Примерное время чтения: 7 минут
151

Кто объедает учителей? О фундаментальной науке, модернизации и платном медосмотре

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. «АиФ-Челябинск» 29/08/2012
Фото Александра Фирсова

Анатолий Сергеевич - представитель педагогической  династии: учительствовали его родители и супруга, его дочь работает на кафедре иностранных языков ЧГПУ.

 

Сам Анатолий Сергеевич преподаёт историю более полувека, директорствует 46-й год. Доктор педагогических наук, по совместительству - профессор ЧГПУ, член-корреспондент Международной академии общественных наук. Разговор начал так.

Домашнее образование - утопия

- К Александру Евгеньевичу Попову отношусь с большим уважением, хотя не со всеми его взглядами и действиями согласен. Например, идея домашнего начального образования кажется мне утопической. Предпочту говорить о проблемах обычных школ. Лицеи для талантливых детей нужны, но их никогда много не будет, место им - в областных центрах.

И ещё. Александр Евгеньевич, видимо, смог бы «продавать» выпускников университетам и «покупать» преподавателей. Но я категорически против встраивания системы образования в рыночные условия. Мы сыты по горло коммерциализацией в этой сфере. Охотникам ссылаться на зарубежный опыт могу привести в пример Японию, где даже высшее образование - обязательное и бесплатное.

В рынок можно втягивать профессиональное образование, прикладную науку - эти сферы востребованы бизнесом. Фундаментальная наука и общее образование - забота государства, если его руководство думает о будущем страны. Иначе мы загубим систему образования. Это, в принципе, уже и делается. Главная задача очередной реформы - сделать школу максимально дешёвой. Но безграмотность будущих поколений обойдётся дороже!

- Модернизация школы... Ускоренный переход от некой устаревшей системы к современной?

- Нет чётких критериев, нет модели школы будущего. В триаде «знания - умения - навыки» приоритет отдаётся умениям и навыкам. А ведь именно фундаментальность образования всегда была главным преимуществом отечественной школы.

В Америке не готовят широко образованных людей, востребованы узкие функционеры. Такими людьми легче управлять. Но Запад переманивает из России талантливых специалистов - они выполняют черновую работу за своих шефов, которые потом получают Нобелевские премии.

Учитель должен воспитывать у своих питомцев любовь к Родине. Но и Родина должна любить учителя! Она его, к сожалению, не любит. У меня нет учителя биологии. Наша выпускница, прекрасный педагог, ушла из школы. Как её вернуть, если она в аптечном киоске зарабатывает в четыре раза больше? В нормальных странах - по-другому.

В России учитель высшей квалификации получает за урок 1,5 доллара, в Японии - 90…

37 лет без капремонта

- Наши власти поставили задачу довести зарплату учителя до средней в промышленности. Это реально?

- В школе появился стимулирующий фонд, сверх пресловутых пяти тысяч можем учителю что-то начислять. Но сразу объявилось множество желающих «распилить» этот фонд. Пожарная инспекция штрафует замдиректора по хозяйственной части: не раздвинули лестничные марши в соответствии с нормами. А школа строилась по проекту полувековой давности! Арбитражный суд поддержал пожарных. Лестничные клетки и марши так и остались нераздвинутыми, но это уже дело десятое, главное - проявлена бдительность и в случае чего можно это подтвердить.

Или: начальницу летнего лагеря потребнадзор штрафует за недостаточно сладкий компот. Сахар клали по норме, но он был не свекольный, а тростниковый, в сертификате поставки об этом не сказано! Дальше: завоевали наши учащиеся первые места на предметных олимпиадах, едут на региональный конкурс. Надо заплатить 200 рублей за то, что ученик допущен к конкурсу, потом ещё 300 за то, что его работу проверили.

Учитель, научный руководитель этого ученика, совестится требовать деньги с родителей, платит свои. Мы впоследствии начисляем таким безвинно пострадавшим сотрудникам премии, но фактически почти не повышаем их зарплату... Более 40 тыс. рублей наши учителя заплатили за санитарные книжки с голограммой. С будущего года учитель не будет допускаться к занятиям, если не пройдёт ПЛАТНЫЙ медосмотр у шести врачей. В бюджете школы на всё это денег нет - плати сам. Это же настоящий рэкет! Начальство отчитается: зарплата учителей выросла! А то, что вся прибавка ушла в карманы «рэкетиров», нигде не отражено.

Деньги, которые выделяются на модернизацию образования, зачастую уходят чёрт-те куда. Дали нам средства на комплект парт, приобретём несколько АРМов (автоматизированное рабочее место учителя - компьютер, проектор, экран…). Но целая сеть паразитических организаций начинает «пилить» эти деньги. Надо приобрести пожарные декларации - это  50 тыс. рублей. Иначе - штрафы. Получили эти книжицы… Сплошная теория: если очаг пожара там-то - такие потери и жертвы, а если там-то… Кому всё это нужно?!

Пожарные говорят: положите в сейф, пусть лежит. Теперь правительство требует, чтобы каждое предприятие имело энергетический паспорт (школа - не завод, но с неё требуют тоже). Сто с лишним тысяч рублей... Нашли мы организацию, где согласились оформить документ за 75 тысяч. В Москве паспорт утвердили, читаем: надо разработать и издать цветную брошюру для учеников, чтоб знали, как беречь энергоресурсы; заменить деревянные окна на пластиковые; произвести капитальный ремонт, заменить все инженерные сети… Хоть кто-то в правительстве вникает, на что идут «модернизационные» средства? Будто я не мечтаю о капитальном ремонте своей школы, которой уже 37 лет…

Книжная мафия

- Выходит, Попов прав, когда говорит, что без управлений «наробраза» можно обойтись…

- Управленцы нужны, но нынешним (на всех уровнях) часто не хватает педагогической и управленческой культуры. Лишь компетентное руководство сохранит в образовании единую систему, она и без того нарушена. Сотни учебников - книжная мафия действует. Спрос на книги упал, а учебники нужны всегда. Методисты требуют ввести новый учебник - родители раскошелятся. И школы в разных городах и весях занимаются по разным учебникам! Так нельзя…

Управленческие структуры абсолютизируют нормативно-правовую базу. Налетела комиссия с проверкой. Думаете, их интересует, чему и как мы учим своих питомцев? Пробежали по школе галопом и - к бумагам. Нашли противоречия между лицензией и уставом школы. «Как вы до сих пор работаете?!» Лицензия выдавалась министерством раньше, требования к уставу появились позже. В одном документе написано: «Челябинской обл.», а в другом: «Челябинской области». В одном: «Муниципальная», в другом - с маленькой буквы…

Конец света! Надо всё менять! А чтобы внести изменения в устав, нужно в администрации города пройти не менее дюжины согласований. Надо платить нотариусу наличными - собирать с родителей. В налоговую набегаешься… Зачем это сейчас делать, если готовится новый закон об образовании? А сколько я времени угробил на оформление земельного участка школы - всю работу забросил… Не отрывайте нас от дела! Летом, когда все в отпуске, приходит форма отчётности - 31 пункт. Надо отзывать завуча, а попробуй отзови из отпуска управленца… Кто для кого существует?

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах