Примерное время чтения: 12 минут
3320

Как послушницы женского монастыря «приручают» атеистов

Фото Нины Пырьевой

Между двух частей света

Каждое утро жители села Кизильское гонят своих коров из Европы в Азию – пастись. Чтобы перейти границу, нужно всего лишь пройти мост через реку Урал – она разделяет на карте две части света. Это только звучит внушительно, а на самом деле - на двух берегах одинаково громко квакают лягушки. Да еще заливаются трелями неизвестные птички.

- Не знаем, что за птицы, - чешут в затылках местные. – Года три как у нас поселились, но точно не соловьи.

 

Кто есть кто в монастыре
Трудницы – мирянки, т.е. женщины, живущие в миру, которые захотели приехать в монастырь пожить и потрудиться.

Послушницы – женщины, которые находятся на послушании в монастыре, нулевая ступень монашества.

Инокини – уже не трудницы, но еще и не монахиня. Первая ступень монашества. Когда происходит постриг, мирское отступает, а приобретение нового имени очень обязывает, кроме того, в этом случае монахиня получает нового небесного покровителя.

Монахини отличаются от инокини тем, что они дают клятву, обещание. Проводит пострижение обязательно иеромонах. Во процессе он бросает ножницы на пол, и спрашивает: «Хочешь ты или не хочешь?» Монахиня сама поднимает ножницы, отвечает «Да», отдает ему в руки. Затем выстригаются небольшие пряди волос в виде креста.

Следующая – высшая ступень – схима. Это еще один постриг, когда имя меняется еще раз. Схима – это уже отречение от любого общения с людьми. Имеющим схиму связь с Богом нельзя прерывать ни на минуту. В Челябинской области монахинь-схимниц нет.

Игуменья – наместница Пресвятой Богородицы. Это высочайшая духовная степень в монашестве. В Челябинской области их всего две.

 

Вокруг Кизильского постоянно дуют ветры и колышут ковыль. Степь. Самая южная часть Челябинской области.

- А вы из Челябинска что ли? – не унимаются местные жители. – Пойдемте чай пить!

Так и норовят гостеприимно затащить в дом, да побеседовать «за жизнь». Это точно – наследие старых времен.

Русские люди появились в этих сухих степях 250 лет назад. Дело было так: соседние племена башкир и казахов сильно враждовали. Постоянно совершали набеги друг на друга, и разоряли, как могли. Но Башкирия вошла в состав Российской империи, и царь встал на защиту своих подданных. Было решено направить сюда казаков: сторожить государственную границу да отражать казахские набеги.

Место для крепости искал лично губернатор Оренбуржского края Неплюев. Приглянулась ему точка, где сливаются реки Урал и Кизилка. Там и поставили казачий форпост. Первым делом заложили фундамент для храма и стены. Так в 1743 г. началась история русского села посреди мусульманских степей.

- У нас ведь до сих пор соблюдаются некоторые казачьи традиции, - рассказывает депутат районного совета Александр Селезнёв – Для боевого казака считалось позором принести из колодца воду. С ведрами да коромыслами управлялись бабы. До сих пор не сыщете в Кизиле ни одного мужика с ведром воды. Так-то…

«Иди и строй»

Канули в историю те казаки. И Урал уж не тот: славный Чапай не утонул бы в его водах, а задохнулся – в реку сливают канализацию из Верхнеуральска. Но все равно, место необычное. После падения советской власти именно в Кизильском была восстановлена церковь, первая на юге Челябинской области. А история восстановления звучит почти как легенда.

Дело было в начале 90-х годов. Был в ту пору главой района Александр Сергеевич Смирнов. У его товарища тяжело заболела жена, и отправились друзья в Сергиеву Лавру – помолиться (Смирнов за компанию). Жил в Лавре старец-монах, к которому все старались попасть на благословение. А он прошел через толпу людей прямо к Смирнову. Сказал: «Строй храм», развернулся и ушел. А глава начал строить.

В 1994 году в Кизильском был возведен трехпрестольный храм святых праведных Симеона Богоприимца и Пророчицы Анны. На фундаменте от старого храма стоял районный дом культуры, поэтому новую церковь ставили на краю села, но название оставили прежнее. Для росписи стен пригласили местного художника Федора. Он и расписал весь храм – без копейки денег, администрация только краски закупала. Вот так вроде бы спонтанно все началось, а в итоге на ровном месте построили красивейшую церковь.

А глава района все не унимался. Решил основать в Кизильском женский монастырь. И ведь основал, но и тут не обошлось без страшных историй и деревенских легенд.

 

Дом с привидениями

По всем документам выходит: не было в Кизиле женского монастыря никогда. И на всем юге Челябинской области монастырей не было. И как тут быть, с чего начинать? Рассказывают, что священники предлагали поставить обитель на территории старого кладбища на окраине села. Но почему-то власти эту идею отвергли и закатали кладбище в асфальт, а потом на его месте организовали стадион «Синий камень». А рядом – профессиональное училище.

Однажды, во время районного спортивного праздника на глазах у сотен людей разбился дельтапланерист. С тех пор суеверный деревенский люд обходит «Синий камень» стороной. А в профучилище несколько лет по ночам слонялись привидения.

Прямо с рабочего места сбежали несколько сторожей, а потом рассказывали по селу ужасные подробности своих ночных бдений. Только после того, как батюшка окропил здание святой водой, да отслужил молебен, текучка кадров в училище прекратилась. Вроде бы и привидения затихли…

А монастырь поставили рядом с новым храмом. Первое время это был простой деревянный сарайчик без воды, газа и элементарных удобств. 

Послушание превыше всего…

Они идут, тяжело ступая, на ногах – у кого домашние тапочки, у кого - калоши. Натруженными руками прижимают к груди иконы. Ветер сыплет им песок в глаза, треплет их черные одежды. Они обходят храм со всех сторон, останавливаются, произносят: «Господи, помилуй, благослови!», идут дальше. Каждый день, в семь часов вечера, в любую погоду монахини совершают крестный ход - намаливают это место: монастырь, храм, село Кизильское и даже стадион «Синий камень»…

В 2004 году кизильский женский монастырь обрел второе рождение. В него прибыла новая настоятельница – игуменья Феодора (Подоплелва) из Белорецка. Вскоре к ней присоединились еще несколько монахинь, инокинь и послушниц.

Матушка Феодора рассказывает, как устроена монастырская жизнь: - Послушание выше всего. Послушание выше молитв.

Монахини должны от всего отказаться и жить только молитвой и послушанием. У них даже своих мыслей не должно быть. Вот что сказали – должен делать. Не всегда это получается. Вот скажешь человеку: «Выбрось это», а она – «Нет, это еще пригодится». Я говорю: «Где ж послушание?» Надо бы построже с ними быть, но я их жалею, я самая молодая из них.

Монастырь – это не дом престарелых и не место, где можно укрыться от всех своих проблем. Образы, созданные в кино, или в собственном воображении, очень-очень далеки от действительности. На самом деле монашество – тяжелейшее дело, и не каждому по силам.

 

Три обета монашества
Девство

Нестяжание

Послушание

 

- Есть фраза: на тебе Боже, что нам негоже, - рассказывает матушка. - Я-то думала, что это про вещи, а оказывается, это про людей говорится, про их души.

«Вот я теперь старенькая стала, пришла, на коленочках ползу, не могу молиться…Не могу стоять, вот я и пришла, Боже, к тебе…» А где ж ты был раньше? Здесь же не дом престарелых. И чтобы стать монахиней, нужно пройти долгие испытания. Я сама три года готовилась. И здесь я двоих готовила к монашеству, но не говорила им, что будет постриг. Но Господь Бог их не допустил. Одна сама ушла, хотя я на нее уже и облачение заказала. А на вторую подала прошение владыке, а он мне сказал: «Я тебе подпишу, но ты не торопись». Так и вышло, эта тоже не выдержала и уехала. Владыки все наперед видят, и все владыки такие.

Великое нашествие детворы

Раннее воскресное утро. На территорию монастыря забегает стайка веселых девчушек, одна надевает наушники и взбирается на колокольню храма. Через несколько минут над Кизильским звучит веселый перезвон. Те, что внизу, смеются, радуются. Вот деловито шагает баянист - и исчезает за дверью с надписью «воскресная школа». К храму начинают подтягиваться местные жители: одни садятся на лавочки побеседовать, у других тоже находятся какие-то дела. Несколько старичков вытягивают шеи: где же там мать Варвара. А она уже спешит, отпирает монастырскую библиотеку, рассказывает:

- Библиотека оформилась в 2006 г. До этого книги у нас были в храме, но вот так, отдельным помещением удобнее. Наши читатели приходят не просто за книгой, они еще любят и обсудить прочитанное, поделиться друг с другом мыслями. У нас есть просто уникальные издания, и детская, и взрослая литература. Зарегистрировано 1712 книг. А постоянных читателей 104. А вот и сто пятый!

В библиотеку заходят две девчушки-первоклассницы. Одна из них, Ксения, любительница сказок – привела записаться подружку Настеньку.

А после воскресной службы на территории монастыря просто праздник какой-то: в воскресной школе оживает баянист, и вот уже хор малышей разучивает новую песенку. На втором этаже монастыря собирается на репетицию детско-юношеский театр «Огонек»: актеры сплошь темпераментные – веселые и по-детски шумные. По дорожкам вышагивает годовалая «мелочь», норовя потоптать красивые монастырские клумбы.

Тут же – несколько детских колясок и сами родители, не спешат расходиться. Старики надолго оккупировали лавочки и обмениваются новостями. Матушка-настоятельница встречает очередных гостей и ведет их угощать в трапезную. Все вертится, живет и дышит. Вокруг храма. Вокруг монастыря.

 

Притча из монастыря
У одного мальчика спросили: какой Бог, как ты его представляешь? Он ответил: он такой огромный, что не объять его взглядом, и такой маленький-маленький, что входит в мое сердце.

 

Спрашиваю матушку-настоятельницу, не утомляет ли их такое количество людей.

- Вы что! Это же наши люди, наши дети. Мы, как только поселились в монастыре, сразу же открыли воскресную школу. Это радость, что дети сюда тянутся, и родителей тянут. К тому же, у нас так многолюдно и шумно только по воскресеньям. А потом – обычная тихая жизнь.

И то правда: солнце село за крыши домов, и полилась из монастыря тихая молитва. Они молятся за нас, даже когда мы спим и не знаем об этом…

PS: дорога в Кизильское (ехать в сторону Магнитогорска, там поворот на Кизильское) заняла у нас шесть с половиной часов, хотя ехали на хорошей машине не меньше 120 километров в час. В обратный путь нас провожали всем монастырем. «Мы помолимся, чтобы вы доехали благополучно», - сказали сестры, и сунули нам в руки по конфете. Машина шла ровно 100 км/ч. Но дома мы были уже через четыре часа. Вот и не верь после этого в силу монашеской молитвы.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах