aif.ru counter
801

Детство в Сети. Как обезопасить ребёнка в Интернете

Родителям следует объяснить ребёнку, какая информация в Интернете может быть опасной.
Родителям следует объяснить ребёнку, какая информация в Интернете может быть опасной. © / alphalight1 / pixabay.com

Современные дети так рано начинают интересоваться смартфонами и планшетами, что к воспоминаниям о первом шаге и слове впору добавить и первый поисковой запрос. Как быть в такой ситуации родителям, и что может защитить подрастающее поколение от вреда в сети, корреспондент «АиФ-Челябинск» выяснил у родителей и педагогов.

В подгузнике и с планшетом

«Сегодня Интернетом дети начинают пользоваться буквально с пеленок, практически в прямом смысле этого слова, – делится опытом Анна Морозова, директор Учебно-научного центра медиаобразования факультета журналистики ЧелГУ. – Порой навык работы с гаджетами формируется даже раньше базовых умений и навыков, таких как, например, самостоятельно употреблять пищу или отказаться от подгузников. Малыш двух лет уже знает основные функции работы с этими устройствами, может включить себе мультфильмы или любимые игры, в том числе в Интернете. В пять лет, даже не умея читать и писать, ребенок уверенно «серфит» в сети, при этом ориентируясь, в большей степени, на визуальный и аудиовизуальный контент. К 6-7 годам ученик 1 класса, уже владея техникой чтения и письма, начинает осваивать социальные сети. А далее происходит «информационный взрыв», когда количество потребляемого из Интернета контента с каждым днем увеличивается в десятки раз».

В обрушивающемся потоке информации ребёнку становится очень сложно разобраться, где полезное, а где вредное и опасное. Поэтому родители берут на себя ответственность регулировать времяпрепровождение в сети. В основном все способы, к которым они прибегают, можно разделить на две группы: ограничение свободы пользования Интернетом и ограничение доступа к тем или иным ресурсам. Второй вариант считается наиболее правильным и продуктивным, потому что позволяет максимально избегать конфликтных ситуаций, связанных с запретами. При этом он даёт возможность отойти от тоталитарных методов воспитания, которые всё равно становятся бессильны, когда ребёнок идёт в школу и получает доступ к телефонам друзей. Однако каждый случай индивидуален, поэтому выбрать способ контроля должны сами родители.

Способ первый: обучение

Предупреждён – значит, вооружён. Этот старый как мир принцип до сих пор работает почти безотказно. Суть его состоит в том, чтобы объяснить ребёнку, какая информация ему может встретиться, и что делать, если он наткнулся на что-то странное. Сделать это можно несколькими методами.

Во-первых, существуют специальные обучающие детские мультфильмы и телепередачи. Например, у популярного мультсериала «Фиксики» есть выпуск, посвящённый Интернету. Главные герои в нём решают выяснить, что за прибор появился в их доме, и открывают поисковой сайт. Правда, ошибаются в запросе, но, заметив, что на экране не то, что нужно, не паникуют, а исправляют свою неточность. На опыте этих героев ребёнок сможет научиться правильно формулировать запрос и реагировать на то, что появляется на экране. Помимо «Фиксиков», есть также множество односерийных пользовательских мультфильмов, созданных в рамках таких проектов, как «Киберсветофор: от просвещения к культуре пользователя и правовому поведению» или «Лига безопасного интернета».

Во-вторых, если позволяет время, можно побеседовать с ребёнком самостоятельно. Попробовать найти какую-то информацию с ним вдвоём, разрешить использовать Интернет самому в вашем присутствии. При этом важно комментировать всё происходящее, объяснять, на какие кнопки стоит нажимать, а на какие ни в коем случае нельзя, даже если они мигают и переливаются. Можно в качестве показательного примера даже нарушить одно из правил, чтобы ребёнок не пробовал потом сделать это из любопытства.

Способ второй: ограничения

Если контакт с чадом наладить не получается, а обучающие мультфильмы не заинтересовали, то на помощь придут сами гаджеты, а точнее – различные хитрости с их режимами.

«Мы выяснили, что именно интересует дочку в Интернете, – рассказывают родители челябинской первоклассницы, – для неё пока важно только смотреть мультфильмы и скачивать игры. Игры она берёт из специального приложения, которое мы установили на планшет. Наткнуться там на что-то запрещённое невозможно. А мультфильмы она смотрит на Youtube. Этот сайт всегда в закладках, поэтому, чтобы попасть на него, не нужно вводить поисковой запрос. Плюс информация о просмотренных мультфильмах анализируется сайтом, и на основании предпочтений формируются рекомендации. Так справа от видео на экране появляются мультфильмы, которые ей точно понравятся, так что искать ничего не придётся. Правда, один раз в рекомендациях появился блог об одной компьютерной игре, дочка захотела на него подписаться, и спросила у нас разрешения. Взвесив все плюсы и минусы, мы ей это разрешили. Теперь единственным возможностью попасть на небезопасный сайт остаётся реклама. Пока она на неё ни разу не кликала, но, если будет нужно, установим и блокировщик рекламы».

Также у многих мобильных операторов есть услуга «Детский Интернет». Если подключить её на устройство, то будут открываться только сайты из «белого списка», одобренные экспертами. Отключить эту услугу не сможет даже самый «продвинутый» ребёнок: для этого нужно знать слово-пароль, которое будет известно лишь родителям.

Не пугать, а объяснять

Однако все эти способы хороши только до тех пор, пока ребёнок не пошёл в школу. Ведь в это время появляется возможность обойти все режимы и запреты.

«Любой родительский контроль в виде программы дети спокойно обходят на телефоне друзей, – добавляет Анна Морозова, – а в более старшем возрасте начинают лучше родителей и педагогов с технической точки зрения владеть гаджетами. В таком случае слежка за подростком теряет смысл, так как он может почистить историю браузера, удалить сообщения и т. д. Единственной продуктивной мерой мне видится введение медиаобразовательных занятий в школьную, а то и дошкольную программу, хотя бы в виде обязательных факультативов. Когда грамотный специалист не будет читать лекции на тему «Интернет – это зло», а покажет конкретные примеры, в чем заключается опасность, как работают мошенники, что такое недостоверная информация и как она распространяется; объяснит, используя конкретные ситуации, что можно делать в Интернете, а что повлечет за собой определенные проблемы. Немаловажное значение будет иметь разговор о законодательной базе, касающейся распространения информации с демонстрацией конкретных случаев административной и уголовной ответственности. Такой педагог должен быть помощником, посредником между ребенком и сетью, а не диктатором морали. Интернет-среда – это часть нашей жизни, из нее невозможно сбежать, а нужно просто научиться жить в мире онлайн так же, как мы учимся жить в реальном мире».

О введении уроков медиабезопасности говорят давно. Первые шаги в эту сторону уже сделаны, и, по распоряжению губернатора, своеобразные уроки-беседы о безопасном Интернете должны проводиться в челябинских школах уже целый год в виде классных часов. Однако для более эффективного воздействия на детей учителя хотели бы включить их непосредственно в школьный курс, как например, сделали в этом году с астрономией, отведя дисциплине час в неделю. Такая мера, по мнению педагогов, поможет избежать повторения шокирующих историй «групп смерти». А пока за безопасность ребёнка в Интернете остаются ответственными только родители.

Оставить комментарий (0)
Loading...

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество