Примерное время чтения: 7 минут
190

Челябинск может провалиться в тартарары

На проспекте Ленина асфальт кусками валится в какую-то бездну, куда падают и автомобили. Здание у «Детского мира» покрывается трещинами и начинает оседать. Вода прорывает дорожное полотно, вырываясь из трещин настоящими фонтанами, Торговый центр вдруг начинает заваливаться на бок и рушиться прямо на головы покупателей.

Что это – сценарий фильма катастроф, который будут снимать в Челябинске? Или просто чей-то кошмар, К сожалению, такое может произойти на самом деле.

К такому выводу пришел кандидат технических наук, член Российского общества механики грунтов, член-корреспондент Международной Академии Общественных наук Владимир Казанцев.

Долгое время он изучает ход строительства челябинского метро и пришел к неутешительным выводам. Впрочем, и к ходу дорожной революции есть у него свои замечания.

Мост поставили криво?

- Как бы ни ругали дорожную революцию, однако никто не будет спорить, что все-таки расширение улиц необходимо, иначе город просто задохнется…

- У меня по поводу дорожной революции особое мнение. Она, безусловно, необходима, но ведется с серьезными ошибками. Тревожнее всего, что нарушается генеральный план развития города. В результате вместо того, чтобы разгрузить центр города, мы можем прийти к тому, что автомобильный поток там станет еще плотнее!

- И почему же такое может произойти?

- Первоначально, по генплану, должны были построить две магистрали – по улицам Краснознаменная-Энгельса и по Шоссе Металлургов-Воровского. Последняя магистраль должна была служить дублером Свердловского проспекта. Но был выбран другой вариант – строится транспортная развязка у цирка с выходом на улицу Свободы. В результате нарушается проект создания так называемого малого транспортного кольца. Но куда больше меня беспокоит строительство транспортного створа Каслинская-Калинина.

- Это там, где возводят новый мост? Чем же это плохо?

- Все мосты во всем мире строят перпендикулярно реке, а мост у Торгового центра возводят под углом. Проблема тут не только в том, что подобный проект «съедает» часть зоны отдыха горожан на набережной. Эта ошибка создает и большие гидравлические нагрузки на опоры моста. Причем это не только моё мнение, но и Российского научно-исследовательского института комплексного использования и охраны водных ресурсов. Пролеты моста также спроектированы с нарушениями – ниже, чем требуется.

- А чем же это опасно?

- Могут образоваться ледяные заторы при половодье, а это тоже увеличивает нагрузку на опоры. Меня беспокоит и то, что при запуске створа Каслинская-Калинина мы получим еще одно место для пробок – там слишком мало места, чтобы транспорт мог двигаться свободно. Уже сейчас понятно, что от первоначального проекта возведения большой станции метро «Торговый центр» придется отказаться – там для нее просто нет места! В метро придется спускаться по подземному переходу.

Получается вообще очень много спорных технических решений – например, планируют построить эстакаду над улицей Братьев Кашириных. Зачем эти дополнительные траты? Если бы придерживались генплана и разгрузили центр при помощи трасс Краснознаменная-Энгельса и Шоссе Металлургов-Воровского, не надо было тратиться на эти эстакады. Есть и другие способы разгрузить улицы, уже опробованные в других городах.

А тоннели лучше!

- Это какие же? Многоуровневые развязки? Но для них тоже нужно место – в центре города воткнуть их трудно.

- Речь идет о транспортных тоннелях, которые можно часто встретить в Москве и многих городах мира. Тоннели проходят под землей, занимают сравнительно небольшую территорию, не ухудшают условий видимости на перекрестках и не вносят нарушений в сложившийся архитектурный ансамбль.

- И где же в Челябинске, по вашему мнению, тоннели могли бы разгрузить перекрестки?

- Например, на перекрестке улиц Энгельса и Володарского, Цвиллинга и Кирова, Труда и Энгельса, Курчатова и Воровского, Лесопарковая и Худякова. Таких мест в городе много.

Тоннели куда лучше эстакад, которые еще и не во всяком месте воткнешь – для конструкций требуется немало места.

К тому же, эстакады нередко портят эстетический вид. В центре обычно находятся здания старой постройки с высоким износом – выдержат ли они соседство со столь масштабным строительством? И поскольку перекладка коммуникаций будет производиться в любом случае, то можно предусмотреть на участке прокладку коммуникаций в общем тоннеле, что соответствует международной практике. Тоннели, к тому же, позволяют снизить уровень шума и загазованности, в большей безопасности оказываются и пешеходы. Но, к сожалению, пока строительство тоннелей в Челябинске не получило такого развития, как, скажем, в Москве.

Опасные карманы

- Возможно, нагрузку на улицы существенно снизит запуск метро…

- Как бы нам вообще без метро не остаться. Есть в Челябинске какая-то странная традиция – по нескольку раз менять проект строительства метро! Что, так много денег в бюджете? Хваленый «Ловат» уже два года стоит в районе улицы Российская.

- Насколько я знаю, проект как раз и меняли, чтобы увеличить скорость прохождения «Ловата» - до 250 метров в месяц.

- Да пусть бы он шел с прежней скоростью 75-100 метров по прежнему проекту, это было бы куда эффективнее и безопаснее. О том. Что линию метро хотят поднять на 15 метров, я слышал и считаю, что это крайне опасное решение, которое грозит нам многими бедами.

- Чем же это так опасно?

- Все дело в геологии, в строении недр под Челябинском. Если поднимать линию метро, то придется бурить уже не сквозь твердую породу, а через зоны выветривания – это так называемые карманы, в которых скапливаются, главным образом, песок, вода.

- А разве это плохо? Бурить-то тогда легче – и скорость, наверняка, будет выше!

- Это очень плохо! Эти карманы с их массой воды создают большое давление на своды тоннеля метро – в час может прорваться до 50 кубометров. И пробивать карманы при меньшей глубине все равно придется, так как они находятся в самых разных местах, под самыми непредсказуемыми углами – обойти их не удастся.

- Прорыв воды – это единственная опасность?

- Не только. Если пробить карман, масса воды, песка, других пород уйдет вниз. И у поверхности образуются пустоты – провалы могут деформировать дороги, здания дадут трещины или вовсе обвалятся. Такое уже произошло не так давно в Кёлне, где тоже при строительстве метро пробили карман.

Мы со студентами уже моделировали ситуацию, учитывая наши реалии – нарисовали даже картинки. Серьезную деформацию может получить жилой дом на углу у магазина «Детский мир». Проспект Ленина тоже может в этом месте осесть.

- Это единственное место, где возможны провалы?

- Конечно, нет. Около Торгового центра мы можем вместо станции получить настоящий бассейн, вода пойдет фонтанами на Елькина, Карла Маркса, Каслинской. А самая большая опасность угрожает самому Торговому центру – он может в буквальном смысле провалиться в тартарары.

- Рядом с ним ведь действительно строят метро…

- Торговый центр – это уникальное сооружение, оно стоит на трех шарах. Они необходимы, чтобы, когда дует сильный ветер, не создавалось избыточного напряжения под оболочкой. А представьте, если появятся пустоты, в которые начнут оседать эти шары?

- Вы уже сообщали о своих опасениях кому-либо из официальных лиц?

- Направил письмо, где изложил все подробно, губернатору области. Надеюсь, власти прислушаются к этим предостережениям, иначе Челябинску может грозить реальная беда.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах