aif.ru counter
1279

Школа в стенах дома. Почему семейное обучение становится трендом в России

Родители объединяются в группы, чтобы обучать своих детей дома.
Родители объединяются в группы, чтобы обучать своих детей дома. © / Александр Фирсов / АиФ

На Южном Урале за последние три года семейное образование перестало быть чем-то экзотичным. Если за 2014 году образование на дому получали всего около двух десятков детей, то теперь это 353 человека (речь о здоровых детях, не инвалидах, которые не могут посещать школу по понятным причинам – Прим. ред.). Родители, которые выбрали этот способ обучения, утверждают, что дают своему ребенку гораздо больше, чем учителя. Впрочем, домашнее обучение вовсе не означает, что детям не надо сдавать экзамены и зачёты. По правилам им нужно периодически приходить на аттестацию и демонстрировать знание школьной программы. 

Нам удалось найти родителей одного из этих 353 детей. Анна Курманова – инструктор по йоге, её супруг занимается недвижимостью. В этом году их старшая дочь Рита пошла в первый класс. Но не в обычную школу, а в другую – в «Счастливую». Школа именно так и называется.

«Мы сразу знали, что наша дочка не пойдёт в обычную школу, - рассказывает Анна. - Мы все учились в обычных школах и знаем, как там учат и в каких условиях. Я не хочу этого для своего ребёнка. У меня двое детей. За младшую дочь я совершенно спокойна: в какую бы школу она не попала, она со всеми найдёт общий язык, она очень коммуникабельная и сильная. Но она ещё ходит в садик. Старшая – более тонкой психической организации, я на 200% уверена, что её «заклюют» в обычной школе. Поэтому мы намеренно искали возможность не ходить в «храм знаний». Хочу сказать, что перевести ребёнка на семейное обучение совершенно несложно. Существует форма заявления, со мной ею поделились добрые родители. Приходишь в Управление образования своего района и пишешь это заявление. Потом отвечаешь на вопросы вроде: «почему вы приняли такое решение?», «как вы будете подтверждать знания ребёнка?» и т.п. Очень часто приходят родители, у которых нет формы заявления, они не знают, на какой федеральный закон они должны опереться в своём заявлении, а сотрудники Управления образования не желают им ничего подсказывать. Вместо того, чтобы предоставить образец, родителям говорят, мол, идите ищите юриста и разбирайтесь сами во всех юридических тонкостях. Из-за этого некоторые падают духом и готовы отказаться от первоначального решения перевести чадо на семейное обучение».

Курмановы нашли ещё 18 таких же семей, не желающих водить детей в обычную школу.

Друг друга они называют «продвинутыми родителями», «семейниками». Двое из сообщества имеют педагогическое образование, они оформили ИП и теперь являются репетиторами. Остальные родители стараются им помогать по мере возможностей.

«Я, например, веду библиотеку, - говорит Анна. - Кто-то красит, кто-то делает пособия. То есть мы не просто сдали детей, а активно участвуем в образовательном процессе. Природоведение мы проходим на практике – ходим с детьми в походы, учим их разжигать костёр и ставить палатки. Дважды в неделю у нас физкультура, мы возим детей в один из лучших бассейнов города. Моя дочь ждёт не дождётся школьных будней, выходные для неё – тоска!»

Раз в полгода Рита и её одноклассники по «Счастливой» школе будут проходить аттестацию в лицензированном образовательном учреждении. То есть уровень их знаний оценят профессиональные школьные педагоги.

«Когда обучающийся зачислен в образовательную организацию, то всю ответственность за качество образования несет именно эта организация, - уточнили в минобрнауки Челябинской области. – А при получении образования в форме семейного обучения, организация, осуществляющая образовательную деятельность, несёт ответственность только за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, а также за обеспечение соответствующих академических прав обучающегося».

Родители уверены, что с оценками у детей всё будет отлично: Рита уже бегло читает, пишет и складывает трёхзначные числа. В школе она проводит большую половину дня – с 8 до 15 часов. Анна признаётся, что и вторую дочь они бы хотели обучать на дому, лишь бы потянуть по деньгам. В обычную школу её отдадут «в самом худшем случае».

В министерстве объяснили, что Федеральным законом № 273-ФЗ сегодня не предусмотрена компенсация родителям, выбравшим семейную форму обучения детей.

«Каждая школа получает от государства от 6 тыс. руб. в месяц на одного ребёнка, – делится Анна информацией, которая ей известна. - И это только за начальную школу. В старших классах – около 10-11 тыс. рублей. Если бы эти деньги возвращались семьям, обучающим детей на дому, каких бы репетиторов можно было нанять! Сейчас на образование Риты у нас уходит около 16 тыс. рублей в месяц. Сами понимаете, обучать вне школы двоих детей уже накладно. Сегодня вместе с единомышленниками мы пытаемся достучаться до законодателей и настоять на поправках в закон «Об образовании». Если будет компенсация, нас ждёт лавинообразный рост показателей по семейной форме обучения детей».

Однако не все разделяют такое мнение. В пресс-службе регионального минобразования затруднились обозначить преимущества семейной формы обучения. По мнению специалистов ведомства, использование данной формы, скорее всего, способствует преодолению каких-то проблем, препятствующих получению образования ребёнком в образовательной организации.

Факт
Отрицательная составляющая семейного образования, по мнению ряда психологов, заключается в том, что в ходе индивидуальных занятий – один на один с преподавателем - ребёнок лишён своеобразного «зеркала» в лице сверстников, которое позволяло бы ему сравнивать себя с другими обучающимися и формировать адекватную самооценку».

«Семейное обучение - это определённый выход, когда подросток получает больше бонусов в части освоения образовательной программы, - высказала свою позицию педагог-психолог высшей категории, общественный помощник уполномоченного по правам ребёнка в Челябинской области Жанна Кулькова. - Но за свою практику я встречала случаи, когда изолированность ребёнка от образовательной организации приводила в итоге к его искажённой социализации. Я наблюдаю таких детей на протяжении десятков лет, им потом очень сложно влиться в коллектив, они не находят друзей среди сверстников. Есть подросток, который после домашнего обучения приступил к трудовой деятельности и выбрал такую работу, которая исключает контакт с кем бы то ни было. Это флёр на всю оставшуюся жизнь. Обезопасить ребёнка, создать для него комфортную среду – да. Но наша жизнь такова, что выращивать его в дендрарии было бы глупо».

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество