aif.ru counter
1219

Светлана Сурганова: «Песни я начала писать из зависти!»

Фото пресс-службы / АиФ

Светлана, прежде всего спрошу, чем вы заняты сегодня? Чем в ближайшее время порадуете поклонников своего творчества?

Предыдущий год был годом экспериментов для группы: вышла пластинка «Игра в классики», в которой перемешалось наше и так не поддающееся никакому определению творчество – рок, трип-хоп, французский шансон – с классической музыкой, собрали аншлаг в московском «Крокус Сити Холле» и проехали в туре со струнным квинтетом и конферансье, выступая в филармониях и консерваториях по всей стране. Высокая планка взята, можно выдохнуть и отдать дань традициям. Публика уже соскучилась по нашему привычному звучанию:  традиционные хиты, ураганномый драйв и любимчики на сцене – аккордеон, труба и барабанная установка –  снова вернутся! Как и все возвращается на круги своя: двенадцатый День рождения группы «Сурганова и Оркестр» пройдет на легендарной сцене ДК им. Ленсовета, на которой когда-то проходили мои первые выступления.

Да, грядет день рождения коллектива: 18 апреля не за горами (в этот день собственно родилась группа «Сурганова и Оркестр» – Прим.авт.). Как планируете отмечать?

Дааа, апрель –  один из моих самых любимых месяцев: весна идет полным ходом, мы видим пробуждение природы, свежие листья, первые теплые дни… Когда, как не в апреле, выступать самой солнечной группе нашей сцены? (Смеется) Но дело не только в этом. Главное – День рождения группы! Традиционно в середине апреля наша группа «Сурганова и Оркестр» отмечают его большим праздничным концертом.

Чем удивите зрителя во время праздничного концерта?

Сразу оговорюсь, мы никогда не знаем заранее, что будет происходить на «день-рожденском» концерте: обычно программу составляем за считанные дни и даже часы до выхода на сцену, исходя из своего настроения и опроса поклонников в соцсетях. Одно знаю точно: это будет лучшее и любимое, с барабанными соло, танцами и стихами, с фирменными сургановским шуточками и бешеной энергетикой, с сюрпризами с обеих сторон – и из зала, и со сцены. Заявки из зала будут приниматься тоже! Обращаю на это внимание наших друзей – приходите и заказывайте ваши и наши любимые композиции. И могу сразу заверить - мы привезем лучший звук в городе, так что где бы вы ни расположились – вам понравится!

Светлана, предлагаю слегка удариться в воспоминания! Вы учились на врача, а стали музыкантом. Как так получилось?

Да, у меня медицинское образование. Но это, скорее, случайность. В свое время моя мама похлопотала по поводу педиатрического института. Мамуля у меня блокадница и в тридцать лет ей поставили диагноз: после всего пережитого в блокаду детей у нее быть не может. Было решено взять ребенка из детского дома. Кто-то настоятельно посоветовал «присмотреть себе кого-нибудь» в педиатрическом институте. Туда она и отправилась. И увидела меня: там меня выхаживали до трех лет, потому что я родилась ребенком чрезвычайно болезненным. Так я стала приемным ребенком в семье Сургановых. Когда же подошло время получать высшее образование, мама пошла в педиатрический институт, рассказала декану удивительную историю о том, как моя судьба связана с этим учебным учреждением, и это стало решающим моментом в моем поступлении. Но когда я закончила институт, была еще слишком инфантильной и поняла, что не готова работать по специальности и взять на себя такую ответственность, как здоровье детей.

Как вы перенесли информацию о том, что вы приемная дочь?

Мне тогда было 25 лет. Конечно, был шок. Даже голова поплыла... Чего скрывать, эта информация меня ошарашила, но благодаря ей некоторые пазлы сложились. Фактически я жила в оранжерейных условиях, мама с бабушкой очень много в меня вкладывали, меня всю жизнь оберегали, обо мне заботились. Раньше мы с мамой, бывало, ссорились. Сейчас мы с ней просто не разлей вода. Я очень ей благодарна за то, что когда-то она сделала меня своей дочерью.

В каком возрасте вы начали писать стихи?

Точно не вспомню, но могу сказать точно, что я начала писать сразу песни, а не стихи. Меня душила страшная зависть: сосед по парте играл на гитаре и я тоже захотела. Однако моя природная леность не давала мне терпения и усидчивости, мне было проще написать песню самой, чем выучить чью-то. Так я и начала писать песни.

А как вы вообще запели? Как поняли, что ваш жизненный путь связан именно с музыкой?

Одним из наших любимых занятий с мамулей во время принятия ванны было распевания песен. Мы пели «Катюшу», «Шел отряд по берегу» и др. Этажом выше жила Людмила Ефимовна, музыкальный педагог, она преподавала сольфеджио. Как-то она повстречала маму на лестничной площадке и предложила, чтобы я не мучила соседей и пела не дома, а в стенах музыкальной школы, потому как «слушать это больше невозможно». Когда встал вопрос о выборе музыкального инструмента, я выбрала скрипку. Мне купили самую маленькую скрипочку, «восьмушечку». Как она меня завораживала своим видом! Представляете, я с ней разговаривала, я ее даже спать с собой укладывала!

Когда вы еще выступали в составе «Ночных снайперов», вы задумывались о сольной карьере?

Нет. Я не устану благодарить Диану Арбенину за решение расстаться. Сама бы я не решилась в силу своей инертности. Поверить в то, что я способна выступать сольно, мне помог мой друг и музыкант Валерий Тхай, огромное ему за это спасибо!

Светлана, мы в курсе, что вы уважаете поэзию, но что вы думаете о поэтах современности? Есть ли достойные авторы?

Мои поэты – это Мандельштам, Бродский, Цветаева, Ахматова, Лорка, Хуан-Рамон Хименес. И поклонники благодарны, многие потом начинают увлекаться поэзией. Конечно, есть прекрасные и талантливые современные поэты. И даже с некоторым из них хотелось бы посотрудничать. У меня есть, к примеру, песня на слова Веры Полозковой и даже снят клип «Гертруда».  Очень уважаю творчество Жанны Гречухи. Вот, например, прекрасные строки «А ты моя нежданная награда за все мои проигранные дни и ничего мне от судьбы не надо, я ухожу в объятия твои». Недавно случилась встреча с московской журналисткой Наташей Григорьевой, общаясь, поговорили о том, о сем, о родителях, и я передала привет ее маме. Через некоторое время Наташа мне дарит томик стихов Жанны. Ее мамы!!! Представляете? Я с этим стихотворением живу много лет и мечтала познакомиться с автором, и вот знакомлюсь с дочкой. Неожиданно и приятно вдвойне.

Знаете ли вы о том, что такое творческий кризис? Если да, то как часто он у вас случается, чем сопровождается и насколько мучителен в целом?

Да, знакома. Вот давайте посмотрим на природу. Возьмем яблоню, она тоже не каждый год дарит нам наливные яблочки, земля стоит под паром (Улыбается). Пару лет назад, до «Игры в классики», как-то долго ничего не рождалось. Я расстраивалась  и уехала на неделю на балтийское побережье - побыть в одиночестве. Там неожиданно родилась песня «Мой путь», я даже подумывала выступить с ней на Евровидении.  Так что написать песню, а тем более целый альбом – состояние не из легких, но и не из трудных. Оно приходит и уходит, потом опять приходит - когда не ждешь! Поэтому я не жду и не загадываю - пусть будет, как будет.

Фото: АиФ/ Фото пресс-службы

Эдмунд Шклярский в интервью нашему изданию заявил: «Женский русский рок зиждется на трех китах, это Сурганова, Арбенина и Земфира!». Вам льстит такой отзыв? И вообще делится ли рок на мужской и женский, по-вашему?

Дааа? (Улыбается) Мне это очень приятно слышать. Вы знаете, не делила на женский и мужской, вы меня заставили сейчас задуматься и знаете, все может быть. Единственное, что я позволяла себе, так это переписать сильные «мужские» хиты. В репертуаре есть и «Золотое пятно» Бутусова, «Полковника никто не любит»  в дуэте с Сосо Павлиашвили. Что получилось – вам судить.

Где-то слышала, что вы мечтаете получить «Золотой граммофон»…

Давненько это было? Может, когда я об этом заявила, я болела и у меня была температура?.. (Смеется)

А еще вы говорили, что хотели бы поработать с Константином Меладзе…

Вот это еще актуально: он нравится мне как мелодист, как аранжировщик, он талантливый музыкант. Я бы хотела, чтобы Константин сделал аранжировку к одной из моих песен.

По каким принципам вы выстраиваете свою работу с залом? Руководствуетесь настроением? Заранее продумываете, прописываете свои комментарии к песням или все происходит спонтанно?

Прежде всего  люблю своего зрителя, свой зал и всегда стараюсь дать ему все, что могу. У нас на концертах бывает совершенно по-разному. Если это, к примеру, московский клуб 16 тонн или небольшой зал, квартирник - то здесь все по-домашнему, без заготовок, в близком диалоге с публикой. Пробовались самые разные варианты: строили программу из всего любимого многолетнего, было и такое, что по запискам из зала и только так. В этом году – кое-что пели свое любимое, кое-что по заявкам от зрителей. Причем те, кто предложил песню или угадывал первые аккорды, поднимались к нам на сцену, пели с нами. Вот это был драйв!!! Если это концерт в Кремле или Крокусе с презентацией нового диска, как это было 5 декабря, то четко по плану. Импровизируем только в выборе песен на бис.

Наш сотрудник был на ваших концертах в Челябинске и в Москве. В Челябинске вы выступали в большом театре и очень активно общались с публикой, читали стихи Ахматовой, отвечали на вопросы. А в Москве вышли на сцену закрытого клуба и автоматом выдали пятнадцать песен, не общаясь с аудиторией. С чем это связано? Может, вы не любите Москву и москвичей?

Ну, нет, здесь вы не правы, он, видимо, и попал на тот концерт, когда был выбран такой формат. Бывает, я читаю стихи, бывает - нет, иной раз общаюсь, а иногда не общаюсь вовсе. Все это – чтобы не надоесть поклонникам и пытаться искать новую форму выступления. Для меня нет разницы -  в Москве я или во Владивостоке, поверьте, я отдаю себя сцене полностью. Если вы посетите несколько моих концертов или пообщаетесь с моими поклонниками, вы это увидите и поймете. Приглашаю вас, приходите!

Какой город вам ближе – Москва или все же Санкт-Петербург?

Я робею перед Москвой: это слишком большой и слишком энергичный для меня город. Я приезжаю в Москву работать, а творю я в Санкт-Петербурге.

Светлана, в одном из интервью вы признаетесь, что раньше робели перед «сидячими» залами. А теперь? Вам нравится, когда на ваших концертах двигаются, танцуют? Или теперь это больше раздражает?

Робею до сих пор, волнуюсь, переживаю, очень переживаю и очень волнуюсь, бывает и колени трясутся до выхода на сцену, и слова, кажется, забыты, но стоит выйти в зал и все! Меня накрывает волна энергетики от публики, музыки, всего того, что я делаю с ними и для них. И не важно, сидят они или танцуют. Важны эмоции и их поддержка.

Как вы реагируете на суету в зале, когда кто-то перемещается или разговаривает по телефону? Вы делаете замечания таким зрителям? Или на ваших концертах такого не происходит?

Да, а вы правы, нет такого. Мой зритель, даже если это, наверное, и делает, то так тактично и тихо, что это попросту незаметно. По крайней мере, для меня

Почему во время своего последнего гастрольного тура вы работали не со своим оркестром, а сотрудничали с другими?

Здесь немного не корректно поставлен вопрос, поясню. В этом туре мы презентуем новый альбом и программу: «Игра в классики». Это новые и некоторые хорошо забытые песни в струнных аранжировках. Мои музыканты все на месте, просто бас-гитарист, например, переквалифицировался в контрабасиста, клавишник - в пианиста, а гитарист вместо электрогитары взял в руки акустическую. Помимо этого, мы пригласили струнный квартет: на сцене вместе с нами две скрипки, альт, виолончель. Это музыканты из разных классических составов. К примеру, первая скрипка, Григорий Тадтаев, - лауреат международных конкурсов, состоит в оркестре Мариинского театра, другие ребята – в Фирармонии, в Михайловском театре... На гастроли мы теперь выезжаем в составе не семи человек, как раньше, а целых тринадцати. Мы стараемся подавать новый материал не в классическом, а немного в театрализованно-буффонадном стиле. У нас есть даже дама-конферансье в красном бархатном платье! (Улыбается)

Сурганова и оркестр Фото: АиФ/ Фото пресс-службы
Фото: АиФ/ Фото пресс-службы

Во время своих концертов вы не переодеваетесь, как некоторые другие артисты. Это присуще всем рок-исполнителям? И насколько вообще для вас важен ваш сценический образ?

Как правило, не переодеваюсь, хотя мой менеджмент иногда этого требует от меня (Смеется). Представьте себе, не успеваю, даже если бы захотела. Но если серьезно, для меня всегда была первична музыка и чистота звучания, я слишком много уделяю этому внимания, поэтому наряды остаются на вешалке. Но обещаю впредь исправиться, раз это так важно для вас.

Вы ежегодно выступаете на «Нашествии», с самого основания фестиваля? Как сильно изменилась аудитория за это время? Согласны ли вы с тем, что картину фестиваля портит пьянство и беспредел слушателей? Приведу пример с «Нашествия» 2011 года: 314 обращений за медицинской помощью, в их числе 7 переломов, 15 ОРЗ, 8 отравлений, 3 аллергии, 10 солнечных ожогов и 1 приступ эпилепсии. Как результат - 10 человек госпитализировано…

За всю более чем десятилетнюю историю фестиваля мы пропустили его всего один раз, да и то потому, что я сломала тогда ногу на съемках одного шоу (Улыбается). Мне кажется, что публика в целом становится немного более взрослой - растет вместе с фестивалем. Но здорово, что при этом они не теряют способности отрываться по полной, скакать по полю и прыгать под любимую музыку, спать в палатках и петь песни по ночам. По количеству происшествий «Нашествие» не обгоняет другие фестивали. На любом мероприятии при большом скоплении народа всегда что-нибудь да случится. Но вот что касается пьянства - тут да, хотелось бы, чтобы люди держали себя в руках. Надо отдать должное организаторам: в последнее время ужесточены правила проноса жидкостей на фестиваль, а на территории можно купить только пиво. В целом, мне кажется, выпивать стали меньше.

Светлана, отойду от творческой темы. Правда, что вы строите дом с камином?

Правда. Это моя давняя мечта еще с коммуналки. Представляете, 72 квадратных метра, 11 человек, миллионы тараканов и дым, дым, дым… Курили много и не выходя на улицу. Какое счастье, что в нашей стране ввели закон о запрете курения в общественных местах! У меня полная непереносимость табачного дыма. Мой дом находится во Всеволожске и уже почти готов, мы даже в него вьехали! Камин занимает центральную часть гостиной и открыт на три стороны, так что вокруг него можно сидеть большой компанией. Я очень люблю гостей, поэтому сама принимала участие в создании дизайн-проекта, где спланирована большая гостиная и несколько гостевых спален.

Со стороны вы кажетесь очень сильной, очень уверенной в себе женщиной. Это так? Часто ли случается давать слабину? Любите ли вы одиночество?

Хороший вопрос и слегка неожиданный. Надеюсь, что сил еще хватит быть сильной. Я очень люблю японскую философию. И в душе немножко самурай. Я принимаю данный мир таким, каков он есть. У меня нет врагов, есть только учителя. Есть ситуация, которые ты принимаешь, анализируешь, думаешь. Друзья у меня есть, они поддерживают и не дают заскучать. Одиночество? Иногда это даже хорошо. Позволю себе закончить общение словами Бориса Гребенщикова: «У каждого судьба, у каждого что-то свое».

ДОСЬЕ

Светлана Яковлевна Сурганова родилась 14 ноября 1968 года в Ленинграде. Окончила ленинградскую общеобразовательную школу № 163, музыкальную школу по классу скрипки, медицинское училище № 1 и Санкт-Петербургскую педиатрическую академию. В годы учебы в медучилище создала группу «Нечто иное». В репертуар группы входили песни, написанные главным образом ее участниками, в том числе и Сургановой, а также на стихи различных современных и классических поэтов. К этому же периоду относится совместное творчество Светланы Сургановой и Светланы Голубевой, с которой они познакомились в Педиатрической академии. Сурганова исполняла несколько песен, написанных Голубевой, а некоторые песни, написанные Сургановой, они исполняли дуэтом. В 1993 году состоялось знакомство с Дианой Арбениной, и на свет появилась группа «Ночные снайперы». Одновременно с этим до 1996 года Светлана продолжала иногда выступать в составе коллектива «Нечто иное». В снайперский период также издавались стихи и тексты песен Светланы. Покинула группу 17 декабря 2002 года. После этого Сурганова несколько месяцев выступала с акустическими концертами (совместно с гитаристом Валерием Тхаем). В апреле 2003 года Светлана стала лидером коллектива «Сурганова и Оркестр». На сегодняшний день группа записала альбомы «Неужели не я», «Живой», «Корабли», «Возлюбленная Шопена», «КругоСветка», «Соль», «Проверено временем. Часть 1. Вечное движение», «Чужие как свои», «Увидимся скоро» и «Игра в классики». В 2009 году, к 120-летию Анны Ахматовой Светлана Сурганова презентовала аудиокнигу ее стихов.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество