aif.ru counter
439

«АиФ-Челябинск» начинает акцию помощи сельским учебным заведениям

АиФ-Челябинск №3 20/01/2016
фото Александра Фирсова / АиФ

наша Газета открывает акцию-марафон «Городская школа - сельской!» и предлагает статусным школам Челябинска (не обязательно лицеям и гимназиям) стать участниками.

Суть проекта в том, что любая городская школа может выбрать в подшефные любую сельскую школу области. И помогать им кто чем может.

Многие знают: закрытие школы означает гибель деревни. По данным Росстата, в Челябинской области с 2002-го по 2010 год (время последней переписи населения) опустели 22 деревни, в 48 населённых пунктах было от одного до десяти жителей. В каждой из этих деревень в своё время умерла школа.

Порвались мячи и маты

Вы удивитесь, насколько скромны просьбы педагогов сельских школ. К примеру, вот в чём нуждаются в Чесменском районе. Беловская школа - пять пар лыж. Редутовская - посуда в столовую. Новоеткульская - мячи футбольные и волейбольные. Углицкая - футбольные и баскетбольные мячи, маты. Светловская - АРМ для библиотекаря (компьютер, в который можно закачать спецпрограммы, и принтер - можно подержанные).

Кроме того, сельским педагогам не хватает методической и профессиональной поддержки городских коллег. Книги из библиотеки, старые компьютеры, химические пробирки - вот такие простые вещи могут стать подарком школьникам.

«АиФ-Челябинск» выступит координатором проекта, мы будем рассказывать о каждом добром деле. Мы верим, что в наше непростое время учителя могут показать пример бескорыстной и деятельной помощи тем, кто в ней нуждается. Мы надеемся, что проект станет федеральным и российские городские школы поддержат практику малых дел.

Конкретный патриотизм

А начал это доброе дело директор 31-го лицея Челябинска Александр Попов, выбрав себе в подшефные Дубровскую среднюю школу, где на 17 учителей приходится 151 ребёнок. Библиотекарь там ведёт математику, учителя физкультуры нет, поэтому часы поделили между логопедом и трудовиком. Десант лучших учителей челябинского физматлицея высадился в сельской школе ещё в середине декабря. И произвёл фурор.

«В самом хулиганистом девятом классе наш учитель физкультуры дал открытый урок, - рассказывает застрельщик идеи Александр Попов. - На него сбежались все, кто был не занят. И учителя, и ученики. Такие же открытые уроки - мастер-классы прошли во втором и пятом классах по литературе и математике».

«Самый главный плюс для нас от такого шефства - методическая помощь, - считает Марина ДЕГТЯРЁВА, директор Дубровской школы. - Они обещали провести для учителей семинары по ФГОСам (новый образовательный стандарт. - Ред.). Городские статусные школы давно на них перешли, а мы только знакомимся. Да и средний возраст учителей у нас - больше 50 лет. Нередко бывают у педагогов проблемы методического характера. А тут новая струя».

Ответный визит не замедлил себя ждать. Дубровские директор и библиотекарь приехали в лицей. В библиотеке взяли во временное пользование недостающие учебники. А директор, по совместительству физик, уехала с грудой мензурок и оборудованием по термодинамике.

Кстати, дети из Дубровки привезли в челябинский лицей в аккурат на общешкольное родительское собрание свои поделки. И чужие родители весь этот «декупаж» купили за 10 тысяч рублей. Деньги тут же пошли в дело - на новые расходные материалы для деревенских кружковцев.

А ещё в Дубровскую школу позвонили с Дубровской птицефабрики и попросили подготовить смету на окна! (Это, надо сказать, самая больная тема директора. Окна сгнили, из щелей дует. Школа построена в 1984 году и никогда не видела капремонта.) Разговор с хозяином агрохолдинга, куда входит птицефабрика, провёл по телефону Попов, напомнив Андрею Косилову, что тот окончил 31-й лицей, а исполняющий директор птицефабрики - выпускник Дубровской средней школы.

«Девушка, скажите Косилову, что звонит его директор школы!» - напирал на секретаршу Попов.

В чём же, спросите вы, выгода для лицея от такого шефства?

«Если я найду хоть одного одарённого ученика в деревнях, то мой расчёт оправдался, - отвечает Попов. - Мне не хватает в Челябинске талантливых детей».

Учителя лицея уже обещали подготовить к математическому турниру команду Дубровской школы.

«В школах учат абстрактному патриотизму, - рассуждает Попов. - А тут он очень конкретный. Я могу взять пять школ».

Дети на подвозе

Директор школы № 2 из села Чесма Елена ПЛОТНИКОВА обеими руками «за» идею.

«Наша школа вошла в число 63 учебных заведений области, работающих по программе ТЕМП (естественно-математическое образование, в том числе углублённо изучаются физика, химия и другие дисциплины), и теперь мы по заказу государства должны готовить из детей физиков и инженеров, - говорит она. - А у нас в школе физика на низком уровне преподаётся. И если кто-нибудь из учителей согласится преподавать у нас по договору (не бесплатно, нам на это деньги выделили), то я буду счастлива».

В Чесменском районе малокомплектные школы сохранили, такова была политика местных властей. Есть тут, к примеру, Климовская школа-детсад и Натальинская. В последней учеников нет, но её не закрывают - ждут, когда малыши подрастут до учеников. В районе пошли по другому пути - маленькие школы потеряли статус юридического лица, но работают в деревнях и стали филиалами школ покрупнее.

Чтобы вы понимали, как учатся дети из сёл, вот вам картинка. Дети из школы № 2 Чесмы обучаются в четырёх зданиях. Столовая в одном месте, учителя - в разных помещениях. В течение смены у детей несколько переходов из здания в здание - ни второй обуви, ни здоровья. Одно помещение школа вообще арендует у ФОКа. А маленькие учатся в бывшем общежитии. Узкий коридор общаги - место игр на переменах. Окна на первом этаже, чтобы не дуло, пришлось заклеить клеем. Теперь даже форточки не открыть для проветривания.

«Конечно, школы нельзя закрывать. Закрывается школа - гибнет село, - уверена Елена Плотникова. - Ставить детей «на подвоз» - не вариант: они без конца простывают, пока ждут автобус на остановках. Когда деревню заносит снегом, бывает, что дорогу чистят не один день, потому что техники нет».

Школьный автобус ждёт всех учеников, поэтому маленькие вынуждены дожидаться, пока кончатся уроки у старшеклассников.

«Таких детей мы обязаны кормить два раза в день, а район выделяет на питание шесть рублей! Как на эти деньги накормить два раза?»

P. S. Чтобы стать участником акции-марафона «Городская школа - сельской!», нужно позвонить в редакцию по телефону 270-70-00. Каждую неделю мы будем публиковать список необходимого, а участники акции могут выбирать себе подшефную школу.

Комментарий

Юрий КОННИКОВ, председатель областной организации профсоюза работников народного образования и науки Челябинской области:

«Конечно, сельская и городская школы - это разные весовые категории. Плюс маленькой сельской школы в том, что у неё есть возможность уделить больше времени ребёнку. Минус же в подушевом финансировании: мало учеников - мало денег. Да и возможности сельских муниципалитетов не сравнить с городскими. Всю коммунальную службу, обеспеченность транспортом, зарплаты уборщиц и сторожей школ повесили на худые бюджеты муниципалитетов.

Волнует процесс оптимизации. Мы считаем, оптимизировать сельские малокомплектные школы надо с умом. Просчитать, как это отразится на будущем посёлка и его населения.

Надо понять, что сельские школы не нуждаются в разовых материальных подачках. Тут главное - помочь в методическом плане. Ведь раньше в управлениях образования был солидный штат методистов, а сейчас единицы.

Обком профсоюзов присоединяется к акции «АиФ-Челябинск» «Городская школа - сельской!».

Мы готовы принять участие в организации взаимообменов, взаимных поездок между педагогами разных районов и частично их финансировать. Допустим, соберутся учителя Уйского района посмотреть открытые уроки в школах Магнитогорска. Но речь идёт только о членах профсоюза».

Особое мнение

Дамир Тимерханов, директор гимназии № 1 Челябинска:

«Мы готовы подключиться к проекту. Но не посудой и мячами - этим должно заниматься государство. У нас есть компьютеры и техника, которые устарели, но в рабочем состоянии. Мы можем выехать и установить нужные программы на эту технику. Берём под своё крыло школу из деревни Байгазина Аргаяшского района.

Сельские школы - они самостийные и необычные. И нам, городским, есть чему у них поучиться, поверьте. Мы, как школа городская, должны дать то, чего они в селе лишены, а мы в городе имеем. Будем приглашать сельских детей к нам на каникулы. Поедем со спектаклями к ним. Подскажем, как они могут зарабатывать на те же самые мячи и посуду».

Цифры

- В России 43 тыс. школ, из них около 26 тыс. - сельские, в том числе 12 тыс. - малокомплектные.

- В Челябинской области до сих пор есть малокомплектные школы (где учатся по восемь-десять детей) с надворными туалетами. Три года назад их было 36, сегодня осталось шесть.

- 50 малокомплектных школ продолжают работать на привозной воде, поскольку водоводов в сельских населённых пунктах нет.

- В Увельском, Сосновском, Кунашакском районах и Еманжелинске нет современных хороших спортзалов и спортплощадок.

- 17 малокомплектных школ области работают без пище-блоков.

- Южноуральские школьники учатся в зданиях, построенных даже не в прошлом, а в поза-прошлом веке. В Катав-Ивановске работает школа 1895 года постройки.

- Подвоз учащихся осуществляется в 36% школ области.

Смотрите также:

Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых