aif.ru counter
2125

Воспитываем «успешных мерзавцев»? О счастливых людях и доверии

АиФ-Челябинск №41 08/10/2014

Эту технологию он назвал «Духовные скрепы». Суть в том, что человек должен обладать большим количеством положительных качеств, которые и будут скреплять его с другими хорошими людьми.

Считаем поступки

- Сергей Григорьевич, вы так сильно беспокоитесь за судьбу подрастающего поколения?

​- Ещё в 2012 году в своём послании Федеральному Собранию Путин чётко обозначил две катастрофы в нашей стране - демографическую и ценностную. Повсеместно мы наблюдаем человеческую безответственность, желание обмануть друг друга. Сосед соседу не хочет давать взаймы. Женщина не хочет рожать от мужчины, потому что не доверяет ему. Мы стали отделяться железными решётками и дверями. Сегодня уже никто не отважится оставить ключ от квартиры под ковриком или в почтовом ящике. Вопрос доверия встал ребром не только в России, но и во всём мире. Украина не доверяет «Газпрому», а «Газпром» - Украине.

Утрачена система ценностей. Из-за этого повысился уровень жестокости и агрессивности во всём мире, особенно в детской среде. Вы слышали ту историю, когда воспитанники одного из челябинских детдомов на субботнике связали руки девятилетней девочке, затолкали её в мешок с битым стеклом и выбросили на помойку? Ей, к счастью, удалось выбраться и вернуться в «воспитательное» учреждение. Однако издевательства продолжились, в результате после нервного срыва девочка-таки попала в больницу. Подобных случаев пугающе много.

Эффект Герострата

- Почему же их много, по вашему мнению?

- Всё дело в так называемом эффекте Герострата: не умею проявить себя в хорошем - проявляю себя в плохом. Вот мы и получаем вместо доброго поступка - злой, вместо толерантности - агрессию, вместо честности - коррупцию. А ведь это мы сами, взрослые, подаём детям примеры, как проявить себя в плохом. Мы сами виноваты. Мы уделяем детям мало времени.

- Но наши дети ходят в детские сады и школы, и мы надеемся, что там их тоже воспитывают.

- Порой зря надеемся. Родители мне жалуются, что в детсаду лишь присматривают за детьми, а должны социализировать. Но эту задачу перед ними никто и не ставит! Стимулирующие доплаты для руководителей детсадов определяются по 27 показателям, но среди них нет ни одного, который хоть как-то касался бы воспитанности детей. Зачем же работать на показатель, о котором никто не спрашивает?

Наши школы и вузы тоже не воспитывают в полной мере. Как-то министр образования страны заявил, что мы должны сделать выпускников успешными, эффективными. Да, профессиональные навыки важны. Но важно ещё, чтобы выпускник был правильно воспитан, социализован, считался с общественными запросами, интересами других людей. Иначе мы получим «успешных мерзавцев».

Не сползать к плохому

- Как надо правильно воспитывать?

- Не просто проводить классные часы о любви и дружбе и читать литературу, а инициировать в поведении ребёнка позитивные поступки. Когда мой сын был ещё маленьким и отправлялся в школу, я говорил ему: «Вечером расскажешь мне, сколько хороших поступков в течение дня ты совершил!» В голове у него, как гвоздь, сидела мысль о том, что вечером папа спросит про дела, и время от времени он возвращался к ней и оценивал совершённые поступки.

- А воспитание и воспитанность чем можно измерить?

- Не только можно, но и нужно! Даём задание: сначала каждый должен написать список качеств, которые считает важными для своего возраста. При этом список качеств определяется с учётом гендерности, принадлежности к полу. Скажем, для мальчиков это могут быть мужественность и уверенность, а для девушек - забота о детях, нежность и т. д. Затем в соответствии со своим списком каждый должен попробовать оценить сверстников по степени выраженности у них этих качеств. И выясняется удивительная вещь: оказывается, что любого можно измерить, оценить! Через какое-то время подобное занятие можно повторить, чтобы отследить ситуацию в динамике.

И вообще, каждый новый учебный год я предложил бы начинать с опросов детей не о том, как они провели лето, а о том, какие качества они хотели бы приобрести в течение года все вместе и каждый в отдельности, какие качества, на их взгляд, скрепляют их отношения. Моя методика - своего рода инструмент, благодаря которому можно выявить точку, когда у ребёнка начинается увеличение хорошего или сползание к чему-нибудь плохому.

Воспитывать яйцо или курицу?

- Вы проводите совместные собрания для педагогов и родителей…

- Я начинаю собрание с вопроса, адресованного родителям: «Вы хотите, чтобы ваши дети были счастливыми?» - «Конечно», - все отвечают. А потом я спрашиваю, какой смысл собравшиеся взрослые вкладывают в слово «счастье». Оказывается, что для одних счастье - это квартира, для других - дача и машина, для третьих - стабильная зарплата. Получается, что для счастья современному человеку достаточно иметь хоть какую-то собственность и высокую зарплату. Потребительское у нас нынче счастье. Кусочек этой культуры мы позаимствовали по недоумию с Запада, где всегда господствовала культура потребления.

На самом деле счастливым может быть не только человек с высокой зарплатой, с автомобилем и с 200-метровой квартирой. Счастливый человек - это человек, которого все любят, уважают, награждают. А за что любят и хвалят? За что приглашают в гости? За то, что он хороший! Хороший значит обладающий какими-то позитивными качествами. Вот эти самые позитивные качества, такие как верность, жизнерадостность, забота о людях, сострадание, великодушие, пунктуальность и другие, и нужно воспитывать в детях! Причём делать это педагоги и родители должны сообща. Строить счастье детей и, следовательно, будущее страны!

- Выходит, воспитывать надо не детей, а прежде всего взрослых?

- Извечный вопрос: что было сначала - яйцо или курица? Воспитывать надо и тех, и других. Но мы можем воздействовать на семью через ребёнка. Я этот принцип назвал «инфантоинтервенция», то есть интервенция в семью через ребёнка. Доказано, что возраст от трёх до семи лет - самый важный в становлении и оформлении личности. Ребёнок в этом возрасте как зеркало. Если утром в понедельник дети в детском саду кубиками чокаются, значит, накануне у родителей были посиделки. А тут я даю каждому малышу задание, он приходит домой и говорит: «Мне нужно принести в группу фотографию, на которой отражено моё трудолюбие». И перед родителями встаёт выбор: выпить сегодня, поваляться перед телевизором или помочь ребёнку сфотографироваться.

Вообще, у каждого человека есть выбор. Знаете притчу? Два первобытных человека идут по болоту. Один встал на правильную кочку, а второй - на неправильную. Конечно, второй утонул. Мы с вами - потомки того, кто сделал правильный выбор. И если мы хотим, чтоб наши дети были счастливыми и правильно воспитанными, мы прежде всего сами должны сделать правильный выбор.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)
Loading...

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество