Примерное время чтения: 15 минут
363

В Челябинске снизилось количество ДТП с участием детей-пассажиров

Напомним, ранее в Госдуме было предложено изменить правила перевозки детей. Российские специалисты (государственный научный центр «Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» совместно с Российским Красным Крестом) исследовали пять видов детских удерживающих устройств в машинах и выяснили, какие из них наиболее безопасные. Также напомним, что президент России Владимир Путин поручил правительству до 15 декабря 2016 года внести в законодательство изменения, которые разрешат перевозить детей в машинах, оборудованных только детскими креслами и ремнями безопасности. Упоминание об «иных удерживающих устройствах» из Правил дорожного движения уберут.

Растёт ли на Южном Урале число ДТП с участием детей-пассажиров? Статистика.

Какой штраф предусмотрен за перевозку ребенка без детского удерживающего устройства?

Какие требования предъявляются к детским автокреслам?

Можно ли использовать бустеры? Насколько они безопасны?

Можно ли перевозить детей на передних пассажирских сиденьях в легковом автомобиле?

Насколько безопасны современные детские удерживающие устройства, включая бескаркасные устройства и адаптеры ремня безопасности?

Как правильно выбирать автокресло?

Какие меры помогут снизить детский травматизм на дорогах?

В пресс-конференции приняли участие:

- Горшков Алексей Вадимович, заместитель начальника ГИБДД УМВД России по Челябинску;

- Олюнин Александр Петрович, врач травматолог-ортопед высшей квалификационной категории, заведующий травмпунктом «ЭФ ЭМ СИ», член Ассоциации травматологов-ортопедов Челябинской области;

- Панченко Юрий Анатольевич, челябинский правозащитник, представитель интернет-сообщества «Юридическая грамотность автомобилистов», преподаватель автошколы.

Представляем Вашему вниманию сокращённую версию стенограммы.

- Алексей Вадимович, интересует статистика ДТП с участием детей.

Горшков А. В.: За 2015 год было совершено 103 ДТП с участием детей, которые находились в транспортном средстве в качестве пассажира, 115 детей пострадали, 1 ребенок, к сожалению, погиб. Этот ребенок не был пристегнут, находился на руках у мамы, которая и придавила его своим весом. В этом году мы наблюдаем снижение количества ДТП с участием детей на 30 %. Случилось 17 ДТП, в которых пострадало 19 детей, погибших нет.

Детей надо перевозить только в детских удерживающих устройствах, которые позволяют правильно пристегнуть и четко зафиксировать ребенка, что позволит удержать ребенка в случае резкого торможения или ДТП, но ни в коем случае нельзя перевозить ребенка на руках. Согласно тестам, при ударе на скорости 50 км/час вес ребенка увеличивается в 300 раз, а если скорость выше, можно представить, как увеличится вес в этом случае. Взрослый сильный мужчина не сможет удержать ребенка на руках, даже если он сам будет пристегнут ремнем безопасности, а если пристегнут не будет, то он попросту раздавит ребенка. Такое ДТП у нас тоже имело место. Бабушка с дедушкой забирали внука, таксист посадил их на заднее сиденье, бабушка держала 4-летнего ребенка на руках. Было тепло, окно было открыто. Был боковой удар, машина стала опрокидываться на бок, ребенок выпал из рук бабушки и угодил головой в окно. Почему я говорю о таких страшных случаях? Да потому что бабушки любят у нас пренебрегать прописными истинами. Нельзя держать ребенка на руках в машине.

Если говорить о детских удерживающих устройствах, думаю, коллеги меня поддержат. Мы все изучали разные тесты, и самое главное, необходимо, чтобы ребенок был правильно пристегнут. Даже если в транспортном средстве есть удерживающее устройство, но ребенок неправильно пристегнут, он может получить внутренние травмы. И травмы могут также иметь место либо от того, что само кресло не подходит по росту или по весу.

Самые опасные ДТП, это когда случаются боковые удары. В этих случаях дети могут получить травму головы. Чтобы защитить ребенка в случае бокового удара, удерживающее устройство должно быть с боковой защитой. Если ребенок не вмещается в детское автокресло, то удерживающее устройство для такого ребенка необходимо разместить в середине транспортного средства.

Сколько сейчас составляет штраф за отсутствие удерживающего устройства?

За нарушение пункта 22.9 ст. 12.23, ч.3 предусмотрен административный штраф 3 тысячи рублей. Я сам пользуюсь услугами такси, при этом всегда обращаю внимание на наличие лицензии. Как правило, такие организации более ответственно подходят к своей работе. Они требуют от своих операторов, чтобы при заказе такси они уточняли, поедет ли ребенок, его возраст. Многие водители в багажниках перевозят удерживающие устройства.

Где в маршрутном такси находятся безопасные места для родителей с детьми?

Когда происходит организованная перевозка детей, то обязательное требование – наличие ремней безопасности в автобусе. Маршрутные такси такими ремнями не оборудованы, кроме передних кресел. Если вы едете с ребенком в маршрутке, то возьмите с собой специальную накладку, которая позволит правильно расположить ремень безопасности. А внутри салона маршрутного такси правилами дорожного движение ремни безопасности не предусмотрены. Но все же наиболее безопасными считаются кресла, которые расположены в середине салона.

Александр Петрович, насколько безопасны современные удерживающие устройства с точки зрения врача?

Олюнин А. П.: Проблема детского травматизма на дороге требует, конечно, решения. Дело в том, что у нас исполнительная дисциплина водителей довольно низкая. Более 30-35 % автомобилей не оборудованы автокреслами. Если сотрудники ГИБДД выйдут к поликлинике детской, к школе, где родители высаживают своих детей, то увидят, как на самом деле обстоят дела. Человек думает, провезти ребенка один квартал, зачем кресло? Но этот квартал может оставить в жизни большой след. Ко мне обратился мужчина 35 лет с головными болями, с болями в шее. Когда я стал составлять анамнез, выяснилось, что когда ему было 5 лет, папа ремонтировал тормоза своей «шестерки» возле гаража. Посадил ребенка на переднее сиденье и решил проверить, как работают тормоза. Отъехали от гаража 10 метров, папа резко ударил по тормозам, и ребенок разбил головой лобовое стекло. Травма шейного отдела позвоночника впоследствии не позволяет пациенту спать на подушке. ВОЗ подчеркивает, что в развитых странах креслами безопасности пользуются 90 % водителей. А у нас люди подкладывают подушки. Не отрегулирован ремень безопасности. Он должен четко проходить по грудине, надплечью, чтобы при лобовом столкновении от ремня не пострадала шея, внутренние органы. Подбор правильного положения ребенка в машине имеет жизненно важное значение. Иногда и с безопасностью можно переборщить и нанести дополнительные травмы. ВОЗ проводила исследования в 2005-2006 годах и выяснила, что использование удерживающих устройств предотвращает до 70% травм в младенческом возрасте и до 50% в подростковом. У каждого второго ребенка, который в момент тяжелой аварии находился в автокресле, есть надежда выжить. Если говорить о тяжелых авариях, то это лобовое столкновение, столкновение с ограждениями, где превалируют черепно-мозговые травмы с разрушением вещества головного мозга. Такие дети, конечно же, поступали к нам, к сожалению, находились долго в коме.

Как жили раньше без автокресел?

Олюнин А.П.: Если брать 80-е годы, не было такого потока машин. Не было таких разбитых дорог. Мы все этой весной убедились, в каком плачевном состоянии находятся у нас дороги. Я постоянно езжу и вижу, как 2-3 машины стоят и меняют колеса. Выбоины виноваты.

Горшков А. В.: Правильно Александр Петрович сказал, что раньше не было такого транспортного потока. Плотность автомобильная была другая. Вы помните, были очереди на покупку автомобиля. Если сейчас при наличии средств автовладельцем может стать любой, то раньше это было недоступно. Аварийности такой не было. Но не забывайте, что и скоростной режим совсем другой был. Сейчас автомобили более скоростные и мощные. А самые страшные ДТП на трассах случаются. И не готова у нас автомобильная инфраструктура к таким скоростям.

Юрий Анатольевич, какова ситуация по травматизму, связанному с неиспользованием детских удерживающих устройств?

Панченко Ю. А.: Во-первых, есть статистика, она приведена в справочнике по безопасности дорожного движения. Наиболее хорошо изучен травматизм детей до 4-х лет. Использование детского автокресла снижает риск травмы на 50 %. Если детское кресло крепится против движения, то риск травмы детей до 4-х лет снижается до 80%. Этот эффект понятен. Дело в том, что у детей большая тяжелая голова, а шея слабенькая. И отдельное внимание нужно уделять именно защите головы ребенка от удара. И если автокресло крепится задом наперед, шея и голова не пострадают. Для детей от 5 до 9 лет кресло снижает на 50 % вероятность травмы. Что касается детей старше 10 лет, то их можно просто пристегивать ремнями безопасности. При этом риск травмы снижается на 45 %.

И второй момент, который я хотел бы отметить. С 1 января 2015 года действует новый технический регламент на колесные транспортные средства. Согласно ему, детские удерживающие устройства отнесены к компонентам транспортного средства. Это означает, что все детские автокресла должны пройти обязательную сертификацию и должны соответствовать европейскому стандарту ECE R44/04. Если используется несертифицированное автокресло, то это является внесением изменений в конструкцию автомобиля, за что предусмотрен штраф в размере 500 рублей. Это требование технического регламента осложнило жизнь несерьезным производителям и продавцам кресел. Продажа несертифицированного детского удерживающего устройства может повлечь штраф до 100 тысяч рублей. Если ребенок пострадал в ДТП, находясь в несертифицированном кресле безопасности, то штраф с продавца составит от 300 до 600 тысяч рублей. Если такие случаи будут неоднократны, то штрафы пойдут по 700 тысяч рублей. То есть продавцы и производители сейчас заинтересованы в том, чтобы сертифицировать свою продукцию.

Насчет того, что правилам можно применять иные устройства, чтобы пристегнуть ребенка. Применять можно, но это будет считаться самостоятельно изготовленным компонентом транспортного средства. Если вы хотите бросить подушку и пристегнуть ребенка, извольте пройти сертификацию этой подушки. Если вы самостоятельно все это сделали, вы внесли изменения в конструкцию транспортного средства, за что на вас может быть наложен штраф.

Эти новые правила многих смущают, поэтому у нас есть поручение президента по результатам заседания президиума Госсовета, которое состоялось 14 марта текущего года. 11 апреля перечень поручений был опубликован. До 15 декабря иные средства из правил должны быть убраны, чтобы они простых граждан не смущали. То есть у нас должны применяться только детские удерживающие устройства.

Юрий Анатольевич, насколько законно использование детских удерживающих устройств на передних сиденьях автомобиля?

Панченко Ю. А.: Я, как преподаватель автошколы, могу сказать, что этот вопрос есть в билетах. Да, на переднем сиденье можно перевозить ребенка с помощью детского удерживающего устройства. Но есть свои требования. Во-первых, в инструкции к каждому автомобилю есть порядок установки детского удерживающего устройства, опять же есть требования того же технического регламента. Инструкция по установке сводится к тому, что переднее сиденье нужно сдвинуть назад до упора и обязательно отключить подушку безопасности, которая раскрывается там, где должно находиться лицо взрослого человека. Если мы ставим детское кресло, я повторюсь, самое оптимальное, его ставить задом наперед, раскрывшаяся подушка безопасности может просто убить ребенка.

Горшков А.В.: В некоторых транспортных средствах на приборной панели есть специальные наклейки и знак, запрещающий ставить кресло ребенка на переднее сиденье. Это машины, где не отключаются подушки безопасности. Дети маленькие не могут сконцентрироваться при опасности. Если взрослый человек может как-то сгруппироваться, то ребенок едет расслабленным, отчего случаются травмы. В моей практике было ДТП, когда погибла 13-летняя девочка, пристегнутая ремнем безопасности на переднем сиденье. Ее папа пытался уйти от удара, машину развернуло и правой частью ударило об электроопору. Девочка погибла от того, что ударилась головой о боковую стойку автомашины. А 2-летний сын, пристегнутый в хорошем автокресле сзади, которое спасло его от бокового удара о двери или ту же стойку, отделался испугом. Все аварии с участием детей очень страшные. Каждый такой случай проносишь через свое сердце. Ты сам являешься родителем и понимаешь, какое это горе для папы и мамы, которые вот так теряют своих детей. Тем более если они были за рулем. Это чувство вины на всю жизнь.

Александр Петрович сказал, встаньте возле детских учреждений. Ежемесячно мы проводим рейды с привлечением СМИ, где показываем, что не все родители соблюдают правила дорожного движения в отношении перевозки собственных детей. Несколько экипажей пытаются остановить 100 % транспортных средств, чтобы проверить, как родители перевозят своих детей. Мы не проверяем документы, а смотрим на наличие детских удерживающих устройств.

За три месяца мы выявили почти 1,5 тысячи нарушений. Это только те, которые мы смогли доказать. Мне непонятно поведение родителей, которые предъявляют претензии сотрудникам полиции в таких случаях. Конечно, они не хотят нести наказание, но ведь это надо не нам. Мы хотим, чтобы эти водители-родители берегли своих детей. И соблюдали закон.

Олюнин А.П.: Автосалоны рекламируют сейчас такие крутые машины. Но не поднимается вопрос конструктора такого детского автокресла, которое могло бы меняться в соответствии с возрастом ребенка, его ростом и весом. И как хорошо было бы, если бы машина будущего не смогла бы тронуться с места, если сзади сидит не пристёгнутый ребенок. Ведь можно же задать программу, и кресло защити и от бокового удара, и ремень правильно расположит. Вот если бы эту инициативу запустить в нужном направлении. Ведь рано или поздно мы избавимся от того автохлама, оставшегося еще с советского времени.

Панченко Ю. А.: Пристегиваться ремнем безопасности – это не прихоть, это закон. Подоплека его в том, что в аварийной ситуации водитель должен уходить от ударов всеми доступными средствами. И когда наступает экстремальная ситуация, а водитель не пристегнут, он не в состоянии адекватно оценивать, что происходит.

Горшков А. В.: Были ситуации, когда не пристёгнутый человек при аварии вылетел в окно и выжил. Потом разбирали аварию, и врачи сказали, если бы он был пристегнут, то погиб бы. Но таких ДТП одно на миллион. А когда анализируешь ДТП, просто читая интернет, то понимаешь, что ремни безопасности реально спасают жизни. Например, когда машина кувыркается, то не пристегнутый человек просто ломается от своего веса. Помните, раньше ремень накидывали «для гаишника» - это пережитки советского времени, которые ушли в прошлое. А сейчас безопасности уделяется особое внимание – помимо ремня имеются подушки безопасности, боковые подушки безопасности, усиленные каркасы авто – все это спасает человеку жизнь и здоровье. Хочу отметить, что сейчас у нас появилось молодое поколение, которое заботится о своем здоровье. И ремень безопасности для них – это неотъемлемая часть автомобильной культуры.

В Европе люди пристегиваются, сидя на заднем сиденье. У нас же все иначе. Как думаете, почему?

Горшков А. В.: Я считаю, что безграмотность в ОБЖ. Этот школьный предмет очень правильный, и в него надо добавлять изучение правил дорожного движения.

Есть ли статистика по повторным нарушениям правил перевозки детей?

Горшков А. В.: Такой статистики нет, надо смотреть по конкретному человеку. Могу сказать, что за прошлый год мы выявили 15 тысяч нарушений этих правил. Я так думаю, это 15%, которые мы смогли выявить и привлечь к ответственности. А если брать общее количество, то я думаю, 80 % водителей не используют детские удерживающие устройства. И мы давно ведем учет, где в момент ДТП находился ребенок, как был пристегнут. Но не было у нас в статотчетности необходимости указывать, какое именно удерживающее устройство было использовано.

Панченко Ю. А.: А сейчас, в соответствии с новыми правилами, это нужно будет учитывать.

Горшков А. В.: Постоянно сталкиваемся с непониманием водителей, которые считают, что мы план какой-то выполняем, проверяя их. Но у нас давным-давно нет палочной системы. Мы работаем сейчас по аварийности. Есть рост по детскому травматизму: план мероприятий готовим и работаем. Мы не только стоим на дороге и выявляем водителей без удерживающих устройств. Мы постоянно взаимодействуем с образовательными учреждениями, и со СМИ, мы проводим конкурсы и викторины. С каждым годом аварийности у нас снижается и, дай Бог, будет снижаться и дальше. И это не от того, что штрафы повысили или сотрудники ГАИ злее стали. Это сознание человека настраивается на нужный уровень. Я думаю, через 5 лет у нас не будет тех проблем с аварийностью, что есть сейчас.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах