aif.ru counter
263

Челябинский кондуктор пишет оду родному городу

Александр Фирсов / АиФ

За те полчаса, что мы общались в редакции, она три раза потеряла телефон: в собственном кармане, в сумке и на столе между бумагами. Едва мы переступили порог драмтеатра, она предложила завлиту: «А хотите пирожок?» Когда мы шагали по улице, она останавливалась, чтобы поздороваться с прохожими и смахнуть снежинки с чугунного заборчика. Это самая необыкновенная женщина, которую я встречала в своей жизни.

Блокнот кондуктора

«Наш троллейбус едет в сторону вокзала. Вот вошли мужчина и женщина. Мужчина бережно внёс детскую сумку-переноску для новорождённых, а в руках молодой женщины был яркий пакет (видимо, с подарками). Женщина присела на свободное место, а мужчина остался стоять со своей драгоценной ношей.

Отрывая им билеты, я с любопытством взглянула на воздушные белоснежные кружева и розовенькое одеяльце, в которое укутана была крошечная девочка, мирно спящая в удобной люльке-переноске. Пассажиры стали предлагать молодому отцу присесть или хотя бы поставить детскую сумку-переноску на сидение, но он, улыбаясь, отказывался.

Тогда и я говорю: «Ну что же вы не присядете? У вас ведь в руках ребёнок!»

«Пускай доченька привыкает к невесомости! Может, стюардессой будет!»  весело сказал молодой папа. Все пассажиры улыбнулись.

Пройдёт время. Из нового аэропорта Челябинска поднимется в небо огромный воздушный лайнер международных линий. С улыбкой к пассажирам выйдет красивая стюардесса. Ну а сегодня маленькая девочка просто спит в люльке-переноске в крепких руках молодого отца. Расти большая и здоровенькая, любимая папина и мамина доченька!

Вот и всё».

Это — строчки из рассказа Натальи Рахматуллаевой. 12 лет она проработала кондуктором в челябинских троллейбусах. Это было время огромной любви. Любви к городу и людям, которые в нём живут. Впечатлений было так много, что Наталья Ефимовна стала записывать их в блокнот. Здесь можно прочитать историю о том, как капризный кот криками выторговывал себе «козырное» место у окна. Или про то, как сухонькая 80-летняя старушка ждала на остановке своего мужа-рыбака. Каждый день, и в дождь, и в жару, и в мороз. В блокноте записано и про то, как весело добирались до института студенты-медики, как каталась в новеньком троллейбусе иностранная делегация. От зорких, но добрых глаз кондуктора не спрятались и юные влюблённые, которые два часа пытались расстаться на конечной остановке. Со смехом она вспоминает, как однажды на каком-то ухабе ухватилась, чтобы не упасть, за карман импозантного мужчины, а он вовсе не разозлился, а пошутил: «Уважаемый кондуктор! Деньги за проезд у меня в другом кармане!» Десятки трогательных историй о нас с вами собрала эта простая женщина. И каждый рассказ заканчивался словами: «Вот так-то!» или «Вот и всё».

Фото: АиФ / Александр Фирсов

Руку сломать можно, но дух — никогда!

Два года назад Наталья Рахматуллаева сломала руку, перелом сросся неудачно. Любимую работу пришлось оставить (надеется, что ненадолго). Свободным временем Наталья Ефимовна распорядилась с толком: перепечатала свои рассказы на компьютере, сняла с карточки пенсию и отправилась в типографию. Зачем? Чтобы напечатать маленькие брошюрки и подарить людям. На первой страничке всегда один и тот же текст: «Дорогие челябинцы и гости города! Вспомните свои лучшие поездки в челябинском троллейбусе и улыбнитесь вместе со мной! С любовью, ваш кондуктор Наталья Рахматуллаева».

— Каждый раз, когда она приходит, я её ругаю, - рассказал нам директор типографии, из скромности пожелавший остаться инкогнито. — Говорю, мол, Наталья Ефимовна, лучше бы фруктов себе купили. А она всё равно печатает - по двести, триста штук. И потом бесплатно раздаёт.

Иногда она болеет, приходится покупать лекарства, и на типографию денег не остаётся. Тогда она распечатывает на принтере отдельные рассказы и дарит их. Ей ни разу в голову не пришло попросить у кого-нибудь финансовой помощи.

Глубокий обморок сирени

Первый раз в театр она попала в 52 года. Об этом поведала в своём рассказе «Балет»:

«Интеллигентная милая пассажирка задала мне вопрос: «А вы, кондуктор, давно ли были в театре? Приглашаю вас!»

Стыдно было признаться, что, работая кондуктором на центральном маршруте, центр города я видела только из окна троллейбуса. После гибели мужа я с сыном (учеником 5-го класса) переехала в Россию. Приходилось работать без выходных и отпусков, чтобы как-то выжить. Ведь мы были совсем одни.

…Я пришла очень рано к театру оперы и балета имени М. И. Глинки. С замиранием сердца стояла возле куста цветущей сирени и восхищённо смотрела на величественное здание театра! Да, челябинцам есть чем гордиться!

И была «Жизель». Волшебный танец Татьяны Предеиной. Живой балет! Неповторимая красота танца и совершенство человека! Я шла домой пешком по проспекту Ленина и душа потихоньку «возвращалась», но слёзы все ещё бежали по щекам. Вот с тех пор аромат цветущей сирени ассоциируется у меня с балетом».

Фото: АиФ / Александр Фирсов

Битва поэтов

За несколько лет Наталья Ефимовна побывала во всех челябинских театрах и лично познакомилась со всеми ведущими актёрами. Как ей это удалось? Да как-то вот так, запросто, почти по-детски: «Здравствуйте, мне очень нравится ваша роль!» А ещё милый кондуктор подружилась с челябинскими поэтами. И с писателями. И с художниками. Дошла очередь до телевизионных деятелей искусств. К ним Наталья Рахматуллаева пришла сразу с несколькими проектами:

— Вот у нас сейчас по телевизору одни шоу: битва хоров, битва экстрасенсов… А вы представьте такое: «Битва поэтов!» Поставить две команды. В одной классики: Пушкин, Есенин, Маяковский, все в костюмах, в париках. А в другой — наша молодёжь, современные поэты. И дать им тему, про что угодно! Родина, любовь, патриотизм, красота, душа…

Наталья Ефимовна распаляется, щёки краснеют, она машет руками, расставляя воображаемых персонажей. Телевизионные деятели искусств улыбаются: надо же, забавная какая! Но, чёрт побери, как же мы сами до этого не додумались?

Как бывший работник телевидения, ответственно заявляю: все идеи челябинского кондуктора оригинальные, но в принципе выполнимые. И уж точно не затасканные. Свежие. Что ещё у неё в планах? Издать стихотворный путеводитель по улицам Челябинска. Снять фильм «Глаза города» - про то, как город видит нас, живущих в нем людей, и как относится к нашим делам и поступкам. Создать в Челябинске музей современной поэзии, чтобы в него мог прийти любой человек и узнать, какие мысли и чувства тревожат поэтов третьего тысячелетия, какие темы актуальны на сегодняшний день. Да и просто узнать, кто такая Лилия Кулешова и в каком стиле написаны её стихи.

Вот так-то! Вот и всё

Мы едем с ней в драмтеатр - по делу. Пытаемся припарковаться возле городской администрации, где очень тесно. Какой-то козёл на «Форде» встаёт лоб в лоб. Мы ждём, кто дрогнет первым и сдаст назад. За мной уже очередь из пяти автомобилей. Козёл упорный. Патовая ситуация.

Она выбегает из машины, бежит к «Форду», что-то говорит. Тот сдаёт назад, наш кортеж проезжает. Я выхожу и слышу, как она говорит ему: «Спасибо!»

Мне не по себе. Как-то тревожно и стыдно. Спрашиваю: «Наталья Ефимовна, а часто вы в своей жизни встречали плохих людей? Ну нельзя же любить всех!»

И слышу в ответ: «Плохих людей не бывает. Просто они чем-то обижены».

Уважаемые читатели! Давайте соберём деньги на печать книги Натальи Рахматуллаевой «Блокнот кондуктора». Или скинемся на написание стихотворного путеводителя. Если в готовы помочь героической женщине, которая видит во всех нас прекрасных людей, позвоните в редакцию по телефону 8-951-252-89-88.

Смотрите также:

Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах