За последние годы российский АПК показал положительную динамику и стал одним из движущих направлений отечественной экономики. Минсельхоз России прогнозирует, что к 2030 году индекс производства продукции сельского хозяйства составит 125,4%, а экспорт АПК превысит 45 млрд долларов. Заместитель министра сельского хозяйства Челябинской области Инна Подшивалова рассказала, какую роль в достижении целевых показателей играет АПК региона.
Рост на 60%
Россия лидирует в мире по производству ячменя, является крупнейшим экспортером пшеницы, а также активно наращивает производство семян подсолнечника, картофеля, молока, яиц и мяса кур. Сегодня страна находится на 17-м месте в рейтинге основных мировых экспортеров продовольствия. В 2020 году экспорт сельхозпродукции составил 30,5 млрд долларов – в четыре раза больше по сравнению с 2010 годом.
Челябинская область – значимый регион в производстве сельскохозяйственной продукции России. В 2020 году объем ее производства составил в регионе 113,5 млрд рублей – это 19-е место среди регионов России.
«С 2018 года наш регион активно наращивает экспорт продукции АПК – в совокупности за эти три года объем экспорта увеличился на 60%. Так, в 2020 году агроэкспорт с территории Челябинской области составил 180,8 млн долларов – 206,8 тыс. тонн в натуральном выражении (+9% к плановым показателям). На середину ноября текущего года экспорт продукции АПК из Челябинской области составил 148,6 млн долларов (в сопоставимых ценах), процент достижения годового показателя паспорта проекта – 83,9% (177,2 млн. долларов США), - рассказала Инна Подшивалова. - При этом постоянно расширяется перечень экспортируемой продукции и география поставок: сегодня мы вывозим 99 видов продукции в 39 стран мира. И нам есть еще куда расти – благоприятные агроклиматические условия и высокоразвитый сектор переработки сельскохозяйственной продукции обеспечивает высокий потенциал развития экспорта продукции АПК. Плюс внутренний рынок по ряду продуктовых категорий уже насыщен и бизнес в этих сегментах активно ищет новые рынки сбыта за пределами страны».
Конечно, на мировую экономику заметно повлияла пандемия, и Челябинская область не стала исключением. Однако следует отметить, что сельское хозяйство пережило трудные времена лучше, чем многие другие отрасли, и стабильно демонстрирует рост прибыли.
«При действующих ограничениях у России хорошая возможность для экспортной экспансии, и агросектор этим пользуется, - отмечает Инна Подшивалова. - Российские аграрии зарабатывают на мировом росте спроса на продовольствие. Продолжающаяся пандемия и избыток денег в мировой экономике привели к резкому росту цен почти на все, а на продукцию агрокомплекса особенно. Эксперты твердят о том, что мировые цены на зерно, мясо и рыбу вот уже второй год обновляют исторические максимумы. Поэтому поставлять на внешние рынки сейчас «интереснее», можно значительно дороже продать. Для защиты внутренних цен правительство РФ впервые ввело пошлины на вывоз пшеницы и масла. Именно при такой «системе сдержек и противовесов» наши экспортеры сейчас работают».
В эпоху COVID-19 произошел серьезный сдвиг в пользу интернет-площадок, и именно электронная торговля становится драйвером развития экспорта продукции АПК. Так, в прошлом году объем онлайн-продаж продуктов питания в мире увеличился на 40% и составил 400 млрд долларов США. Такая тенденция открывает новые возможности для отечественных производителей и экспортеров продукции АПК. Особенно важно, что Е-торговля продуктами активно развивается в ключевых для России странах – Китае, Индии, Германии.
Услуги по подбору электронной торговой площадки южноуральским сельхозтоваропроизводителям оказывает Центр поддержки экспорта – в результате экспортеры получают перечень электронных торговых площадок, подходящих под потребности именно своего бизнеса, а также рекомендации по повышению готовности предприятия к интернет-продажам.
«Что касается достижения плановых показателей: наш регион отличается большой долей продуктов глубокой переработки в структуре экспорта, что определяет высокие значения цены экспортируемой продукции: средняя цена за тонну экспортируемой продукции АПК Челябинской области составляет 848,8 долларов, средняя цена по РФ – 381,5 долларов», - отметила Инна Подшивалова.
Не может не сказаться на объемах экспорта продовольствия транзитное положение между Европейской и Азиатской частями России, которое занимает Челябинская область, а также связь с Республикой Казахстан. Поэтому сомнений, что регион достигнет поставленных целей, нет. Тем более, что есть отрасли экспорта АПК, по которым целевой показатель уже не просто достигнут, а перевыполнен. Так, экспорт зерновой продукции составил 161,8% от плана, мясной и молочной – 134,6%. В экспорте прочей продукции АПК при плане 94,1 млн долларов исполнено на середину ноября 89,8% – 84,5 млн долларов США. Предпосылки недостижения планового показателя экспорта прочей продукции в настоящее время отсутствуют.
Достижение показателя экспорта рыбы и морепродуктов составляет 66,67% (1 млн долларов), но для этой отрасли Челябинская область просто предоставляет транзитный коридор, сам регион рыбу на экспорт не производит.
Макароны и мороженое
Если говорить о направлениях поставок, то более 50% от общего объема сельхозпродукции отправляется в Казахстан. Постепенно география поставок расширяется – увеличивается объем отгрузки продукции АПК в страны Западной и Восточной Европы, особенно в Германию, а также в страны Азии – Туркменистан, Узбекистан и Китай.
«Отраслевая структура экспорта нашего региона достаточно устойчива и за последние пять лет не претерпела значительных изменений. Более половины всего объема экспорта составляют отгрузки прочей продукции АПК (из них более трети занимает экспорт приготовленных орехов и семян подсолнечника). Постепенно увеличивается объем экспорта масложировой продукции (с 2018 года – на 64,9%, доли в экспорте региона – на 5,5%). Объем экспорта прочей продукции АПК увеличился на 19%, в основном, за счет наращивания экспорта приготовленных семян подсолнечника, макаронных изделий, модифицированных овсяных хлопьев», - рассказала Инна Подшивалова.
Интересно, что большой популярностью за рубежом пользуется мороженое южноуральских производителей. Потребление этого десерта растет, прежде всего, в развивающихся странах, таких как Китай, Бразилия и Индия. При этом мировые тенденции потребления мороженого меняются: потребители все чаще отдают предпочтение товарам со знаком ECO, которые считаются диетическими и полезными. Одним из перспективных сегментов является веганское мороженое, что связано с распространением вегетарианского образа жизни среди молодого поколения, а также роста числа потребителей, склонных к аллергии на молочные продукты. Растет спрос на мороженое на основе соевого молока, сорбеты и щербеты из экзотических фруктов и ягод. Наибольшая доля потребления мороженого приходится на Китай. В азиатских странах распространенным является добавление мороженого в различные блюда. Так что на эту сферу производители обращают особое внимание.
Кто поможет экспортерам?
Мало произвести качественную продукцию – нужно успешно презентовать её на международном рынке, чтобы наладить торговые связи. Челябинская область активно участвует в различных форумах, посвящённых экспорту. Например, на полях Иннопрома, главной торговой и экспортной площадки России, где 80% посетителей – это профессиональные покупатели из разных стран мира состоялись встречи с генконсулами Кыргызской Республики, Азербайджана, Таджикистана, Узбекистана На Восточном экономическом форуме во Владивостоке был продемонстрирован экспортный потенциал участникам форума из стран АТР. 29 сентября проведена панельная сессия «Региональная кооперация в сельском хозяйстве на примере регионов стран ШОС» в Челябинске, в рамках II Форума глав регионов государств – членов Шанхайской организации сотрудничества. Во всех вышеперечисленных мероприятиях министерство сельского хозяйства Челябинской области принимало активное участие.
«С 2017 года у нас активно работает уже упомянутый выше Центр поддержки экспорта (ЦПЭ). Его специалисты организуют участие субъектов малого и среднего предпринимательства Челябинской области в международных выставках на территории РФ и за рубежом, а также бизнес-миссии, которые являются одним из наиболее эффективных способов продвижения на международном рынке, - отметила Инна Подшивалова. - При поддержке Российского экспортного центра «Макфа», «Союзпищепром», ИП Валеев (ТМ «Уральские кондитеры») представляют свою продукцию в дегустационно-демонстрационных павильонах в ОАЭ, Китае, Вьетнаме».
Наращиванию экспорта способствует разносторонняя государственная поддержка экспортеров – причем механизмы поддержки компаний созданы для всех этапов производственного цикла – от инвестиций в производство до доставки готового продукта.
«Полагаю, что свою позитивную роль в продвижении южноуральских товаров на зарубежные рынки сыграет кооперация сельхозтоваропроизводителей, создание координационных советов аграрных производителей и переработчиков-экспортеров, - говорит Инна Подшивалова. - Важно понимать, что мы не должны в угоду развитию экспорта лишить свое население качественной продукции. Нельзя все, что мы на сегодняшний день производим, вывезти за границу. Соответственно, нам нужно нарастить производственные мощности – и наши «отличники» уже это делают. На сегодняшний день реализуются семь экспортно-ориентированных инвестпроектов».
Так, ООО «Ресурс» (ТМ «Увелка») вложил в новый производственно-логистический комплекс 5 млрд рублей. Значительная часть этой суммы представлена льготными кредитами, которые выдаются в рамках программы развития сельского хозяйства нашим переработчикам. Новый завод по производству овсяных хлопьев будет работать, в том числе, и на экспорт. Компания «Макфа» также реализует инвестиционный проект экспортной направленности. Они строят логистический комплекс, устанавливают новую мельницу, будут расширять свое производство. В новый проект компания инвестирует более 4 млрд рублей. Отмечу, что Челябинской область по итогам 2020 года сохраняет первое место по производству макаронных изделий, второе место мы занимаем в России по производству муки и третье – по крупам. Инвестиционные проекты также реализуют компании «Ариант», «Ситно». Все они ежегодно радуют покупателей продуктовыми новинками.
«Главное, что у нас есть понимание, как достичь целевых ориентиров. Это наши три «кита»: производство продукции, которую мы будем экспортировать, развитие логистики – как мы будем ее вывозить, каким транспортом, какими коридорами и, конечно, продвижение на экспортных рынках», - отметила Инна Подшивалова.