aif.ru counter
19.05.2016 18:42
680

Ни шагу без галош! Челябинск был «серым» городом в начале ХХ века

АиФ-Челябинск №20 18/05/2016 Сюжет Совместный проект ГУ ОГАЧО и «АиФ - Челябинск»
Учащиеся возле здания реального училища по улице Ивановской (ныне Труда). Снимок сделан до 1902 года
Учащиеся возле здания реального училища по улице Ивановской (ныне Труда). Снимок сделан до 1902 года © / Госархив РФ

ЖКХ и комфортная среда обитания для горожан одна из самых важных тем. Что ж, в Челябинске ей как раз исполняется сто лет: именно в начале прошлого века там начинают создаваться первые объекты ЖКХ и городского благоустройства - водопровод, дороги, уличное освещение и т. д.

Как показывают документы, в Челябинске процессы эти шли медленно, непросто и тоже упирались в «вопросы финансирования».

Первая «дорожная революция»

Малоприятное слово «захолустье» лучше всего подходило для нашего города на рубеже ХIХ-ХХ веков. Немощёные улицы утопали в грязи, по ним расхаживали коровы, гуси, свиньи и прочая домашняя живность, а с наступлением ночи кварталы погружались во тьму.

«Челябинск заметно отставал по уровню благоустройства от соседних городов - Екатеринбурга, Тюмени, Кургана, - рассказывает Елена Турова, заведующая отделом публикации и научного использования документов Объединённого госархива Челябинской области. - В том же Екатеринбурге к началу века уже более десяти лет вели работы по устройству мостовых и были готовы поделиться опытом. В ноябре 1902 года из Екатеринбурга на имя челябинского головы направили подробное описание и примерную смету работ».

На изучение вопроса у местных чиновников ушло больше года. 30 января 1904 года городская дума принимает обязательное постановление об устройстве мостовых и тротуаров, а в сентябре того же года губернатор издаёт документ, в котором подробно расписывается порядок мощения челябинских улиц и содержания их в чистоте. Так сто лет назад начинается наша первая «дорожная революция».

За чей счёт мостовая?

Водонапорная башня. Акварель Юрия Данилова из серии "Виды старого Челябинска". Фото: Госархив РФ

Интересно, что финансировать постройку мостовых должны были граждане, чьи дома располагались на улицах, включённых в план благоустройства. Однако домовладельцы, недовольные высокой стоимостью строительных работ, добились снижения «взноса на дороги» и рассрочки платы на пять лет. Из городской казны в 1905 году на мощение улиц выделили 3 тысячи рублей.

В период с 1905-го по 1909 год замостили большую часть центральных улиц, Хлебную площадь, первое в городе шоссе от центра до железнодорожной станции. Однако, как писали современники, «окраины находятся в полном небрежении, городские улицы здесь - сплошное болото».

Не так давно приезжие знаменитости (кинорежиссёр Александр Сокуров, телеведущий Владимир Соловьёв), побывавшие в Челябинске, поделились негативными впечатлениями от города: серый, грязный, безликий… Что-то подобное было и сто лет назад.

Не очень лестные воспоминания о челябинских улицах оставила А. М. Нечаева: «Во время дождя проезд по городу невозможен. Лошади вязнут, экипажи утопают и на мощёных улицах. Красноречивым украшением городских мостовых являются застрявшие там и здесь галоши неопытных приезжих. В мелких галошах ходьба по городу невозможна. Местные обыватели, от торговца до изящной дамы, если хотят идти пешком, даже летом запасаются полуботиками».

Да будет свет!

«С наступлением ночи кварталы погружались в темноту, - рассказывает Елена Турова. - Кое-где улицы освещались керосиново-калильными фонарями, но их было совсем немного. Обслуживание их требовало времени и специальных навыков. Для зажигания фонаря нужно было не менее 15 минут, один человек обслуживал четыре-пять фонарей».

Только в 1903 году по инициативе городского головы Александра Бейвеля и купца Василия Колбина в Челябинске появляется электрическое освещение. Первая электростанция была оборудована в доме самого Колбина, деньги на неё выделили из средств города. Подключение домов к электростанции, ремонт оборудования, обслуживание уличных фонарей с 1907 года находились в ведении товарищества «Кокорев, Колбин и К». Первые электрические фонари освещали три главные улицы: Сибирскую (нынешняя ул. Труда), Уфимскую (Кирова), Большую (Цвиллинга).

Все техники и рабочие товарищества имели удостоверения, замена перегоревших и разбитых дамп производилась за счёт абонента, час работы монтёра стоил 30 копеек, не считая стоимости запчастей. Каждую ночь специальные обходчики следили за тем, чтобы фонари на улицах исправно работали. О негоревших фонарях они сообщали в управу, а там составляли протокол и взимали с товарищества штраф.

Водопровод по конкурсу

Профессия водовоза в начале XX века в Челябинске считалась уважаемой и ответственной. В это время во многих губернских и уездных городах действовал водопровод, но в Челябинске пользовались только услугами водовозов. Каждая бочка с питьевой водой имела свой номер.

Воду для бытовых нужд брали из Миасса. Граждане и тогда были довольно небрежны в вопросах соблюдения чистоты: зимой вываливали на лёд мусор и навоз, потом всё это вместе с растаявшим льдом уходило в реку. В результате жители получали «питьевую воду из реки, отдающую гнилостным запахом».

Механический завод В.К. Столль
Механический завод В.К. Столль Фото: Госархив РФ

Только в 1909 году местные предприниматели, купцы, владельцы магазинов создали водопроводную комиссию, которая должна была заняться вопросами сооружения водопровода. Комиссия объявила конкурс на лучший проект, а изучать представленные проекты поручили местным инженерам Фёдорову и Городецкому.

«Городские власти очень серьёзно подошли к строительству водопровода, - говорит Елена Турова. - Челябинская управа разослала запросы в города, где водопровод уже действовал, чтобы получить отзывы о качестве работы тех фирм, которые строили водопроводы».

В итоге выбор остановили на проекте акционерного общества Брянских заводов. Цена вопроса по этому проекту составляла 250 тысяч рублей, а весь капитал города в то время был 150 тысяч. Пришлось обращаться к губернатору с просьбой предоставить заёмные средства. Губернатор дал согласие, и в 1910 году приступили к строительству.

Пригласили специалиста

«Возможно, сегодня это может показаться странным, чем-то несущественным, но тогда в Челябинске серьёзной проблемой было огромное количество бродячих собак, - рассказывает Елена Павловна. - Встречались среди них и бешеные животные, всё это было небезопасно для жителей города».

О том, насколько непростой была ситуация, говорят и документы того времени. Вот, например, предписание губернского правления в адрес челябинского исправника (1910 год): «Челябинская городская управа, несмотря на неоднократные указания на необходимость уничтожения бродячих собак, никаких мер в этом отношении не устанавливала, вследствие чего бешенство среди животных и случаи укуса людей со стороны бешеных собак продолжают увеличиваться».

Наконец в 1912 году городская управа занялась-таки отловом бездомных собак: пригласили для этой цели специального человека из Тамбовской губернии и разработали «план мероприятий».

«Когда мы готовим выставки или материалы для публикаций, посвящённые Челябинску начала прошлого века, мы опираемся на документы из наших фондов, - говорит Елена Турова. - У нас хранятся постановления городской думы, обращения от обычных граждан, переписка челябинской управы с различными учреждениями и т. д. На основе этих документов можно составить подробную картину жизни дореволюционного Челябинска».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество