Примерное время чтения: 8 минут
1722

Платье из кино. Советские женщины изучали фасоны нарядов в трофейных лентах

Крепдешиновые платья в горошек были на пике моды в 50-60-е годы.
Крепдешиновые платья в горошек были на пике моды в 50-60-е годы. / Инна Панкова / АиФ

АиФ-Челябинск продолжает серию публикаций под общим названием «Советский быт: история повседневности» - это совместный проект с Государственным архивом Челябинской области. Речь пойдет о предметах одежды, хранящихся в музее архива, и о том, как много они могут рассказать о своем времени.

«Нет ни метра мануфактуры»

История советской одежды и советского легпрома – это история так и не утоленного потребительского спроса. Диапазон товарного дефицита колебался: от тотального отсутствия товаров в магазинах в 1930-1940-е годы до менее острых форм в 1960-1970-е. О том, какова был ситуация на рынке потребительских товаров в 30-е годы, бесстрастно рассказывают рассекреченные архивные документы.

Достаточно «живописная» ситуация с потребительскими товарами отражена в докладной записке заместителю начальника Главторга наркомата внутренней торговли Циммерману (апрель, 1935 год, Магнитогорск): «Проверка 9 промтоварных магазинов подтвердила: отсутствовали головные уборы и вообще обувь, исключение: несколько пар галош в разных магазинах и дамские туфли на высоких французских каблуках. Во всех ОРСовских магазинах нет ни одного метра мануфактуры. Не встретили ни в одном магазине перчаток, маек, трусов, брюк белых, костюмов… В магазинах нет готового платья, нет пальто демисезонных, как мужских, так и дамских».

Какой разительный контраст с тем, что было 20 лет назад! В 10-х годах ХХ века челябинская газета «Голос Приуралья» была заполнена объявлениями следующего содержания: «В магазине у Шакира Ахметова одеяла и шали (плюшевые и байковые), бумазея, шевиот, зефир, фланель. В маг. Валеева получен большой выбор дамских меховых вещей. Валенная обувь, шапки, перчатки, галоши – в магазине Каткова» и т.д.

Отрез сукна – премия за труд

«30-е годы – с бытовой точки зрения были очень тяжелыми, люди жили преимущественно в бараках, жили тесно, скученно, и хорошая, красивая одежда была малодоступна. – рассказывает главный археограф ОГАЧО Галина Кибиткина. – Во-первых, потому что в продаже был дефицит потребительских товаров. Во-вторых, сами люди жили бедно, денег на одежду не хватало».

И, тем не менее, молодежи все равно хотелось хорошо одеваться, хорошо выглядеть. Часто обновки появлялись следующим образом. Тогда на производстве людей за трудовые успехи чаще премировали не деньгами, а товарами. Популярная производственная премия – отрез материи на платье или костюм. Человек шел с этой тканью к портному, а затем сшитый костюм служил ему много лет.

Стоит вспомнить, что эпоха индустриализации – это время, когда в Челябинск хлынули большие массы деревенских жителей. Деревенские обживались, привыкали и тоже стремились выглядеть «по-городскому», а поскольку опять же не было ни денег, ни товаров, то выходили из положения по-разному: например, кто-то привозил из деревни продукты, обменивал на ткань, шел к портному. Заплатить портному могли далеко не все, многие женщины  шили себе наряды на руках. В архиве, например, хранится несколько блузок и платьев 1930-х годов, сшитых без участия швейной машинки.

Большой популярностью пользовалась у женщин ныне забытая деталь одежды – манишка. Это имитация нарядной блузки, которую надевали под пиджак. Обычно шили ее из тонких светлых материалов и прикрепляли иголочками на воротник обычной блузки. Популярна она была от бедности, и шили ее тогда, когда не хватало денег на полноценную блузку.

Манишка, сшитая из кружев, - имитация нарядной блузки.
Манишка, сшитая из кружев, - имитация нарядной блузки. Фото: АиФ/ Инна Панкова

Меняли блузки на хлеб

Волна красивых предметов одежды пришла в Челябинскую область во время Великой Отечественной войны.  На Южный Урал приехали тысячи эвакуированных семей из обеих столиц – Москвы и Ленинграда. Люди уезжали в эвакуации в большой спешке, брали с собой то, что попадалось под руку: в том числе, крепдешиновые нарядные блузки и платья, украшения, шляпки, красивые воротнички, беленькие носочки, которые тогда были в моде. А затем на рынке выменивали эти вещи у местных жителей на продукты – молоко, сметану, хлеб и т.д. По словам Галины Кибиткиной, ветераны, которые были детьми и подростками во время войны, рассказывали, что тогда многие деревенские женщины щеголяли в белых носочках.

«В каком-то смысле мода пришла в Челябинск из эвакуации, – говорит Галина Кибиткина.– Сюда в эвакуацию приехало много представителей интеллигенции из Москвы и Ленинграда - из городов, в которых большинство жителей области никогда не бывали. Эвакуированных подселяли на квартиры к челябинским семьям, и невольно местные жители перенимали манеру одеваться, привычки, бытовые навыки. Честно говоря,  ведь многие простые люди даже не умели пользоваться вилкой».

А в послевоенное время случилась другая мощная «модная волна»: пришла трофейная мода – вместе с вещами (бельем, платьями, украшениями), привезенными советскими солдатами из Германии, и вместе с трофейными западными фильмами. Женщины запоминали фасоны платьев, увиденных в трофейных кинолентах, и затем просили швею сшить «точно такое же».

«Моя знакомая мне рассказывала, как, увидев красивое платье на главной героине трофейного фильма, пошла с такой просьбой к своей швее. Кстати, швею тогда чаще называли модисткой. Стала рассказывать про платье, а модистка ей говорит: «Ничего не поняла, иди еще раз смотри. И обрати внимание, где какие защипы, вытачки». Так моя знакомая ходила на этот фильм несколько раз, чтобы детально запомнить фасон, тем более что фасоны раньше были сложные», – рассказывает Галина Кибиткина.

Фасоны одежды для молодежи в журнале мод 1958 года
Фасоны одежды для молодежи в журнале мод 1958 года Фото: АиФ/ Инна Панкова

Шуршали болоньевыми плащами

Во второй половине 1950-х годов, когда исчез «железный занавес», в СССР пришла западная мода, так называемый стиль Диор: женственные силуэты, широкие юбки, тонкие талии. Этот стиль прекрасно отражен в фильме «Карнавальная ночь».

Подобные фасоны мы видим и в хранящемся в архиве журнале мод 1958 года – те же женственные силуэты, пастельные оттенки, широкие вышитые пояса, банты, сложный крой. Кстати, журнал мод ориентирован на целевую аудиторию: мужчины, женщины и отдельно – молодежные и детские фасоны. К каждому журналу прилагаются выкройки: можно шить самим или с выкройкой идти в ателье.

С того времени следование модным тенденциям в одежде становится важным моментом в жизни советских женщин. Характерна в этом плане история с плащами из ткани «болонья», которые были остромодными в 1960-х годах. Каждая модница была просто обязана иметь в своем гардеробе такой плащ! Кстати, эти плащи сначала были дефицитом, потом появились в продаже, но стоили очень дорого: их цена была 60 рублей при средней зарплате 100-120 рублей. Но советских женщин не останавливала цена в ползарплаты. По воспоминаниям представителей старшего поколения, «все тогда ходили и гордо шуршали болоньевыми плащами».

Таким образом, 1950-1960-е годы закрепляют некий прорыв в потребительском сознании: красивая одежда – теперь не малодоступная роскошь, а просто часть гардероба. Конечно, она по-прежнему была дефицитна, дорого стоила, но все-таки для того, чтобы обзавестись красивым платьем, больше не надо было ждать, когда тебе выдадут отрез сатина на заводе.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах