Примерное время чтения: 9 минут
1209

Архитектор Н.И. Ющенко о дизайн-коде Челябинска и лягушках в центре города

АиФ-Челябинск №47 23/11/2016
Реку Миасс очистят, а набережная станет украшением Челябинска и местом пеших прогулок жителей и гостей города.
Реку Миасс очистят, а набережная станет украшением Челябинска и местом пеших прогулок жителей и гостей города. / фото Александра Фирсова / АиФ

О том, как преобразится Челябинск к саммитам, мы беседуем с главным архитектором Челябинска Николаем Ивановичем Ющенко.

Река скорее жива

Мария Карелина, «АиФ-Челябинск»: Будут ли саммиты ШОС и БРИКС в Челябинске?

Николай ЮщенкоН.И. Ющенко: Хороший вопрос. На за-куску можно было бы оставить. Окончательное решение ожидаем в начале 2017 года. А пока мы уже год как в поисках частных инвесторов, которые построили бы нам гостиницы к саммитам. Уже заключены договоры на строительство 18-20 гостиниц.

- А в каком месте построят главное здание - 50-этажную гостиницу и конгресс-холл, где и будут заседать президенты?

- Это участок за ТК «Набережный», около цирка. Прямо на повороте реки. Идеальное место для главной доминанты города. Эта доминанта была у нас предусмотрена во всех генпланах города! Облётная группа из Москвы, из аппарата президента, с этим вариантом тоже согласна. Мы объявили международный конкурс «АрхЧел-2020», куда в техзадание включили все наши «хотелки». И знаете, уже 300 заявок! У нас никогда больше 40 не было! На участке бывшего острова-сада по проекту расположится пресс-центр, куда после проведения саммита, возможно, переедет администрация Челябинска. Благоустройство, транспортные подъезды, пешеходные зоны - всё это за счёт области, города и частных инвесторов. Появился интерес к конгресс-холлу у одной частной компании.

- Многие отельеры Челябинска возмущены: мол, построим 20 гостиниц, в них поживут неделю президенты, а что потом со зданиями делать?

- Понимаете, делегации по техзаданию не должны размещаться вместе. Сначала речь вообще шла о коттеджном посёлке, президентской деревне. Первая заявка вообще была на 10 тысяч мест (с каждым президентом целая свита). Сейчас называют другую цифру - 4 тысячи мест.

- А потом, когда уедут президенты, что с этим делать?

- Опыт Уфы, Казани и Владивостока, где проходили саммиты, подсказывает, что объекты должны быть двойного назначения. Поэтому мы теперь говорим не о гостиницах-апартаментах, а о строительстве жилья, которое на время саммита будет использовано под гостиницы квартирного типа. Мы не курортный город, и столько гостиниц нам не нужно. Но часть объектов, которые используем к ШОСу, в Челябинске уже строилась: кто офисы, кто дома, кто гостиницы возводил. А под ШОС начали их переформатировать.

Гостиницы нас меньше всего беспокоят. Так как форум международный, то важен окружающий вид с главного объекта.

- Ой, что же президенты увидят с высоты 50-го этажа? Заросшую реку Миасс?

- А покажите мне место в нашем городе, где получше вид. Река - главная природная ось любого города, застройка набережной - красный фасад. А вот у нас в Челябинске, готов признать, этого нет в законченном виде.

- Вас не обижает, что сравнение двух набережных - нашей и в Екатеринбурге - не в нашу пользу?

- Поэтому мы и обратились во Всероссийский научно-исследовательский институт водного хозяйства из Екатеринбурга для диагноза реки Миасс. Чтобы понять, мертва она или жива. Учёные сказали: «Скорее жива».

Реку надо вернуть к естественному руслу, ведь в советское время её расширили. Сейчас более 40 стоков и сбросов в Миасс насчитали. То есть её сначала обмелили, четыре плотины сделали (образовалось три пруда!). Поэтому свердловчане рекомендуют нам убрать две плотины, сузить русло, почистить реку. По их заключению, глубина нашей реки должна быть три метра. Это та глубина, на которую не проникают солнечные лучи и не вызывают роста сине-зелёных водорослей.

- А сейчас сколько метров?

- Ну, если возле Торгового центра лягушки на кочках сидят…

- Речь идёт о 26 километрах реки, которая идёт в черте города?

- Нам к ШОС хотя бы освоить участок от Свердловского проспекта до завода оргстекла. А вообще, чтобы Миасс преобразился, мероприятия нужны на всём протяжении реки.

Улица 8 марта - пешеходная

- На набережной что красивое появится?

- Это покажет конкурс. У нас он впервые международный. Мы три объекта предложили: аэропорт Баландино, благоустройство набережной и проект конгресс-холла с медиацентром. Подведение итогов - 28-30 ноября.

Всего конкурсов два. Второй - на преображение исторической части центра города - всероссийский. Там 40 заявок. Ко второму этапу прошли пять фирм-участников, среди них ГАУ «НИ и ПИ Градплан города Москвы», есть архитекторы из Амстердама.

- Они поставят среди деревянных купеческих домов современный небоскрёб?

- А как проектируют по всему миру? Норманн Фостер, Заха Хадид признаны во всём мире. География и место проживания тут не важны совсем. Важны градостроительное чутьё и талант. Челябинск от многих городов отличает отсутствие общественных пространств.

- Вы имеете в виду Кировку?

- Да. Нам надо сеть таких улиц создать. По Вене, по Праге, по многим историческим городам Европы можно идти бесконечно. Зайти в музей, выпить кофе. А у нас? Исторический центр упирается в улицу Труда. Пешеход-турист разворачивается на 180 градусов и идёт обратно к площади Революции. Сейчас гулять негде, незачем и некуда. Увидел картинную галерею, филармонию, «Ньютон» - больше нет точек притяжения. Поэтому мысль такая: реставрировать здание на улице Труда, 66 (это бывшая электростанция Колбина, и дума там заседала) и сделать музей театрального искусства и сквер искусств с открытой экспозицией. Мы пронзаем улицу Труда, везде делаем «прокол» к реке. Под Кировкой (на пересечении с улицей Труда) будут два пешеходных перехода, чтобы попасть на другой берег. От вестибюля станции метро «Торговый центр» улицу 8 Марта мы превращаем в пешеходную зону. Университетская набережная тоже будет трассирована с выходом к реке.

- Всё это к саммитам?

- Да. Мы хотим создать вдоль южной набережной пешеходную эспланаду. В будущем, и это прописано в генплане города, эта пешеходная зона будет продолжена до Шершнёвского водохранилища. То есть турист будет идти от сквера, мимо филармонии, мимо сквера искусств, мимо медийного центра и территории бывшего завода оргстекла. Мы встречались с хозяевами, и они уже готовы к саммиту реконструировать эту территорию в стиле лофт (производственный стиль.- Ред.) и построить там ТРК.

- Вы однажды сказали: «Город нуждается в преобразованиях и соскучился по ним». Что имели в виду?

- Академик Глазычев, ныне покойный, приезжал с командой архитекторов, когда мы начинали создавать Челябинскую агломерацию. И вот он задаёт вопрос о градообразующем факторе. Говорю: «Промышленность». Челябинск, ответил академик Глазычев, должен быть не только хозяйственно-производственным центром, но и, как в большинстве постиндустриальных мегаполисов Европы и Америки, финансовым, транспортно-логистическим, центром науки, образования и услуг. Иначе с Челябинском приключится то же, что и с Детройтом.

У нас со времён войны и индустриализации дисбаланс в сторону производства. Но жить-то хочется не с заводами и панельками. Нужно строительство гражданской и социальной инфраструктуры. Надо развивать сеть технопарков, музеев, вузов. И торговых центров… Надо насыщать город объектами для услуг!

- Торговых центров и так уже много!

- Да, мы на 42% по количеству торговых центров превышаем общероссийский норматив. Хотя в «Роднике», «Алмазе» постоянно находятся тысячи людей. И что-то ведь там покупают!

Когда ночь длинных ковшей?

- Не будет у нас «ночи длинных ковшей», как в Москве, когда за ночь снесли сотни незаконных павильонов?

- У нас беда с киосками. В одном Курчатовском районе 300 самовольных павильонов. Это «шаурма», «быстрые деньги» и т. п. А сколько незаконных стоянок! Всё это надо приводить в порядок. У нас дичайшая экология для глаза, я имею в виду рекламное пространство!

Мы недавно создали дизайн-код города (включает в себя наружную рекламу, вывески и указатели. - Ред.). Этот документ вводит в обиход несколько определений. Например «особо значимая городская территория». Это бульвары, скверы, набережные, площади и гостевые маршруты.

- Гостевые маршруты - это четыре въезда в город?

- Да, со стороны Уфы, Троицка, Кургана и Екатеринбурга. Но ещё и внутригородские магистрали тоже называются гостевыми маршрутами. Мы предъявили к ним повышенные эстетические требования. Рекламных растяжек, щитов три на шесть, баннеров на фасадах на всех гостевых маршрутах не должно быть! Мы хотим оставить только цветы, мороженое, периодику и торгово-остановочные комплексы.

- Это когда наступит такое счастье?

- На основе дизайн-кода города мы сделали пилотный проект - благоустройство проспекта Ленина. Показали губернатору, и он рекомендовал его к реализации. К ШОС.

- То есть ШОС для нас будет толчком для развития?

- Ещё каким! У всех архитекторов глаза заблестели. Наконец-то мы стали смотреть на то, на что раньше закрывали глаза.

«АиФ-Челябинск» в социальных сетях:

Twitter аккаунт; страница ВКонтакте; профиль на Facebook.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах