К сожалению, чаще всего техрегламенты, содержащие требования к безопасности товара, не соблюдают предприниматели, которые везут продукцию, предназначенную для детей. При этом существующее российское законодательство открыло им для этого все возможности.
Сами представители легкой промышленности называют Челябинскую область «воротами» для контрафактной продукции. Через границу с Казахстаном на Южный Урал, а потом и по всей России, поступает большое количество подделок. Единственный таможенный пост в городе Троицк де-юро не имеет никаких полномочий.
Граница настолько прозрачна, что удивляться засилью некачественных товаров не приходиться. Лишь в 2018 году мобильные группы Челябинской таможни начали осуществлять контроль за перемещениями всех товаров через российско-казахстанскую границу.
Ничего «святого» – и до футбола добрались
«Изначально данные мобильные группы создавались для контроля за перемещениями санкционных товаров, - рассказывает заместитель начальника Челябинской таможни по экономической деятельности Станислав Васёв, - но с 2018 года их функцией также является и контроль за соблюдением прав интеллектуальной собственности.
Недобросовестные коммерсанты используют официальное отсутствие таможенного контроля на границах России с государствами Евразийского экономического союза и считают, что могут беспрепятственно перемещать товары легкой промышленности и ввозить в РФ».
В этом году одним из примеров явилось задержание крупной партии товаров народного потребления: спортивная одежда и обувь, зарядные устройства для смартфонов и т.д., которая только по предварительным расчётам оценивается в 50 млн. рублей.
Всего же за 2017 год таможней было изъято около 116 тысяч единиц контрафактной продукции, ущерб правообладателей составил бы 64 млн. рублей. За 1 полугодие 2018 года изъято более 33 тысяч единиц контрафактной продукции, ущерб - 34 млн. рублей.
«Чаще всего подделывают спортивную одежду и обувь, - продолжает Станислав Васёв, - однако контрафакт нередко выявляется среди детских игрушек, которые везут из Китая. В этом году, в связи с проведением чемпионата мира по футболу, мы вывили несколько случаев продажи контрафактных товаров с символикой ФИФА.
На Китайском рынке предприниматель продавал игрушки – волк Забивака (символ мундиаля). Хотя большая часть этой продукции в нашем городе и области – легальна. Большие торговые сети, осуществляющие продажу брендированных товаров, имеют лицензии Международной федерации футбола».
Детское бельё опасно
Действительно, крупные торговые центры в меньшей степени подвержены присутствию контрафактной продукции. Но реальность такова, что в связи с падением доходов населения, жители региона предпочитают покупать дешёвую одежду и обувь, пусть и на один сезон.
В этом слуае не стоит удивляться, когда недорогая вещь, которая имеет даже неприятный запах, оказывается не только некачественной, но ещё и опасной.
«Роспотребнадзор проверяет исполнение требований технических регламентов (безопасность) легкой промышленности, - рассказывает начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Челябинской области Ольга Лаба. - В 2017 году было отобрано более 180 образцов изделий легкой промышленности, из них 10 не соответствовали требованиям безопасности. В основном это детская продукция: комплекты постельного белья (не прошли по составу тканей).
Всего оставлено 184 административных протоколов за нарушение техрегламента.
Также в 2017 году по поручению президента и Правительства РФ мы проверили 139 хозяйствующих субъекта, осуществляющих продажу товаров легкой промышленности. Большинство нарушений связанны с маркировкой - не предоставлена полная и достоверная информация для потребителей. Это уже повод задуматься, где и кем был изготовлен такой товар и насколько он безопасен».
Как и таможня, Роспотребнадзор борется с последствиями. Контроль внутреннего рынка и предпринимателей вместо того, чтобы ужесточаться, ослабевает.
Так называемые надзорные каникулы в рамках 294-ФЗ (о защите прав юрлиц и ИП) на три года исключили торговые точки из плана контрольных мероприятий. Сегодня проверки проводятся только по обращениям граждан. А с начала 2017 года Росптребнадзор не вмешивается, пока покупатель не попытается урегулировать спор или претензию сначала с продавцом.
«Однако с 2018 года в 294-ФЗ опять же внесены новые изменения, - уточняет Ольга Лаба, - которые касаются требований к маркировке. Если потребитель обратиться в Роспотреб с жалобой на нарушения маркировки (пропущен страна изготовитель, дата выработки и др.), мы выходим на проверку, по согласованию с прокуратурой».
Научиться защищать
Надо признать, что с контрафактом не борются даже производители. Многие из-за юридических проволочек и судебных тяжб отказываются от защиты своих интеллектуальных прав, другие не в силах отслеживать товарооборот, т.к. рынок очень обширен.
«Правообладатели должны сами следить за своей интеллектуальной собственностью: товарными знаками, промышленными образцами, - уверена директор центра интеллектуальной собственности Южно-Уральской торгово-промышленной палаты (ЮУТПП) Людмила Солодкина, - в противном случае они несут большие имиджевые и финансовые потери.
Есть пара простых примеров, как нужно защищать свою продукцию.
Во-первых, до запуска новой продукции в продажу нужно зарегистрировать товарный знак. Производители зачастую маркируют продукцию своим логотипом, не защищённым как товарный знак. В таком случае любой конкурент, видя, что продукция обращается на рынке очень успешно, может зарегистрировать этот товарный знак на себя. В итоге тяжбы, потеря времени и денег.
Ещё стоит быть внимательнее предпринимателям, кто запускают новый бизнес. Если в начале запуска рекламной кампании баннеры, вывески, проспекты с названиями услуг не проверены на новизну, возможно, кто-то уже их использует и имеет право на них.
Получится, все немалые средства потрачены в пустую.
Нашим предпринимателям всё ещё не хватает знаний, как работать с интеллектуальной собственностью, как её охранять. Им в помощь в Челябинске на базе ЮУТПП открылся Центр поддержки технологий и инноваций. Центр создан для информационной поддержки, все консультации бесплатные».
Согласно данным, который озвучил в 2017 году сам президент Владимир Путин, треть рынка легкой промышленности составляет незаконная, контрафактная продукция. Последней мерой, принятой Правительством страны, стал стартующий с июля 2018 года эксперимент по чипированию обуви.
До июня 2019 года производители смогут пока добровольно промаркировать свой товар, после эта мера станет обязательной. Обувщики не верят в успех. По словам директора обувной фабрики «Юничел» Владимира Денисенко, кто будет проверять электронные бирки, если сегодня не проверяется сам товар. Также последствием принятия новых требований может стать пусть и небольшое удорожание товара.