Примерное время чтения: 7 минут
127

Достаточно быть Нью-Йорком. Велосипеды довезут Челябинск до инвестиций

Фото Александра Фирсова

Казалось бы, досуг на любителя, но такой формат пришёлся по душе многим горожанам, особенно молодым: в апреле, например, за компанию с Надей крутили педали более 50 человек.

 

Досье
Надежда Кутырева, родилась в 1984 году в Ангарске, в 2001–2008 гг училась на архитектурном факультете Южно-Уральского государственного университета. Руководит собственной дизайн-студией, организатор архитектурного фестиваля «Свое место» в 2010 году.

 

По словам девушки, у этой забавы две вполне серьёзные цели: убедить сограждан, что наш город далеко не безликий, как принято думать; и привлечь внимание к проблемам челябинских велосипедистов.

Калейдоскоп стилей

 

Надежда Кутырева

 

 

- Надежда, что вы показываете и о чём рассказываете участникам велоэкскурсий?

- Те, что были осенью и весной, носили общий характер - об архитектуре Челябинска в целом. Как город строился и развивался. Собирались у памятника Курчатову и сначала спускались по проспекту Ленина, по бульвару. Эта улица как машина времени: едешь по ней и наблюдаешь смену архитектурных стилей: от конструктивизма 20-30-х годов и через сталинскую эпоху к функционализму 60-70-х. Доехав до площади Революции, сворачиваем в историческую часть города и выезжаем на набережную, где расположены два недооценённых, на мой взгляд, здания - «Торговый центр» и дворец спорта «Юность».

Обычно их называют ужасными, но в инженерном плане это уникальные сооружения. «Торговый центр», например, это самая большая на тот момент железобетонная оболочка в стране, а возможно, и в мире. Огромный купол опирается лишь на четыре точки.

Экскурсии длились 1,5-2 часа, за это время мы проезжали около 9 км.

Обе экскурсии проходили в рамках фестиваля «Сделай сам». На первую приехало человек 20, на второй уже в два-три раза больше, причём были даже иногородние. На 30 июня запланирована ещё одна экскурсия, уже самостоятельная. И тематика у неё будет несколько иная - промышленная архитектура начала 20-го века. Маршрут в разработке, но точно посетим водонапорную башню на Воровского, первую электростанцию и элеватор. Возможно, доедем до соцгорода ЧМЗ, заводоуправления ЧТЗ и театра ЧТЗ.

- Никогда бы не подумал, что в Челябинске можно проводить архитектурные экскурсии. Считается, что в этом плане город у нас довольно бедный.

- Это неправда. Достойной архитектуры в Челябинске много, хоть она и не такая пышная и помпезная, как в других городах. Наш город развивался как купеческий, поэтому наибольший интерес представляет жилая архитектура начала XX века. Правда, она исчезает, и это печально. Изюминка этих домов - уральская деревянная резьба. Она уникальна, делать такую уже не умеют. На улице Цвиллинга, наискосок к ТРК «КУБа», есть один такой дом. Некоторое время назад его начали перестраивать, выставили окна и заколотили проёмы. Надеюсь, его сохранят.

Площадь Революции - это вообще целый архитектурный ансамбль, где представлены все стили, кроме конструктивизма. После экскурсий люди очень удивляются, как это они раньше ничего не замечали.

Будущие гетто

- У вас есть любимая улица в Челябинске, дом?

- Любимый дом… Наверно, тот, о котором я только что говорила. Очень красивый. А любимая улица - Цвиллинга. Это сталинский ампир, но такой спокойный, умеренный. Правда, до того как там вырубили всю зелень под вторую полосу для машин, она была ещё лучше.

- Как вам кажется, изменения в облике, которые претерпевает Челябинск, положительного свойства или нет?

- В целом положительного, но я категорически против расширения дорог. Это бессмысленно и только усугубит транспортную проблему. И ещё мне не нравится панельное строительство. Да, это дёшево и быстро, но лет через 20 кварталы «панелек» превратятся в гетто. Должно быть больше уникальных проектов. В этом плане мне очень нравятся некоторые куски Тополиной аллеи, микрорайон Залесье и проект перестройки цехов завода «Полёт».

В целом же у Челябинска очень удачная планировка, у него есть всё, чтобы стать уютным и красивым городом.

Замкнутый треугольник

- Велосипеды - это способ сделать экскурсии более динамичными или в них заложен какой-то особый смысл?

- Таким образом я хочу привлечь внимание к велодвижению в Челябинске. Сейчас существует серьёзная проблема в отношениях между автомобилистами, велосипедистами и пешеходами. На проезжей части велосипедистов сбивают, поэтому они ездят по тротуарам, мешая пешеходам. В результате все друг друга недолюбливают. Челябинским велосипедистам нужна собственная велодорожка. Делая город удобным для машин, у нас всё более притесняют велосипедистов и пешеходов. Это неправильно. Челябинск, конечно, не Копенгаген, но и не нужно им быть. Достаточно быть Нью-Йорком, где велосипедной инфраструктурой озаботились совсем недавно - пять лет назад. В результате там передвигается на велосипедах уже 17% населения, а раньше было только 2%. И у нас будет так же. Люди не пересаживаются на велики не потому, что не хотят, а потому, что нет инфраструктуры. Четверо моих друзей каждый день ездят на работу на велосипедах, большинство остальных тоже хотели бы, но не делают так, потому что в Челябинске это неудобно и опасно.

- И вы надеетесь, что вас услышат? У нас ведь нынче культ рентабельности - вряд ли велодорожки хоть как-то окупятся.

- Как сказать. Например, во многих городах наличие велодорожки автоматически повышает стоимость жилья в микрорайоне. Велодорожки - это признак удобного для жизни города. Именно комфорт внутренней среды сейчас является областью, в которой соперничают города. Потому что это привлекает крупные инвестиции.

- Если бы вам доверили такое дело, как бы вы проложили велодорожки в Челябинске?

- Всерьёз я об этом не думала. Но, наверно, я сначала опробовала бы их в парках, как это сделали в Нью-Йорке. В Лондоне начали сразу с улиц и захлебнулись. Первым делом нужно уяснить, как это будет работать, какие материалы станут применяться. Я не исключаю, что для Челябинска потребуется какое-то нестандартное решение.

Следующий этап - соединить между собой зелёные зоны. А потом уже можно будет связать велодорожками спальные районы с деловой частью. Но это ни в коем случае не должны быть полосы на проезжей части, иначе их тут же займут машины. Это должна быть отдельная дорога, как тротуар для пешеходов.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах