Примерное время чтения: 8 минут
1111

Миллионов нет. Почти 2 млн рублей стоит замена одного лифта

Сегодня затраты на содержание и ремонт на плечах собственников
Сегодня затраты на содержание и ремонт на плечах собственников / Фото А.Фирсова / АиФ

Есть и такие, которые служат уже почти четыре десятка лет. Понятно, что их давно бы пора заменить.

«Мы обслуживаем около 3800 лифтов по всей области, из них 2000 в Челябинске, – рассказывает генеральный директор ООО «СоюзЛифтМонтаж» Игорь ИВАНОВ. – Здесь 40% лифтов превысили нормативный срок службы. Есть среди наших лифтов такие, срок службы которых перевалил за 38 лет! Стараемся поддерживать их в максимально безопасном состоянии за счёт текущих работ, нам ничего не остаётся. Но для механизма, который постоянно, ежедневно находится в движении, это недопустимо».

Не жгите кнопки, господа!

Однако лифт является самым сложным и поэтому дорогим технологическим оборудованием многоквартирного дома. На его капитальный ремонт потребуются сотни тысяч рублей, а стоимость полной замены приближается к двум миллионам. В рамках действующей программы капремонтов многоквартирных домов масштабная замена лифтов планируется лишь с 2025 года. До этого времени будет произведена лишь замена единичных лифтов: в старых домах, где запланированы капремонты на ближайшие годы, лифтов почти нет.

«Год сдачи жилого здания в эксплуатацию учитывается, а его фактическое состояние нет. Это минус, – считает директор ООО «ЧелябЛифтМонтаж» Надежда МАКАРОВА. – О состоянии лифтов знают только лифтовые предприятия. Да, есть лифты, которым по 35 лет, но они в хорошем состоянии; речь о малоэтажных домах, где лифты мало эксплуатируются. А вот в общежитиях, даже если им по 25 лет, лифты, как правило, на ладан дышат. Но этот факт никем не учитывается. Необходимо актуализировать программу, а также призвать самих южноуральцев, являющихся собственниками жилья в многоквартирных домах, к более ответственному отношению к своей же собственности. Ведь хорошее состояние лифта зависит не только от обслуживающей организации, но и от жильцов. При том, что из всей инженерной инфраструктуры дома лифт – самое сложное оборудование, к нему почему–то самое безответственное отношение! Даже элементарная замена сожженной кнопки в кабине лифта выливается в приличную сумму!»

«Если замена одного лифта стоит 1,8 млн руб., то на 3500 лифтов понадобятся... Около 8 млрд рублей! – говорит генеральный директор Фонда «Региональный оператор капремонтов Челябинской области» Вадим БОРИСОВ. – И при этом, собирая с южноуральцев плату за капремонт, нам придётся несколько лет заниматься только заменой лифтов. Но вообще–то у нас есть ещё и крыши, фасады и прочее и вообще замена лифтов – это только один из шести видов капремонта».

Тариф: разделить или увеличить?

Напомним, что в 2015 году Регоператор поменял семь лифтов в области, в этом году запланирована замена четырёх. Сколько же лет займёт весь процесс?!.

«Я вижу только один выход: власти должны подключаться к проблеме и систематически выделять средства на капитальный ремонт, как это было в Советском Союзе, ну или найти инвесторов, – рассуждает Макарова. – А пока ничего этого нет, мы не возлагаем больших надежд на модернизацию и замену лифтов в старых многоэтажках по программе Регоператора на ближайшие годы».

Сегодня затраты на содержание и ремонт на плечах собственников. Понятно, что собрать с жителей столь внушительные суммы на новый лифт невозможно. По словам Борисова, возможным решением наболевшей проблемы может стать разграничение тарифа на капитальные ремонты для тех жителей, в домах которых есть лифты и у кого их нет. Разделение суммы оплаты взносов будет справедливым и позволит регоператору увеличить количество лифтов, подлежащих срочному капремонту. Проще говоря, ремонт или замена лифта не должны быть одним из шести видов капремонта, для этих работ следует сформировать отдельную программу.

«Вместо этого можно просто увеличить тариф, заложив в него плату за лифт, – предлагает Иванов. – Поделите 1 800 000 рублей (стоимость лифта и работ по его замене) на 2000 квадратных метров (стандартная жилая площадь одного обычного девятиэтажного подъезда, где по 3–4 квартиры на каждом этаже). Получилось 900 руб. Затем делим на 25 лет (срок службы лифта). Получается 36 руб. Затем делим на 12 месяцев, получаем 3. То есть ежемесячная плата за лифт может составлять всего 3 руб. с квадратного метра! И эти деньги необходимо закладывать в тариф уже сегодня, потому что это единственный способ появления средств на замену лифтов. Нам никто этих денег не даст. Хотя лифт, кстати, является единственным опасным механизмом в ЖКХ, не считая газовых плит».

Лифтами займутся

Ещё одной проблемой лифтового хозяйства, которую можно было бы решить на местном уровне, он считает недобросовестность некоторых управляющих компаний. Собирая с жильцов 100% денежных средств по статье «Обслуживание лифтов», они нанимают фирмы, которые вовсе на таких работах не специализируются. За их труды УК платят им 50% из собранных средств, а то и менее. Оставляя большую часть денег себе. Только вот себе по закону УК должна оставлять не более 10%.

«Но самое печальное, что на территории всей страны нет должного надзора за эксплуатацией лифтов в многоквартирных жилых домах, – сетует Иванов. – Нет органа, инстанции, которая бы этим надзором занималась. Ранее таким органом являлся Ростехнадзор. Сегодня он может только что–то рекомендовать, но проверками не занимается».

Похоже, недовольство и страхи южноуральцев, а также опасения самих лифтовиков наконец–то услышаны. 3 февраля в областном Заксобрании прошло первое заседание рабочей группы по разработке нормативных правовых актов Челябинской области, направленных на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта в многоквартирных домах. Решено предложить региональному правительству Челябинской области ускорить проведение капремонтов в многоквартирных домах и актуализировать программу с учётом необходимости замены или ремонта лифтового оборудования.

«Изменения, внесенные в федеральное законодательство в 2013 году в целях устранения избыточных административных процедур, негативно сказались на ситуации с безопасностью эксплуатации лифтов, – заявил председатель Заксобрания Юрий КАРЛИКАНОВ. – В результате лифты были исключены из перечня опасных производственных объектов, а Ростехнадзор перестал проводить переосвидетельствование лифтового оборудования, аттестацию и проверку знаний работников организаций, эксплуатирующих лифты. Требования к безопасности эксплуатации лифтов также необходимо пересмотреть в ближайшее время».

Взгляд

Сергей ПЛОТНИКОВ, директор ООО «Лифт» г. Магнитогорска

«В октябре 2015 года в одном из лифтов, который мы обслуживаем, пострадала женщина. Лифт начал движение с открытыми дверями, женщину зажало между потолком лестничной площадки и порогом лифта. После этого ЧП пострадавшую госпитализировали с переломами грудного отдела позвоночника, пятки, а также с ушибами. Лифт, о котором идёт речь, 1992 года выпуска, в эксплуатацию запущен в 1995 году. Это переходная модель с электронной станцией управления, есть конструктивные недоработки завода–изготовителя. Могу сказать, что наша компания обслуживает 1,5 тысячи лифтов в Магнитогорске, из них 580 уже отработали свой нормативный срок. К 2020 году это будет уже 820 лифтов. У нас есть лифт после пожара. Чтобы собственникам собрать необходимые средства его замену, надо по 50 тысяч с квартиры. Понятно, что таких денег нет. Сегодня глава города готовит обращение к Правительству области по созданию специальной программы по ускорению замены и капремонта лифтов, она могла бы спасти ситуацию».

Мнение

Влада ШЕВЦОВА, действительный член ППЛ, психолог

«Несмотря на то, что разновидность фобий закрытого пространства существует давно, в последнее время мы стали часто слышать термин «лифтофобия». Дело в том, что на фоне многочисленных трагических историй про «лифты– убийцы» к боязни тесной кабины присоединились другие страхи. Люди боятся, что в любую секунду оборвётся трос и лифт провалится под ногами, их может зажать дверьми кабины, при остановке на долгое время они задохнутся в лифте от нехватки воздуха… Кстати, именно отсюда появилась ассоциация лифта с гробом. Все эти страхи подпитывает аварийное состояние лифтов в наших домах. Оно и не удивительно: наши лифты трясутся, не выпускают пассажиров некоторое время, открывают по отдельности внешние и внутренние двери, гремят, издают другие подозрительные звуки. У человека появляется ощущение опасности, повышается потоотделение, учащенное сердцебиение, высокое давление, паника, вплоть до крика и обморока. Лечение лифтофобии сложное, оно предполагает сочетание нейролептиков, антидепрессантов и терапии. В противном случае человек рискует навсегда замкнуться в этом состоянии. Одну из моих клиенток зажало в дверях лифта, сформировался невроз, третий месяц она проходит медикаментозное лечение и психотерапию, состояние корригируется».

 

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах