aif.ru counter
414

Сможешь прокормить двух пенсионеров? Министр - о выборе денежной профессии.

Министр образования и науки Челябинской области объяснил, почему в Великобритании и Германии выпускники не спешат в вузы.

В 1 класс в школу в микрорайоне Парковый в Челябинске пошли более пятисот первоклассников. Сформировали 17 первых классов.
В 1 класс в школу в микрорайоне Парковый в Челябинске пошли более пятисот первоклассников. Сформировали 17 первых классов. © / Мария Парошина / АиФ

С началом нового учебного года трудные задачи приходится решать не только школьникам, но и их родителям. Прежде всего, это задача, как обеспечить своему ребёнку такое образование, чтобы потом можно было получить хорошую и востребованную работу. Почему растёт стоимость высшего образования и имеет ли смысл всем добиваться диплома об окончании вуза? Удалось ли наладить обучение школьников в одну смену? Надо ли завлекать миллионом учителей в сельские школы и какие перспективы у семейного обучения? На эти вопросы «АиФ-Челябинск» попросил ответить министра образования и науки Челябинской области Александра Кузнецова.

Не всем быть инженерами

Эльдар Гизатуллин, Сhel.aif.ru: Недавно был опубликован рейтинг вузов, показывающий, насколько успешно трудоустроились выпускники. Одним из лидеров неожиданно стал университет физической культуры. А что бы вы посоветовали родителям - в какой вуз отдать ребёнка, чтобы тот получил хорошую работу?

Александр Кузнецов: Откровенно говоря, тот рейтинг я не анализировал и не очень понимаю методику этого рейтинга. Нас больше волнует ситуация с трудоустройством подведомственных учебных заведений - техникумов, колледжей. Хотя и по вузам отслеживаем ситуацию. Что касается вопроса, куда отдавать ребёнка, то тут надо просто выбирать профессию, которая тебе будет импонировать. Если будешь настоящим профессионалом, то в любой сфере сможешь хорошо зарабатывать.

Конечно, у наших вузов есть проблемы, случаются и скандалы. Но у меня самого одна дочь учится в Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете, а другая в этом году поступила в ЧелГУ. Наверное, я бы не отдал их в наши вузы, если бы там была нездоровая ситуация.

- Родители жалуются, что стоимость высшего образования снова выросла. Как же в таких условиях дать возможность учиться способным, но малообеспеченным?

- Хорошее образование не может быть дешёвым. Разве продукты у нас не выросли в цене? Всё дорожает. Прилично выросла стоимость обучения на технические специальности, что объяснимо - лабораторные работы, оборудование стоят дорого. Нам всем хотелось бы, чтобы было и качественно, и дешёво. Но это нереально. Почему многие едут учиться в вузы Москвы и Санкт-Петербурга? Не потому ведь, что там дешевле, там, наоборот, дороже. Едут за качеством.

У нас в области государство определило стоимость обучения - по некоторым специальностям оно доходит до 150 тысяч рублей. Если ребёнок талантливый, но из малообеспеченной семьи, то поступит на бюджетное отделение. А если кто-то просто с большими амбициями, а учился в школе не очень, то ему просто раньше надо было думать. Это конкуренция. Да и почему всем обязательно надо поступать в вузы? Вот я был в Великобритании, там после итоговой аттестации лишь 53-54% поступает в вузы. Я англичанам говорю: «Но это ведь ужасно, что остальные не учатся дальше!». А мне ответили: «Ну, не всем же быть инженерами и великими руководителями. Требуются и таксисты, и горничные. Кто-то поступает в вузы, а другие проходят курсы профессиональной подготовки - и вперёд, на работу!». Всё довольно цинично.

- У нас коллега переехала в Германию и тоже рассказывает, что там далеко не все идут в вузы.

- Верно. Причём, в Германии торгово-промышленные палаты, предприятия и компании активно участвуют в предварительной подготовке кадров, поэтому многие выбирают среднее специальное образование. У нас пока этот процесс идёт сложно - работодатели не так остро конкурируют за квалифицированную рабочую силу, хотя крупный бизнес уже понял, что если так будет продолжаться и дальше, ничего хорошего их не ждёт.

К сожалению, бывает так, что работодатели говорят: «Подготовьте нам работников», мы спрашиваем: «Какие специальности вам понадобятся через 5 лет?» - «Откуда мы знаем!» - «А мы откуда тогда узнаем?».

- Получается, что учиться всё равно надо - пусть и не в вузе?

- Понимаете, нарастающий дефицит квалифицированной рабочей силы имеет и другую сторону. У нас всё больше становится пенсионеров, и сейчас активно обсуждается, как их вовлекать в трудовую деятельность. На 1,3 млн работающих у нас приходится 2,2 млн тех, кто находится на иждивении. И надо быть действительно высококвалифицированным работником, настоящим профессионалом, чтобы кормить не только себя, но ещё двух человек, причём даже не своих родственников.

Где густо, а где пусто

- В своё время было объявлено, что все школьники будут учиться в одну смену. Но удалось ли это? Из Нязепетровска сообщают, что там учатся даже в три смены.

- Думаю, вполне реально перевести всех школьников на обучение в одну смену. Пока лишь 20% у нас учатся в первую смену и около 30% - во вторую. Знаю, что в Нязепетровске есть свои сложности - там здание школы находится на реконструкции. Но мы уже решили, что все работы в 2018 году будут закончены. В других же школах района, полагаю, дай бог, хотя бы в одну смену все площадки заполнить. Где-то пусто, а где-то густо.

В целом количество школьников растёт - и в стране, и в области. У нас с 1 сентября прошлого года прибавилось 15 тысяч учащихся. Учитывая, что одно место для учащегося обходится в 500 тысяч рублей, понятно, что только путём строительства новых школ мы этот вопрос не решим. Похожая ситуация была у нас с детскими садами. Впрочем, полностью мы её не решили до сих пор. А новые места для школьников будем создавать и через организационные моменты - где-то детей просто размазывают по классам. Мы, конечно, понимаем, почему это делается. На селе бывает, что педагогов больше, чем детей. Есть заинтересованность наработать учебных часов по максимуму. Не так часто, но это бывает.

- Получается, программа, наподобие «Земского доктора», сельским школам не нужна?

- У нас была похожая программа. Мы выплачивали подъёмные учителям, которые решали перебраться в сельскую местность. Но потом решили эти субсидии включить в общие расходы. Сейчас напряжённость с кадрами в сельских школах исчезла. Есть вакансии в отдалённых районах, куда и за миллион не поедут. Используем в этих случаях разные варианты: или учителей подвозим, или детей в школы, где работают нужные педагоги.

- Но проблема ведь не только в количестве педагогов, но и в уровне их подготовки.

- Безусловно, и это касается не только сельских школ. Поэтому сейчас на федеральном уровне обсуждают создание стандарта педагогического работника. Есть вопросы к аттестации, так как требования при этом предъявляют не очень высокие.

Дома лучше, чем в школе?

- В Москве всю большую популярность приобретает так называемое домашнее или семейное обучение. Есть подобные примеры и на Южном Урале. Как вы относитесь к тому, что дети учатся дома?

- Отношусь вполне положительно, если родители способны обеспечить необходимый уровень как образования, так и социализации, ведь школа учит и социализации тоже. Но не думаю, что это будет массовым трендом. Речь идёт о долях процентов. При общей численности учащихся в 390 тысяч человек, семейное обучение выбирают в лучшем случае 200-300 детей. Не спорю, что иногда это необходимо. Например, детям-спортсменам, которые просто вынуждены пропускать занятия, живут в своём ритме, целиком заточены на достижение результатов в соревнованиях.

- Нет ли риска, что в итоге упадёт уровень образования? Некоторые говорят, что стало меньше новостей о том, что южноуральские школьники выигрывают в олимпиадах.

- Стали меньше выигрывать? Странная история. По общим результатам участия в предметных олимпиадах мы уже много лет находимся на пятом месте, снижения нет. Более того, некоторые направления мы не отслеживаем, а оказывается, там наши ребята демонстрируют отличные результаты. Так из полпредства Центрального федерального округа нам сообщили, что в инженерной олимпиаде «Звезда» наша область доминирует как по количеству участников, так и по числу победителей. Вот такой приятный сюрприз. 

Смотрите также:




Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах
Роскачество