aif.ru counter
1422

Извилины на пределе. Родители не могут решить задачу за пятый класс

АиФ-Челябинск №39 28/09/2016
45% родителей не довольны школьным образованием.
45% родителей не довольны школьным образованием. © / фото Александра Фирсова / АиФ

Прошёл всего месяц, как дети сели за парты, а челябинские родители уже готовы ложиться в больницу с нервным срывом. В школах требуют деньги на ремонт, а дети вынуждены по полночи корпеть над учебниками.

Класс миллионеров

Отдать чадо в школу по месту жительства для продвинутых родителей - моветон. Считается, что в обычной школе ученик получит менее качественное образование. Мечтая сделать из ребёнка гения, его пытаются устроить в элитные образовательные учреждения - гимназии и лицеи. Как правило, приходится раскошелиться на вступительный взнос.

«При приёме в начальную школу Курчатовского района с нас запросили 30 тысяч рублей (в первые классы приняли 243 человека, то есть речь может идти о 7 млн рублей!) - на цветы в кабинеты, ковёр и текущий ремонт. Классы были абсолютно пустыми. Не думаю, что выпустившиеся ученики забрали всё с собой. Скорее всего, учителя растащили по дачам, - считает Надежда Б, мама челябинского первоклассника. - Взнос, разумеется, называют добровольным, но многие решили заплатить, чтобы не создавать проблем ребёнку. Мы дали только 5 тысяч. Руководство школы пока молчит по этому поводу, зато давят обеспеченные родители. Тех, кто не может помочь рублём, заставляют «отрабатывать» - мыть пол, чинить парты и укладывать линолеум».

Родители первоклашек должны не только ходить на классные собрания, но и общаться в группах в соцсетях. Знакомые мамочки жалуются, что на чтение родительского чата у них уходит половина рабочего дня. Помимо бессмысленной болтовни там можно найти указания учителя, которые пропускать нельзя, обсуждение подарков педагогам и предстоящих экскурсий.

Каникулы - для слабаков

45% россиян, по данным опроса «Левада-центра», не удовлетворены нынешней системой образования в стране, ещё 35% - в замешательстве, и только 20% респондентов она устраивает. Родителей старшеклассников возмущает ЕГЭ, а те, чьи дети только пошли в школу, жалуются на непомерную учебную нагрузку. Вместо трёх - четырёх уроков, положенных ученикам первых классов, в расписании у них бывает по пять и более занятий. Всё потому, что уроками нынешняя программа не ограничивается - обязательно должна быть внеурочная деятельность. Это своего рода факультативы по выбору родителей, например, занятия по логике, оригами или хореографии. Их посещение не только обязательное, но и, бывает, платное.

«До скандала с учительницей в Златоусте, которая, как говорят, издевалась над учениками, у нас были и уроки по 45 минут, и домашние задания, - отмечает Елена К., мама второклассницы челябинской гимназии. - А из-за карантина по гриппу директор планировала отменить каникулы в конце зимы - начале весны, которые положены первоклассникам».

А ещё мне петь охота

Из разговоров с теми, чьи отпрыски ходят в младшие классы, создаётся впечатление, что в школе больше учатся не дети, а их родители. Именно они до утра пишут рефераты и научные работы, а также рисуют плакаты на всевозможные городские конкурсы. Те, кто не хочет тратить время на поделки «Дары осени» из веточек и картошки причудливой формы или шитьё кукол к Масленице и 8 Марта, просто покупают их у мастериц. Разумеется, работы детей, которые сделали всё сами, впоследствии не могут конкурировать с профессиональными изделиями.

«Чтобы разгрузить вечер, отдали ребёнка в продлёнку. Ежемесячно платим за неё по 3,4 тысячи рублей. Учительница водит детей на прогулки, проводит занятия с конструкторами «Лего» и в театральной студии, но домашние задания с ними не делает, - возмущается Дина Р., сын которой учится в первом классе в Челябинске. - В итоге математику, прописи и окружающий мир мы вместе делаем до 9-10 часов вечера. Иногда ребёнок так устаёт, что засыпает над учебником. А ведь мы ещё хотим, чтобы он ходил в бассейн и на английский язык».

Чтобы школьник не стал двоечником, уже к третьему - четвёртому классу родители нанимают ему репетиторов. В основном помощь нужна по математике, русскому и английскому языкам. Как призналась мне мама, чья дочь пошла в пятый класс челябинской школы № 5, некоторые математические и логические задачи не могут решить даже они с мужем. На помощь приходит интернет, да и то не всегда. Родители говорят, что в их советском детстве таких затруднений не было. Выполнение домашнего задания занимало меньше времени, взрослые практически не помогали, а выпускники школ при этом были эрудированнее современной молодёжи.

«Сын-семиклассник пропадает в школе с 8.30 до шести вечера. В день у него по семь - восемь уроков, в субботу они тоже учатся. С утра ставят классный час и физкультуру, а потом только сложные предметы. Занятия проходят как пары в университете - два одинаковых урока подряд. Такая нагрузка вызвана тем, что со следующего года руководство школы поделит учеников на профильные классы - физико-математический, лингвистический и химико-биологический. Детей ждут экзамены. Тех, кто получит тройку, согласились учить по обычной программе. Но только до десятого класса. Потом им придётся искать новую школу или идти в ПТУ, - говорит Светлана А., мать ученика челябинской школы. - Родители возмущены. Ведь мы поступали в среднеобразовательную школу, многим пришлось заплатить вступительный взнос. Как может ребёнок в 13 лет определиться с будущей профессией? Большинство против того, чтобы часы по русскому языку и литературе, например, урезали в пользу математики и химии».

P. S. Все опрошенные нами родители пожелали остаться анонимами, чтобы у детей не возникло проблем в школах.

Комментарий

Лидия Рычкова, д. м. н., преподаватель факультета психологии ЮУрГУ:

«Нагрузки в школах запредельные. Дети приходят домой как выжатые лимоны. С них постоянно требуют компьютерные презентации, которые приходится делать родителям. Из-за новых информационных технологий уходит процесс непосредственного общения, контакта глаза в глаза между учителем и учеником. Школьники не успевают делать домашние задания. Не справляясь с нагрузкой, они теряют интерес к учёбе. Неудовлетворённость собой и внешним миром приводит к школьной дезадаптации. Хорошо, если родители в это время отдадут ребёнка в какую-нибудь секцию, где он сможет найти своё место. Предоставленный сам себе подросток уходит от реальности, у него может возникнуть компьютерная или игровая зависимость.

Ещё одна проблема - родители, предъявляющие повышенные требования. Некоторые дети не могут соответствовать ожиданиям, например, из-за неустойчивого внимания или плохой памяти. В результате они становятся тревожными, появляются страхи и неврозы. Родители должны научиться воспринимать ребёнка таким, какой он есть».

Официально

Елена Коузова, первый замминистра образования и науки области:

«Обращений по поводу высокой учебной нагрузки в министерство не поступало. Она равномерно распределяется в течение учебной недели. Объём максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки в течение дня для учеников 1-х классов не должен превышать четырёх уроков, для 2-4-х классов - не более пяти, для 5-6-х классов - не более шести, для 7-11-х классов - не более семи уроков. Занятия для первоклашек проводятся по пятидневной неделе и только в первую смену. Не допускаются балльное оценивание на занятиях и домашние задания. Платные занятия - добровольный выбор родителей. Школа имеет право делить классы по профилям. Родители, не согласные с этим, могут перевести ребёнка в другую школу».

Взгляд

Жанна Кулькова, детский психолог, руководитель Областного центра диагностики и консультирования:

«Учителя, наоборот, бьют тревогу, так как правила и нормативы, регламентирующие учебную нагрузку, слишком щадящие. Нанимать репетитора и водить на кружки приходится потому, что школа не даёт необходимого объёма знаний. Домашние задания должны развивать умения учиться, анализировать и структурировать информацию. Детям надо самостоятельно добывать её из различных источников. А что сейчас? Домашние задания призваны либо закрепить пройденный материал, либо найти информацию в чётко установленном источнике. За счёт дополнительных занятий школы пытаются занять учеников, чтобы они не были предоставлены сами себе, пока родители на работе. Это правильный подход, особенно в отношении детей из социально неблагополучных семей. Детские неврозы и депрессии, в которых винят учителей и сверстников, в подавляющем большинстве случаев связаны с атмосферой в семье. Многие родители предъявляют к педагогам излишние требования, считая образование услугой. И вот их ребёнок вступает в конфликт с учителем, но не из-за своих взглядов. Он транслирует установки, озвученные в семье. Если же семья и школа находятся в альянсе, то и ребёнок будет чувствовать себя комфортно».

«АиФ-Челябинск» в социальных сетях:

Twitter аккаунт; страница ВКонтакте; профиль на Facebook.

Оставить комментарий (1)
Loading...

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество