Примерное время чтения: 7 минут
401

«Контакт»: газетная революция

АиФ-Челябинск №36 02/09/2015
фото Александра Фирсова / АиФ

1988 год. В киосках «Союзпечати» рядом с местными информационными монстрами - «Вечёркой», «Челябкой», «Комсомольцем» - появилась новая, доселе никому не известная газета «Контакт». Необычный дизайн, много рекламы плюс развлекательно-познавательная информация. Никакой политики. Тогда это была просто информационная революция на местном печатном рынке. Сегодня гость редакции - один из создателей еженедельника «Контакт», его первый главный редактор, известный челябинский журналист Юрий Вишня.

Пробивали через обком

Инна Панкова, «АиФ-Челябинск»: Юрий Всеволодович, вы в конце 80-х годов работали в «Челябинском рабочем». У вас, как говорится, всё было хорошо. Почему решились на авантюру с новой газетой?

Юрий Вишня: Да, я тогда был заместителем ответственного секретаря в «Челябке», а до этого работал ответсеком в «Уральском рабочем» в Свердловске. Работать там было интересно: происходило много событий, всё бурлило, перестройка, гласность… Тираж, кстати, у «Уральского рабочего» был огромный - 620 тысяч. Правда, семья у меня оставалась в Челябинске, и я каждые выходные мотался туда-сюда, вопрос с квартирой в Свердловске всё никак не мог решиться. В общем, поездил так два года, решил вернуться. Но я уже чувствовал, что мне тесно, хочется сделать что-то такое, чего раньше не было. Появилась идея издавать рекламную газету. Парадоксальную вещь скажу: в то время газеты были завалены рекламой, они не могли её «переварить».

- Вам сейчас старожилы возразят: не помним никакой рекламы, не обманывайте.

- Конечно, та реклама была своеобразной, мало похожей на современную. Что-то вроде «Капуста на столе - здоровье в доме», или «Покупайте овощи в магазинах «Плодоовощторга», или «Соблюдайте правила дорожного движения». Ещё кино- и театральные афиши, большое количество частных объявлений «куплю-продам».

Сейчас Интернет снял подобные проблемы, а тогда газеты с этим потоком не справлялись. Я сделал макет издания, написал концепцию, пришёл к Борису Павловичу Маршалову (тогдашний главный редактор «Челябинского рабочего»), изложил свои задумки и попросил совета, как дать ход новой газете. Он - молодец, новые идеи ловил на лету. Поддержал меня. Издание рекламной газеты мы пробивали через обком КПСС. «Контакт» читали в 74 городах

- Как читатели отреагировали на появление нового СМИ?

- Мы сами не ожидали, что газета с такой скоростью начнёт разлетаться из киосков «Союзпечати», люди в очередь выстраивались. Из 16 полос формата А3 восемь полос мы отдавали на чтиво: интервью со звёздами, которые делала Лидия Садчикова, детективы, даже публикации на эротические темы, что тогда было абсолютным прорывом. С одной стороны - строгая партийная пресса, и тут мы… Другие восемь полос занимали реклама и списки неликвидов. Благодаря последним экономические отношения Челябинска с другими регионами заметно расширились.

- Думаю, для большинства людей слово «неликвиды» звучит малопонятно.

- Существовало такое мощное учреждение - облснабсбыт, оно обеспечивало предприятия и иные структуры всякой всячиной, которой за много лет скопилось огромное количество, склады были забиты промышленной продукцией, не востребованной заказчиками. Там было всё, начиная от гаек и болтиков, заканчивая разным оборудованием, станками… Как реализовывать эту продукцию? Тут-то снабженцам и пригодился «Контакт». На взаимовыгодных условиях заключили с ними договор, и работа пошла. Газета была включена в каталог «Союзпечати», на неё начали подписываться в разных городах, неликвиды стали активно раскупать.

Челябинский еженедельник «Контакт» распространялся в 74 городах России, у нас появились коммерческий отдел, своя служба рассылки. В итоге сложился мини-холдинг, и в конечном итоге получился удачный бизнес-проект. Правда, тогда таких слов никто не знал.

- Насколько я помню, «Контакт» и чисто внешне отличался от партийных газет.

- Мы печатали газету на качественной бумаге, на офсетном оборудовании в златоустовской типографии. Дизайном газеты занимались Анатолий Волков и Леонид Паширов. Именно они сделали так, что газета выглядела современно, стильно, креативно.

- А проколы случались?

- Конечно, как без них. Например, фирма, которая называлась «Универсальная компания», выкупила первую полосу. Там должен был стоять рекламный слоган: «Универсальная компания - ваш путь в будущее». В итоге не помню уж, по чьей вине, от названия фирмы остались только заглавные буквы. Получилось: «УК - ваш путь в будущее». Ну что? Посмеялись. Помнится, кто-то сказал: «Получается, теперь Уголовный кодекс - наш путь в будущее»? Но такие ошибки были исключением.

Бумажные СМИ не исчезнут

- Как вы оказались на телевидении?

- Это был ещё один вызов самому себе - смогу ли снова всё начать с нуля, как когда-то с нуля начинал «Контакт». В 1995 году я ушёл в «Челябинсксвязьинформ» и занялся созданием телекомпании «Восточный экспресс». А «Контакт» в 1997-м, к сожалению, перестал существовать по многим причинам: изменилась экономическая ситуация, появились конкурирующие издания и т. д. Что касается «Восточного экспресса», то вместе со мной туда пришла команда молодых журналистов. Мы создавали информационное вещание, придумывали программы, искали острые темы. Для меня это были счастливые десять лет.

- Давайте окунёмся в молодость. Путь в профессию был как у всех - сначала вуз, потом газета?

- Наоборот, сначала - газета, потом - вуз. Я вообще-то собирался поступать в Ленинградский институт киноинженеров. А после школы познакомился с Людмилой, своей будущей женой. Она ещё старшеклассницей писала заметки в «Комсомолец», мечтала работать в газете. И как-то сразу меня увлекла тягой к журналистике. Я начал фотографировать, писать репортажи, печататься в многотиражках. Институт я окончил, когда уже работал в «Вечернем Челябинске». Я учился на филологическом факультете Челябинского пединститута, тема диплома у меня была связана с журналистикой и звучала так: «Структурно-семантический анализ газетных заглавий».

- Сегодня у каждого издания своя политика, журналист не может быть абсолютно свободным. Можно в таких условиях оставаться нормальным, честным профессионалом?

- Это широкая тема, об этом можно долго говорить. Помню статью известного журналиста Анатолия Аграновского, где он пересказывает свой разговор с таксистом: вы сейчас меня везёте, обслуживаете, а вечером приходите домой и читаете газету, значит, и я вас, выходит, обслуживаю. Мы все нужны друг другу: кто-то печёт хлеб, кто-то лечит, кто-то учит, кто-то пишет статьи… Мы можем поднимать любые темы, только мы не должны нигде врать. Есть проблема - её не надо замалчивать.

Журналист формирует общественный запрос, а власть должна на него реагировать. По-моему, быть журналистом - значит с утра и до ночи жить в информационном поле. Нельзя быть журналистом с 9 часов утра и до 5 вечера. До сих пор пристально слежу за новостями, всё читаю и смотрю: телевидение, газеты, интернет.

- В обозримом будущем бумажные СМИ исчезнут?

- Уверен, этого не произойдёт. Пока есть люди, которым интересно развернуть газету, интернет не сможет вытеснить печатные издания. Кстати, соврать на бумаге гораздо сложнее, так как печатное слово более предметно, более осязаемо. И поэтому информация в газете - залог более честного освещения событий.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах