Примерное время чтения: 6 минут
1243

Как это работает. В маршрутках города начали принимать транспортные карты

фото Евгения Талыпова / АиФ

22 июня на аппаратном совещании в мэрии глава администрации Челябинска Евгений Тефтелев заявил о том, что некоторые частные перевозчики уже с 1 июля будут принимать к оплате транспортные карты. Теперь за проезд можно расплатиться не только наличными, но и транспортной картой сразу на трёх маршрутах №12, 22, 24.

Маршрутки возят по картам уже 3 года

Чиновники забыли упомянуть, что льготы и проездные всегда действовали и продолжают действовать на маршрутах №12 (Ж/Д вокзал – пос. Локомотивный) и №24 (Ж/Д вокзал – пос. Урицкого – Областная больница).

До 2012 года данные маршруты обслуживали муниципальные автобусы, затем без проведения торгов маршруты были отданы на обслуживание частному перевозчику ООО «Тодес». И вместо городских автобусов пассажиров стали возить маршрутные такси №12Л и 24. К слову, при этом к оплате принимаются все виды транспортных карт во всех машинах (по 2 микроавтобуса на каждом маршруте), а тарифы на проезд не отличаются от муниципального транспорта.

Как это работает

Маршрутное такси №22 (ул. Скульптора Головницкого – Училище (ЧКПЗ)) объявлено пилотным проектом. Под этой формулировкой скрыто число автобусов и стоимость проезда. Тариф при оплате транспортной картой составляет 17 рублей против 18 рублей за наличные.

Безусловно, оплата проезда картой удобнее, но пока пилотный проект одобрения у пассажиров не вызывает, виной этому две причины: первая – маленькая скидка. Горожане уже привыкли, оплачивать свой проезд картой номиналом в 700 рублей и получать скидку в 3 рубля. Вторая причина – небольшое число маршрутных такси: пока жителям Челябинска приходится ждать в среднем по 20 минут. Водители карты принимать к оплате не отказываются, автобусы, оснащенные терминалами можно узнать по специальной эмблеме.

Водителей и кондукторов снабдили инструкцией по проведению безналичной оплаты. Подобная система давно работает у наших соседей в Екатеринбурге.

Проблемы и перспективы

«Считаю, что установка такого оборудования это нужное и перспективное дело. Терминал предполагает полный сбор и налоговые отчисления. Кроме того повысится безопасность, ведь водителям не нужно будет рассчитываться наличными», – рассказал журналистам Евгений Тефтелев.

У водителей несколько иное мнение.

«Долго и неудобно, пока возишься с ним, начинаешь опаздывать, у нас тоже график. Кто работает с кондукторами, им проще, но и заработок в итоге меньше», – поделился с корреспондентом «АиФ–Челябинск» водитель маршрутного такси №22 Антон.

«Когда я работал на маршрутке, мне нужно было только взять за проезд и при необходимости отсчитать сдачу, – рассказал Алексей, который ранее 5 лет отработал на маршрутном такси. – На это уходило не более 30–40 секунд. При оплате картой мне нужно взять её у пассажира, поднести к терминалу, провести по считывающему устройству так, чтобы и двойного списания не было, и долго возиться не пришлось, затем подождать пока касса распечатает билет, оторвать его и вместе с картой вернуть пассажиру. Процесс по времени занимает иногда и более минуты».

Опыт Екатеринбурга нельзя назвать позитивным: в маршрутных такси очень часто водители списывают с карты за один раз две, а то и три стоимости проезда. После 19 часов на некоторых маршрутах и вовсе отказываются принимать транспортные карты к оплате.

Впрочем, отказы от приёма карт к оплате имеют место и в Челябинске.

«Буквально пару дней назад на сайт пришла жалоба: водитель маршрута №12Л после 20:00 отказался принять к оплате карту. Мотивировал он это тем, что официально маршрут уже не работает (согласно расписанию последний рейс отравляется в 19:40) и потребовал оплатить проезд по тарифу не 15, а 18 рублей», – рассказал руководитель сайта marshrutka74.ru Денис Джафаров.

В итоге получается, по версии властей спроса на маршрут после 20:00 часов нет, потому что пассажиры не жалуются на его отсутствие. Но пассажиры не жалуются, потому что транспорт есть! Необходимо официально продлить время работы маршрута.

Горожане уже привыкли, оплачивать свой проезд картой номиналом в 700 рублей и получать скидку. Фото Евгения Талыпова

Перевозчики не очень хотят воплощать такие проекты по ряду причин. И дело здесь совсем не в налогах. Частные перевозчики используют либо УСН (упрощённая система налогообложения) либо ЕНДВ при использовании терминалов для оплаты проезда на налогах перевозчиках это никак не отразиться.

Причина первая – необходимо делиться

Услуги автоматизированной системы оплаты проезда представлены МУП «Службой организации движения», так например предприятия муниципального транспорта ежемесячно отдают МУП «СОД» 2% от суммы всех проданных билетов. Именно поэтому частные перевозчики используют кассы только при оплате картами. Тем пассажирам, кто оплачивает проезд наличными, билеты либо отрывают с катушки, либо не дают вовсе.

Причина вторая – деньги уходят «налево»

По словам директора ООО «Автобан» Александра Исаева, при оплате проезда картой деньги уходят не на счёт предприятия, а в какие–то организации (в МУП «СОД» – прим. автора). При обналичивании возникают определённые сложности.

Причина третья – кассы и кондуктора

Цена одного терминала на сегодня составляет порядка 30 тысяч рублей.

Начальник управления транспорта администрации Челябинск Олег Козлов предлагает перевозчикам арендовать терминалы с последующим выкупом и рассрочкой платежа.

При этом те, кто активно пользуется муниципальным транспортом, могут убедиться, как часто отказывают кассы у кондукторов. Готовы ли частные перевозчики вкладывать деньги в столь ненадёжную технику, покажет время.

Причина четвёртая – туманное будущее

Однозначно ещё не решена судьба действующей системы оплаты проезда, которую сейчас пытаются внедрить в маршрутных такси Челябинска.

Напомним, что УФАС обязала управление транспорта в срок до 1 июня провести и конкурс и выбрать нового оператора социальных карт. Чиновники намерены обжаловать решение антимонопольной службы в арбитражном суде.

И если суд встанет не на сторону городских властей и замена карт всё же произойдёт, то убытки частным перевозчикам возмещать никто не будет.

Челябинцы призывают власти в первую очередь остановить незаконный рост тарифов на проезд в маршрутных такси и заниматься развитием муниципального транспорта.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах