Примерное время чтения: 5 минут
144

Работа не встанет? Как повлияли санкции на капремонты домов на Южном Урале

Ирина Малина / АиФ

Россияне готовятся подниматься в свои квартиры пешком из-за того, что регионам нечем заменить старые лифты. Об этом сообщают федеральные СМИ. Рассказываем, повлияли ли санкции на планы по капитальным ремонтам многоквартирных домов в Челябинской области?

Все планы в силе

«Безусловно, это не могло не отразиться на капремонте, цена материалов и стоимость работ – существенная часть условий договора с каждым конкретным подрядчиком, - прокомментировал гендиректор регоператора капремонта Виктор Тихоненко. - Постановлением правительства РФ №813 регоператорам до 1 января 2023 года разрешили допускать существенные изменения условий договоров в ходе их исполнения. По обоюдному согласию с подрядчиками мы можем пересматривать стоимость договоров, но не более чем на 30% и именно с учетом новых цен на материалы. С подрядчиками, которые в ходе государственной экспертизы не смогут доказать, что необходимо изменить условия договора и увеличить стоимость работ, договоры будут расторгаться ввиду невозможности их исполнения».

Напомним, в 2018 году в многоэтажках Челябинской области поменяли 863 лифта, в 2019 - всего 126, в 2020 – 519. В планах на 2021 год было 846, но поменять удалось больше - 988 лифтов. В 2022-2024 годах планировали поменять 1200 лифтов, из которых половина давно работает с истёкшим сроком эксплуатации, то есть их возраст превышает 25-30 лет. Потом увеличили цель до 1800 с лишним. Таким образом, к 2024 году в Челябинской области должны быть заменены все аварийные лифты.

Тем временем в стране резко сократилось количество закупаемых лифтов для жилых домов. Из официальных источников известно, что даже в Москве с января по июль приобрели всего 35 лифтов против 2,2 тысяч в прошлом году. Не оказались ли под угрозой планы по замене лифтового оборудования в нашей области?

«В краткосрочный план по капремонтам на 2022-2024 годы включена замена 1876 единиц лифтового оборудования, из них 1280 поменяем именно в этом году, - сообщил Тихоненко. - Мы уже заменили 1164 лифтов на сумму 2,3 млрд рублей, по остальным работы ведутся, никаких срывов быть не может, контракты заключены, оборудование поставлено. В 2023-2024 годах останется заменить около 600 лифтов, по ним контракты ещё не заключали. Дело в том, что не по всем многоквартирным домам управляющие компании предоставили паспорта на лифтовое оборудование и заключения специализированных организаций об истекшем сроке эксплуатации лифтов, планируемых к замене. Мы активно ведем эту работу и планируем до конца года объявить аукционы на привлечение подрядных организаций».

Опасения в фонде регоператора вызывают лифты, которые находятся на специальных счетах, в Челябинской области таких почти 1500. Дело в том, что чаще всего собственники голосуют за расходование средств на спецсчетах на какие-то другие виды работ – крыши, фасады, инженерные коммуникации, но не на лифтовое оборудование.

«Мы не знаем ни одного случая, когда бы собственниками отремонтировали или поменяли лифт на средства спецсчета, - заявили в фонде. - А ведь если впоследствии меняется способ формирования фонда, спецсчет закрывается и дом переходит в «общий котел», нам придётся заимствовать средства на замену лифта в таком доме из общего котла».

Лишь бы цену не роняли

Своими мнениями по поводу текущей замены лифтов поделились представители отрасли.

«Санкции на нас не повлияют, благо, у нас много отечественных лифтостроительных заводов – щербинский, карачаровский, омский «Сиблифт», челябинский «Витчел» и т.д. – уверена директор ООО «МИАСС-ЛИФТ» Наталья Приданникова. – Другое дело, что цены на лифты и лифтовое оборудование действительно сильно выросли за последнее время. Однако не всё новое надёжно. Сейчас очень много китайских запчастей, а они, увы, довольно быстро выходят из строя. Как ни крути, раньше всё делали качественнее, крепче и надежнее. Те же лифты самаркандского лифтостроительного завода до сих пор прекрасно ходят почти на всём постсоветском пространстве, несмотря на свой преклонный возраст. Нынче много заморочек с электроникой, нужны высококвалифицированные специалисты, а их очень мало, это тоже напрямую отражается на стоимости ремонта и замены лифтов».

«В прошлом году на аукционах стартовая цена на замену лифта составляла 2,2 млн рублей. Если она останется такой, то работа пойдет без проблем, - заявил директор завода «Витчел» и «Союзлифтмонтаж» Игорь Иванов. - Даже при подросшей цене на лифты и оборудование к ним в 2,2 млн за замену одного лифта мы укладываемся. Но если эту цифру будут искусственно снижать, качественных лифтов люди не увидят. В прошлом году на некоторых аукционах стартовую цену роняли до 1,4-1,2 млн рублей, поэтому мы в капремонтах в качестве подрядчика стараемся не участвовать».

«Проблема №1 – бойлеры!»

Коммунальный омбудсмен Челябинской области Анатолий Вершинин припомнил, что в феврале-марте в регионе произошло массовое непринятие лифтов после капремонта. Дело в том, что тогда менялись правила: постановлением правительства было принято решение, что больше не нужно подписание акта проверки Ростехнадзором, новые лифты должны принимать управляющие компании (УК), но при этом для самих УК никакого порядка не разработали. Когда правовой вакуум устранили, проблема ушла.

«Из официального плана работы регоператора сегодня мы видим, что этим летом сделан упор на фасады, - отметил Вершинин. – Теоретически можно сделать вывод, что замене лифтов уделяется меньше внимания. Есть жалобы на износ лифтов в домах, на поломки. Но это не первостепенная проблема, она на третьем месте в топе. Лидируют выходы бойлеров из строя при опрессовке, протечки кровли, благоустройство придомовых территорий. Причём по бойлерам проблема не решается из года в год. Причина её в том, что УК стараются бойлеры не ремонтировать, не промывать, не трогать лишний раз, боясь навредить. Агрегаты держатся до последнего и выходят из строя летом. А лето - удобное время ставить жильцов перед фактом, мол, не замените бойлер, останетесь осенью-зимой без горячей воды. В большинстве случаев на бойлер решением общего собрания собственников складываются они сами, дополнительно к расходам за коммуналку. Но тот факт, что бойлер должен обслуживаться из года в год и что собственники итак платят за его содержание и текущий ремонт, забывается. Фактически собственники дважды платят за свои бойлеры».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах