Примерное время чтения: 4 минуты
3946

«Нет, я сказала». Почему ребёнок не прислушивается к запретам

Причинами нарушения родительских запретов могут быть желание проверить взрослых на прочность, протест или недостаток внимания.
Причинами нарушения родительских запретов могут быть желание проверить взрослых на прочность, протест или недостаток внимания. pixabay.com

Ребёнок плачет в магазине из-за очередной игрушки или разбрасывает вещи дома, абсолютно не реагируя на мамины «нельзя» - такая ситуация знакома многим родителям. Почему малыш становится неуправляемым и можно ли это предотвратить – в материале «АиФ-Челябинск».

Рецепта нет

Столкнуться с непослушанием рискует любой родитель, даже если он уделяет достаточно времени воспитанию ребёнка. И причины «глухоты» к запретам могут быть самыми разными.

Проверка на прочность. Исследуя мир, ребёнок узнаёт новое и о своих родителях. Он обязательно захочет проверить, как много мама и папа готовы ему позволить. Один из способов – нарушить какой-либо запрет и последить за реакцией.

Протест. Слишком высокие требования и большое число запретов рано или поздно приведут к бунту со стороны малыша.

Недостаток внимания. Мама очень занята даже дома, а ребёнку так хочется побыть с ней. И самым простым способом привлечения внимания становится шалость – увидев это, родители обязательно подойдут, что-то скажут, постараются отвлечь.

Самое неприятное проявление детского непослушания – историка и крик в людном месте. В это время взрослые испытывают целую гамму отрицательных эмоций – беспомощность, страх за ребёнка, стыд перед окружающими. При этом специалисты не могут дать готовых «рецептов» выхода из такого положения.

«Всё очень индивидуально, нет чётких общих инструкций, что делать в таком случае. Однако родителям можно посоветовать оставаться спокойными, не повышать голоса и чётко говорить, чего они хотят от ребёнка. Но даже это не всегда помогает», - отмечает челябинский психолог Юлия Летягина.

Правила запрета

Чтобы ребёнок в любое время правильно реагировал на «нет» и «нельзя», родителям следует помнить о нескольких нюансах:

Договориться «на берегу». Многие конфликтные ситуации можно предусмотреть заранее, а значит, и правила для них следует обсудить до того, как возникнет проблема. Не хотите, чтобы ребёнок скандалил в магазине – условьтесь с ним, что, например, игрушку покупают только в определённый день.

Не нарушать правила. Если ребёнок увидит, что взрослые сами не подчиняются своим же запретам, он очень быстро сделает нужные выводы. «Важно поведение родителей во время запрета впервые - насколько они сами могут выдержать строгость. И ребенок в разном возрасте проверяет родителей, прощупывает границы дозволенного», - напоминает психолог.

Единство во всём. Не будет никакого толка от маминых слов, если другие родственники в её отсутствие разрешают ребёнку делать «запретные» вещи. Это забота взрослых – договориться между собой о правилах и условиях, которым будет подчиняться вся семья.

Оставлять пространство. Первые проявления самостоятельности обычно отмечают в 3 года – в этом возрасте ребёнок уже хочет что-то решать независимо от родителей. И этот выбор можно ему предоставить, оставаясь в рамках дозволенного. Например, вместо строгого «Надень красную кофту!» предложить сыну или дочке самим выбрать из 2-3 подходящих вещей ту, в которой они хотят идти в детский сад. Даже если решение окажется не самым удачным, ребёнок сможет получить опыт и в следующий раз прислушается к совету.

Беречь слова. «Нет» и «нельзя» от частого использования могут «обесцениться», и ребёнок перестанет воспринимать их как важный сигнал. Поэтому специалисты рекомендуют оставить эти слова для самых крайних случаев, подбирая другие выражения.

Описывать последствия. Ребёнку будет проще принять запрет, если ему рассказать о связанных с его нарушением бедах. Важно при этом не лукавить и не запугивать. «Не наденешь шапку – заболеешь и умрёшь» слишком жёсткий и не совсем реальный пример. Лучше упомянуть, что от ветра заболят уши, а из-за этого ребёнок не сможет пойти на прогулку с друзьями.

Хвалить за правильные действия. Когда малыш без капризов выполнил всё, о чём ему говорили, это нужно обязательно отметить – так он запомнит приятные эмоции, которые потом обязательно захочет испытать снова.

«Примерно к 5 классу дети способны полностью понять определённый чёткий свод правил, что можно и нельзя. Но если родители в раннем возрасте договариваются с ребёнком и держат своё слово, то и малыш может воспринять слова», - отмечает Юлия Летягина.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах