aif.ru counter
18.04.2016 15:25
805

Чайная столица. До 1917 года торговля чаем давала миллионный доход в казну

АиФ-Челябинск №15 13/04/2016 Сюжет Совместный проект ГУ ОГАЧО и «АиФ - Челябинск»
Традиция пить чай была в Че-лябинске ещё в середине ХIХ ве-ка. Чай подавали в трактирах,  гостиницах, постоялых дворах.
Традиция пить чай была в Че-лябинске ещё в середине ХIХ ве-ка. Чай подавали в трактирах, гостиницах, постоялых дворах. © / фото Александра Фирсова / АиФ

История чайной торговли на Южном Урале началась в середине ХIХ века. Сейчас всё это звучит почти сказочно: купцы снаряжали караваны верблюдов в Китай, откуда чай везли в больших деревянных ящиках.

От Верблюдов до Транссиба

Дорога в одну сторону занимала 60-80 дней. Чайная торговля тогда шла через троицкую таможню, оттуда чай везли в Челябинск, Казань, Уфу.

«В 1892 году была открыта Самарско-Златоустовская железная дорога. Челябинск, говоря современным языком, стал крупным транспортным и логистическим центром, - рассказывает Галина Кибиткина, главный археограф Объединённого госархива Челябинской области. - Здесь стремительными темпами росла торговля, строились магазины, склады, конторы…»

В прежде сонном Челябинске закипела активная экономическая жизнь. Когда Транссиб достиг Владивостока, появилась возможность привозить чай из Индии и Цейлона. Сроки доставки сократились до 14-20 дней. Поскольку теперь все «колониальные товары» (в том числе и чай) перегружались и досматривались в Челябинске, то в 1899 году из Тюмени в наш город была переведена таможня первого класса. По сохранившимся документам таможни можно проследить историю чайных домов, их расцвета в начале ХХ века, до революции и национализации.

Чайный смотритель

«Здесь построили свои склады для хранения и дальнейшей транспортировки чая купцы из Тюмени, Москвы, Екатеринбурга, - говорит Галина Кибиткина. - А самые предприимчивые поняли, что более выгодно фасовать чай на месте и потом продавать его в упаковке по более высоким ценам. Первой в Челябинске, на улице Исетской (сейчас улица К. Маркса), открылась чаеразвесочная фабрика тюменского товарищества «Торговый дом И. П. Колокольникова. Наследники».»

Чуть позже, в 1902 году, была открыта крупная чаеразвесочная фабрика торгово-промышленного товарищества «Преемник Алексея Губкина А. Кузнецов и Ко». В архиве хранится доклад управляющему челябинской таможни (от 13 февраля 1902 года), в котором говорится, что «не имеется препятствий к открытию товариществом «А. Губкин Кузнецов и Ко» чаеразвески и рассыпки чая в городе Челябинске». Кроме того, в документе сказано, что «надо перевести чайного смотрителя» из чаеразвески И. Колокольникова на фабрику Кузнецова. Такой смотритель от таможни должен был контролировать качество самого чая и упаковки.

В 1910 году товарищество чайной торговли «В. Высоцкий и Ко» также открыло в Челябинске чаеразвесочную фабрику. Четвёртой по значимости была чаеразвесочная фабрика братьев Поповых, начавшая работу в 1916 году. Надо отметить, что основной капитал и головные конторы фабрик А. Кузнецова и В. Высоцкого находились в Москве. Торговый оборот этих двух предприятий составлял 10-12 млн рублей в год.

Что расскажет этикетка?

Дореволюционные чайные этикетки были красочные, отличались продуманным дизайном, содержали важную для потребителя информацию. На них указывались сорт чая (байховый, зелёный, плиточный, кирпичный), вес и цена. Внизу обязательные надписи: «этикет заявлен отделу промышленности» и «подделка будет преследоваться по закону».

На каждой этикетке имелся фирменный знак производителя. У «Высоцкого и Ко» - ладья, на парусе которой изображены буквы «В и Ко». Товарный знак «Кузнецова и Ко» представлял собой два скрещённых якоря.

«Появление морской тематики не случайно, - поясняет Галина Кибиткина. - Это означало, что чай идёт на экспорт за границу и доставляется туда морским путём. Одним из главных покупателей чая в начале прошлого века была Великобритания. Именно туда российские торговые дома поставляли расфасованный цейлонский и индийский чай».

На каждой этикетке имелся фирменный знак производителя
На каждой этикетке имелся фирменный знак производителя. Фото Александра Фирсова

Чай цейлонский «Царская роза», чай «Экономичный» (четверть фунта - 1 руб. 50 коп.), индийский чай № 10, снабжённый надписью: «Чай нового урожая, высокого качества» и т. д. Судя по разнообразию этикеток, покупателям было из чего выбирать. Кстати, на каждой фабрике работала своя лаборатория, сотрудники которой проверяли, соответствует ли чай заявленным качеству и сорту.

Боролись с вредителями

В годы Первой мировой войны поставки чая в Россию резко упали. С конца ноября 1917 года по март 1918-го чай в Челябинск вообще не поступал. Согласно постановлению Челябинского революционного комитета от 25 августа 1919 го-да, служащим чаеразвесочных фабрик Высоцкого, Кузнецова, Попова и таможенного участка предписывало выдать единовременное пособие и уволить «за отсутствием работ…».

Однако бывшей фабрике Высоцкого, можно сказать, повезло: она была национализирована и работала до 1930 года. В советское время здесь развешивали грузинский, краснодарский чай, цикорий. Судя по архивным документам, чаеразвесочная фабрика Центросоюза (так она стала называться) в 20-е годы пере-живала не лучшие времена.

Из Челябинска в Москву посылались письма-просьбы, из которых следовало, что чай на фабрику поставляется низкого качества, с травой и трухой, что постоянно не хватает бумаги для упаковки, что ломается заграничное оборудование, купленное ещё до революции.

«Большое внимание уделялось борьбе с вредителями, - говорит Галина Николаевна. Заметив мой удивлённый взгляд, поясняет: - Не с вредителями на производстве, а в прямом смысле - с насекомыми-вредителями, снижавшими качество чая. Например, с луговым мотыльком».

В 1930 году фабрику Центросоюза закрыли. В «чайной» биографии Челябинска была поставлена точка. Потом была индустриализация, строительство промышленных гигантов, но это уже другая история.

Справка

В начале прошлого века торговля чаем составляла бо-лее 90% от общего торгового оборота в Челябинске. Возьмём для примера 1913 год: через челябинскую таможню было перевезено чая на 35 млн рублей, в целом по России эта цифра равнялась 62 млн руб-лей. За транспортировку чая взималась высокая пошлина, поэтому поступления в бюджет были значительными. В 1913 году доходы от торговли чаем, поступившие из местной таможни в российскую казну, составили более 13 млн рублей. С 1914 года Челябинск занимал второе мес-то в России (после Москвы) по объёмам производимой чаеразвесочной продукции.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество