Мировые цены на нефть снижаются, а цены на бензин растут. Так, с сентября 2014 года, несмотря на падение мировых цен на нефть, розничные цены на бензин в России, по данным Росстата, выросли в среднем на 7,9%. По прогнозам экспертов, эта цифра может увеличиться и стоимость топлива уже в конце этого года составит 45 рублей за литр.
27 мая в пресс-центр «АиФ – Челябинск» прошла пресс-конференция, посвящённая ценам на автомобильное топливо в Челябинской области, а также его качеству.
Участие в мероприятии приняли:
- Рысева Елена Григорьевна, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
- Пузанкова Юлия Юрьевна, начальник отдела анализа товарных и финансовых рынков Челябинского УФАС России
- Водеников Виктор Юрьевич, начальник отдела государственного надзора по Челябинской области УМТУ Росстандарт
- Скиндер Нина Ивановна, начальник челябинского филиала ФГУ «Управление по обеспечению энергоэффективности и энергосбережения в Южно-Сибирском регионе»
- Устьянцев Александр Евгеньевич, начальник отдела поверки теплотехнических средств измерений ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Челябинской области»
- Лобода Виталий Леонидович, уполномоченный представитель Уральского региона Федерации автовладельцев России
- Савинков Алексей Борисович, генеральный директор ООО «Экодизель»
Представляем Вашему вниманию сокращённую версию стенограммы пресс-конференции.
Динамика цен на бензин: как соотносятся темпы роста в Челябинской области по сравнению с другими регионами?
Рысева Е.Г.: Вопрос о ценах на нефтепродукты всегда актуален и стоит на особом контроле во всех антимонопольных органах страны. В различные периоды времени мы проводили мониторинг цен на опте, мониторинг цен на рознице, мониторинг остатков нефтепродуктов. Сегодня еженедельно мониторим розничные цены у крупных игроков рынка. Наш мониторинг заключается не в сплошном контроле цен на всех АЗС Челябинской области, а выборочном. С учётом того, что цена на нефтепродукты на АЗС может отличаться (в центре, как правило, они выше, на окраине – ниже) мы выбрали АЗС, которые находятся и в центре, и на окраине. Последние данные мониторинга свидетельствуют о том, что цены на топливо в нашей области сопоставимы с ценами в других регионах страны. Более того, у нас самые низкие цены в УрФО! Так, в Свердловской области цена на 92-й бензин составляет – 31 рубль, в Кургане – 31.63, в Тюмени – 31.49, а у нас – 30.82. Если брать 95-й бензин, то в Свердловской области его стоимость 33.03, в Кургане – 34.01, в Тюмени – 33.43, у нас – 33.52. Цена на дизель в Свердловской области 33.70, в Кургане – 32.75, в Тюмени – 36.11, у нас – 34.05 (мониторинг цен на 4 мая 2015 года).
Автомобильное топливо у нас дешевле по сравнению с другими регионами, но цена его всё равно растёт. Вы можете повлиять на то, чтобы её «заморозить»?
Рысева Е.Г.: Здесь нужно говорить об экономике региона. Всем известно, что у нас нет ни нефти, ни нефтеперерабатывающих заводов. То есть наш регион не является ни ценообразующим, ни влияющим каким-либо образом на цены на топливо в масштабах страны. Бензин к нам привозят, поэтому мы можем повлиять только на розничную цену, в случае монополизации рынка. Но в последнее время с завышенными розничными ценами мы не сталкивались.
Пузанкова Ю.Ю.: Мы с ноября постоянно анализируем структуру структуру розничной цены реализации нефтепродуктов у крупнейших вертикально интегрированных компаний, присутствующих на территории Челябинской области. Они предоставляют нам данные по каждой статье затрат, указывают цену закупа. Благодаря этому мы можем оперативно реагировать и понимать, за счёт чего меняется розничная цена.
Почему бензин не становится дешевле, когда нефть дешевеет?
Рысева Е.Г.: Специалисты отмечают, что в структуре цены на бензин стоимость сырой нефти составляет не более 10%, 60% - это налоги (налог на добычу полезных ископаемых, налог на добавочную стоимость, налог на землю и т.д.). В декабре 2014 года произошло значительное снижение цен на нефть на мировом рынке, но это в Челябинской области нефтепродукты подешевели в среднем только на 50 копеек, то есть падение мировых цен не привело к снижению розничной цены у нас. Это напрямую связано с налоговым манёвром, который пришёлся у нас на то же время: таможенные пошлины снизились, но увеличился налог на добычу полезных ископаемых.
Савинков А.Б.: Ценообразование на нефтепродукты в рознице не имеет никакого отношения к экономике в принципе. Это некий коллективно-политический договор между стоимостью бензина и народными волнениями. Цена нефти на мировом рынке и нефтепродуктов на наших АЗС не связана между собой. Даже оптовая и розничная цены на территории области между собой не связаны. Малейший рост оптовой цены моментально «выстреливает» в рознице. Не было ещё такого, чтобы кто-то из участников розничного рынка расторговывал старые остатки. Дорогие старые остатки бывают у всех, дешёвых старых остатков не бывает ни у кого. Мы хотели цивилизованного рынка и понастроили супермаркетов, которые сегодня всем «заворачивают» цены как хотят. А розничных частных маленьких АЗС у нас просто нет, мы их похоронили года два назад. Убивание и добивание розницы вертикально интегрированными компаниями прошло у меня на глазах. Если есть вывеска, это не значит, что АЗС как-то может влиять на ценообразование.
Можете ли вы сделать прогноз на вторую половину 2015-го года по стоимости топлива?
Савинков А.Б.: Думаю, этого не знает даже Сорос (Джордж Сорос - американский финансист, инвестор, противник «рыночного фундаментализма», которого также часто называют финансовым спекулянтом. – Прим.ред.). Я очень скептично отношусь к выпаду любого эксперта в этом плане. Тут замешано множество механизмов как внешнеполитических, так и внутренне. В любом случае рост будет. У меня совести не хватит назвать вам какую-либо цифру. В апреле мы отметили 15-летие нашего предприятия, но работая на этом рынке уже пятнадцать лет, я не могу дать прогноза даже на месяц.
12 мая В. Путин поручил генпрокурору Ю. Чайке организовать проверки АЗС и нефтебаз на качество топлива. Особое внимание уделят мелким производителям, к работе которых много нареканий. Когда начнутся проверки в Челябинской области? Где они уже прошли и каковы результаты?
Войтович А.П. (приводим в сокращённом виде письменный ответ на запрос редакции «АиФ-Челябинск»): Сегодня прокуроры городов и районов проводят проверочные мероприятия с привлечением специалистов органов государственного контроля, правоохранительных органов и специализированных лабораторий на нефтебазах и автозаправочных станциях области. Проверке выборочно подвергнуты как крупные АЗС, так и небольшие автозаправочные станции. На сегодняшний день проверка не окончена, мер прокурорского реагирования органами прокуратуры пока не принималось. Итоги проверки будут подведены к 5 июня. Выводы по качеству отобранных образцов топлива будут сделаны позднее в связи с необходимостью проведения лабораторных исследований. По результатам проверок будет проведён анализ состояния законности в этой отрасли.
Как часто поступают жалобы на качество бензина на АЗС Челябинска и Челябинской области? Много ли в Челябинск поступает контрафактного бензина?
Скиндер Н.И.: На сегодняшний день качество автомобильного топлива оставляет желать лучшего, поскольку практически сводится к нулю. В конце 1996 года в Челябинской области благодаря постановлению Петра Сумина была организована инспекция, которая занималась именно качеством топлива. Мы осуществляли надзор над четырьмя сотнями предприятий, контролируя качество продукции, которую они реализовывали. К 2004 году был наведён порядок в отрасли, некондиции было 1,5%! В начале 2005 года инспекцию ликвидировали и начался вал контрафакта. Малые предприятия стали самостоятельно делать бензины, топлива и качество резко рухнуло вниз. Теперь в бензине можно обнаружить воду, серу, механические примеси, низкое октановое число, у топлива низкая вязкость и т.д. Из-за этого выходят машины из строя! Сегодня мы работаем под министерством энергетики, при ФГУ создана лаборатория, где мы как раз исследуем качество топливной продукции. Но мы не проводим плановых проверок, мы проверяем качество топлива только тогда, когда к нам по этому поводу обращаются. Работаем с такими крупными организациями, как «Газпромнефть», «Байт» и т.д. Это те, кто «болеет» за свою продукцию. Но их мало, поэтому сегодня мы имеем от 20 до 40% некондиции. Как бороться с контрафактом, не имея на то прав, мы не знаем. Поэтому обращаемся к правительству и к законодательному собранию с призывом организовать систематический контроль. Да, идут проверки, но они разовые и не дадут нужных результатов. Потому что нет законодательной базы и надзорного органа, который бы занимался проблемой систематично.
Кто следит за правильностью налива на южноуральских автозаправках, и каковы результаты этих наблюдений?
Устьянцев А.Е.: Мы контролируем правильность налива (точность налитой дозы) и пломбируем места доступа к элементам топливозаправочной колонки, чтобы не было уменьшения или увеличения доз. Но контролируем точно так же, как и «Управление по обеспечению энергоэффективности и энергосбережения в Южно-Сибирском регионе» только тех, кто к нам обращается. То есть не имеем права заставить кого-то пройти проверку своих топливораздачных колонок. Могу сказать, что сегодня – видимо, ввиду грядущих проверок, - к нам пришли те, кто не приходил уже лет пять. Согласен, необходима систематика. Органы власти должны прописать контроль качества на законодательном уровне. Крупные операторы не пытаются уменьшать дозу налива топлива, чтобы увеличить свою прибыль, им это неинтересно, потому что это копейки. А вот мелкие заправки этим грешат - срывают пломбы и уменьшают количество бензина, пытаясь хоть как-то «навариться» на клиентах.
Какие самые распространенные замечания у автовладельцев?
Лобода В.Л.: В конце 2014 года мы проводили рейд по челябинским заправкам, ездили с экспресс-тестами, которые нам предоставляла организация ФАР. Из тридцати проверенных АЗС только семь удовлетворяли необходимым требованиям. А ведь от качества бензина зависит работа двигателя, расход топлива. Как-то и я «попал»: только сделал ТО на машину, заправился, проехал 40 км и машина встала. Пришлось делать капитальный ремонт двигателя. К сожалению, чек не сохранил, а то бы можно было разобраться… Осенью этого года мы также планируем рейды по АЗС. Результаты будут опубликованы на нашем сайте и в других СМИ, ролики проверок разместим на Youtube. Рекомендуем заправляться всё-таки на брендовых заправках, а не на АЗС «Ромашка» или ИП Селезнёв. Бренд есть бренд.
Савинков А.Б.: У нас с качеством бензина ещё всё более-менее. Вопиющих моментов, когда из-за некачественного топлива случаются массовые поломки, уже давно не было.
Может ли автовладелец сам определить, качественный ли бензин ему залили?
Савинков А.Б.: Должны насторожить неоднородность цвета и резкий запах.
Что делать в результате продажи некачественного товара, когда произошли какие-то убытки?
Рысева Е.Г.: Потребитель имеет право обратиться в Роспотребнадзор и в суд для защиты своих прав и интересов. В связи с обращением может быть проведена и внеплановая проверка УФАС. Поэтому неверно говорить о том, что потребители никак не защищены от некачественного автомобильного топлива, механизмы защиты существуют.
КОММЕНТАРИИ
Юрий Панченко, челябинский правозащитник, представитель интернет-сообщества «Юридическая грамотность автомобилистов»:
Помню, в 2003 году под Самарой я «встрял» из-за некачественного топлива. Там было полно кустарных производств. Бодяжили бензин. Я ехал в новороссийск, заехал на какую-то маленькую заправку, купился на низкую стоимость бензина, заправился. Клапана застучали почти сразу, но возвращаться и разбираться было лень. Дотянул до какой-то фирменной заправки, там полбака залил нормального бензина. Больше по пути не рисковал и заправлялся на фирменных. По приезде в Новороссийск поехал на СТО. Мастера сказали, что если бы вместо ВАЗ-2107 у меня была импортная машина, это был бы конец. С тех пор я зарёкся заправляться на маленьких неизвестных заправках. Сегодня в помощь автовладельцам разработан очень хороший прибор - маршрутный компьютер. Стоит не слишком дорого (порядка четырёх тыс. рублей), но будучи подключенным к диагностическому разъему, позволяет считывать все параметры двигателя. То есть по нему можно определять средний расход, температуру двигателя с точностью до градуса и т.д и т.п. В том числе есть функция определения качества топлива. В случае чего такой компьютер подаст сигнал автовладельцу и даже при некачественном топливе дело до капитального ремонта не дойдет.
Виктор ВОДЕНИКОВ, начальник отдела государственного надзора по Челябинской области УМТУ Росстандарт:
В нашем отделе работает всего три инспектора. Мы государева организация и работаем по плану, который нам спускают сверху. Чтобы провести проверку на АЗС, привлекаем испытательные лаборатории, которым нужно платить, а деньги нам выделяются из федерального бюджета и их не так много. Сколько денег дадут - столько мы и сделаем, выше головы не прыгнем. И наша работа по надзору за качеством автомобильного топлива осложняется тем, что мы инспектируем не только качество нефтепродуктов, но и многих других. В 2014 году мы провели в области порядка десяти проверок по нефтепродуктам. Всего две из них имели отрицательные результаты по качеству. К сожалению, руководствуясь 294 законом, мы обязаны предупреждать тех, кого мы будем проверять, за три дня. За это время, честно говоря, можно сделать все, что угодно, - слить плохой бензин, зачистить резервуары и залить хороший бензин. АЗС, где выявляются нарушения требований техническим регламентам, наказываются рублем, в соответствии с КоАПом.