав Машаров после заседания. В рамках реализации концепции власти намерены в первую очередь избавиться от дублирующих друг друга маршрутов.

Первые итоги работы в новых экономических условиях депутаты подведут уже и в феврале, а если они окажутся не утешительными то своих постов могут лишиться не только начальник управления транспорта, но руководители МУПов .

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах