aif.ru counter
177

Хотят всё и сразу. Проректор ВШЭ – о портрете современного выпускника вуза

Валерия Касамара.
Валерия Касамара. © / Кирилл Зыков / АГН Москва

В конце октября в Челябинский государственный университет с открытой лекцией приезжает руководитель олимпиады студентов «Я – профессионал», проректор Высшей школы экономики, директор Института прикладных политических исследований НИУ ВШЭ Валерия Касамара. Валерия долгое время занимается изучением молодежи: социальным поведением, политическими ожиданиями, адаптацией при трудоустройстве и других вопросов, поэтому лекция «Олимпиада «Я – профессионал». Шок работодателя, или Как приручить стажера» - это не только презентация олимпиады, но и разговор о проблемах современного рынка труда, социальных лифтах и выстраивании студентами и выпускниками вузов профессиональной траектории.

58 дипломантов

- Валерия, вы и ваша команда проводили масштабное исследование молодежи по всей России, частью которого был мониторинги в Челябинске. Скажите, какой портрет выпускника вуза вы фиксируете на Южном Урале?

Валерия Касамара: Частью исследования стали глубинные интервью с несколькими представителями крупных работодателей областного центра. В каждом разговоре сквозной нитью проходила мысль респондентов о том, что вчерашний выпускник не готов жертвовать своим временем и силами, чтобы заработать себе репутацию и поступательно двигаться по карьерной лестнице. «Им нужна большая зарплата и высокая позиция на входе», – это почти дословная цитата челябинских работодателей. В этом отношении челябинские выпускники мало чем отличаются от своих сверстников в других регионах. Мы везде фиксируем, что, выходя на рынок труда, представители поколения «Y» не хотят принимать устоявшуюся у старшего поколения концепцию «я делаю это, потому что так надо», а действуют в парадигме «хочу – не хочу» или «интересно – не интересно».

Если говорить о том, как молодежь видит развитие своей образовательной траектории, то здесь лучше опереться на статистику и аналитику Всероссийской олимпиады «Я – профессионал», которая для меня, исследователя, – ценный источник данных. Олимпиада изначально задумывалась не только как интеллектуальное соревнование, но и как площадка, которая станет точкой стыковки между студентом, вузом и работодателем. У нас выстроена определенная логическая цепочка: отборочный тур – зимние школы – финал олимпиады – стажировки дипломантов, по прохождению которой можно изучать современного студента. Студенты челябинских вузов в целом показывают высокую заинтересованность в участии в олимпиаде – по цифрам регистрации регион из года в год входит в ТОП-15 регионов России. Мотивация участвовать в олимпиаде далеко не всегда обоснована желанием победить и получить награду. Зачастую студент хочет провести независимый аудит своих знаний, посмотреть на себя в сравнении со студентами других регионов.

Финал олимпиады показал достаточно высокие результаты региона – 58 дипломантов, из которых 7 медалистов. Эта лучше, чем 86% других регионов России.

- Анализируя направления, по которым выиграли наши земляки, можно делать выводы об уровне подготовки в наших университетах?

- И да, и нет. Безусловно, каждая победа – это успех студента, складывающийся из его таланта, усердия и сил, вложенных в него педагогами. Понять массовую долю каждого элемента в этом уравнении, как вы понимаете, достаточно сложно. Но приблизительный анализ данных свидетельствует о высокой подготовке студентов, которые стали дипломантами по направлениям «Строительство», «Лечебное дело и педиатрия» и «Программирование и информационные технологии».

Не готовы «впрягаться»

- Можно ли говорить о том, что дипломанты олимпиады своей победой доказали свое право требовать большую зарплату и высокую позицию у работодателя?

- Работа в любой компании заключается не только в мастерстве вчерашнего выпускника на практике демонстрировать уровень своих теоретических знаний, но и в коммуникационных умениях, навыках работы в команде, делегирования и распределения полномочий, смелости брать на себя ответственность и других факторах. Умение решать интеллектуальные задачи «со звездочкой» - навык полезный, но зачастую редко востребованный в реальном бизнесе. Работодатель это хорошо понимает и, если и готов доплачивать за «светлую голову», то скорее в виде исключения. И на практике мы как раз видим определенный процент отклоненных заявок на стажировки, которые подавали дипломанты с высокими баллами.

Но гораздо более красноречивая цифра – каждый третий дипломант вообще не откликнулся на предложение о стажировке. В Челябинской области более 60% процентов победителей всех уровней не проявили интереса к программе стажировок.

- В Челябинском университете вы как раз прочтете лекцию о взаимоотношениях студента и работодателя на примере программы стажировок олимпиады «Я – профессионал». На чем вы сделаете акцент в своем выступлении?

- Еще после первого сезона мы выявили несоответствие в ожиданиях студентов в отношении предлагаемых им стажировок. Оказалось, что дипломанты не всегда готовы «впрягаться» в настоящую офисную жизнь и хотят как можно дольше растянуть своё беззаботное студенчество. Вместе с этим, у ребят были большие проблемы с коммуникационными навыками, адаптацией в новом коллективе. И это данные о поведении элиты студенчества!

Между тем, многие студенты даже не подозревают, что на ситуацию можно посмотреть под другим углом, увидеть себя глазами работодателя. Вокруг этого я выстрою свою встречу со студентами, которая пройдет 24 октября в 15:00 в актовом зале ЧелГУ.

- Какие советы вы могли бы дать работодателю и выпускнику, чтобы они начали лучше понимать друг друга?

- Работодатель должен осознать плюсы и минусы приходящего поколения и из этого выстраивать отношения с ним. Например, я, как вузовский преподаватель, объемные студенческие проекты разбиваю на маленькие подзадания, чтобы студент раз в неделю получал поощрение или понимал, что не дотягивает. Возможно, это потребует изменения каких-то бизнес-процессов, это, безусловно, коснется устоявшейся корпоративной культуры, но шансов быть успешным на современном рынке труда больше у тех, кто быстрее адаптируется к новым реалиям.

А вчерашний студент добьется успеха только тогда, когда будет делать то, что любит и совершенствовать свой профессионализм каждый день. Нельзя ходить в офис и до 6 вечера работать, а после этого начинать жить. Это путь к деградации. Получить диплом и никогда больше не открыть учебник, онлайн-курс и книгу – это залог проиграть конкурентную борьбу в профессии.

Оставить комментарий (0)

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах