Примерное время чтения: 12 минут
555

В этом году в школы пойдут 350 тысяч школьников

Фото: Андрея СУВОРИНА

Сколько детей в Челябинске и Челябинской области в новом учебном году пойдут в школу? Сколько из них первоклассников?

Тюрина Елена Александровна, начальник управления общего и специального коррекционного образования Министерства образования и науки Челябинской области:

В этом году за школьные парты сядут порядка 350 тысяч южноуральских школьников. Из них – 34 тысячи первоклассников. Более точные цифры у нас появятся после 5 сентября.

Чем 2013-2014 учебный год будет отличаться от предыдущих?

Тюрина: С 1 сентября вступает в силу Федеральный закон об образовании в РФ. Для нас этот год будет непростым, потому что требует серьезной нормативно-правовой подготовки. Школьники и родители по сути этого не почувствуют. Каждое образовательное учреждение в течение учебного года должно принять решение о формате школьной формы. Отмечу, что в регионе единой школьной формы не будет. Многие образовательные учреждения так называемый дресс-код уже ввели, поэтому большинство нынешних первоклассников пойдут в школы уже в форме.

В каком состоянии находятся на сегодняшний день здания, сооружения и территории образовательных учреждений Челябинской области?

Попов Владимир Александрович, главный специалист отдела планирования и организации исполнения бюджета Министерства образования и науки Челябинской области:


В этом году по программе модернизации и противоаварийных мероприятий в 27 образовательных учреждениях Челябинской области был проведен ремонт. Но на 1 сентября 4 из этих 27 школ не будут готовы, поэтому образовательный процесс до ноября будет из них перенесен на другие образовательные площадки. Две школы из четырех находятся в Бреднинском муниципальном районе, одна – в Златоусте и еще одна в Еткульском муниципальном районе. В связи с аварийным состоянием две школы в этом году не приступят к работе, это 21 школа в Озерске и 25 школа в Каслях. Сейчас они находятся на капремонте. Учащиеся этих школ также пока будут обучаться в других школах, но их образовательный процесс ни в коем случае не будет приостановлен. Всего на противоаварийные меры и капремонты школ в регионе нынче было потрачено 376 млн рублей. 50 млн рублей из них были выделены по программе модернизации из федерального бюджета (программа длится уже третий год). 83,2% южноуральских школьнив будут учиться в самых современных условиях. Самые высокие показатели в этом плане в школах Челябинска, Златоуста, Магнитогорска, Снежинска, Трехгорного.

Соответствуют ли образовательные учреждения правилам противопожарной безопасности? Рымарев Александр Владимирович, заместитель начальника ГУ МЧС России по Челябинской области, начальник Управления надзорной деятельности, главный государственный инспектор по пожарной безопасности:

Из всех школ, которые нам были предъявлены, принято Госпожнадзором 100%, все образовательные учреждения в Челябинской области прошли приемку по пожарной безопасности. В процессе проверки внимание обращали на наличие автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения при пожаре, правильно спроектированных путей эвакуации, достаточных и работоспособных средств тушения пожара.

Какие школы полностью соответствуют новым СанПиНам?

Мурашова Елена Аркадьевна, начальник отдела по гигиене детей и подростков Управления Роспотребнадзора по Челябинской области:

26 августа у нас закончилась приемка школ. Вы знаете, что школы теперь смотрятся один раз в два года. 96,1% у нас приняты, это очень хороший процент. Пока не приняты 7 школ, они будут осматриваться перед самым 1 сентября в связи с тем, что затянуты капремонты и фактически отстраиваются новые школы. В первую очередь мы смотрим как работают системы коммуникаций, поскольку без водоснабжения, без отопления, без освещения нормальный учебный процесс осуществляться не может. Проверяем, готовы ли к работе медицинские блоки, пищеблоки, спортивные площадки и спортивные залы, которые также составляют основу организации учебного процесса.

С 1 августа этого года ввели новые санитарные правила по дошкольным детским учреждениям. В чем их суть?

Мурашова: Теперь ответственность за выполнение санитарных правил возлагается не только на руководителей дошкольных образовательных учреждений, но и на всех остальных граждан, которые работают в этих учреждениях (воспитатели и их помощники, медсестры и др.). Еще одно новшество: сегодня наполняемость групп отменена, она будет исходить из соответствия полезной площади на одного ребенка. То есть детей будут принимать в детсадовские группы, исходя из площади. На одного ребенка, не достигшего трех лет, нужно 2,5 кв м, на ребенка старше трех лет – 2 кв м.

Успешно ли решается проблема подвоза детей в школы из отдаленных деревень и сел?

Тюрина: Вполне. В этом году для этих целей мы приобрели 121 школьный автобус.

Попов: На это было потрачено 170 млн рублей.

Все ли школы и детсады на Южном Урале имеют лицензии на образовательную деятельность?

Королёва Любовь Васильевна, начальник управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования и науки Челябинской области:

К сожалению, не все. По состоянию на 1 августа 2013 года, в Челябинской области не имели таких лицензий 3 школы (Касли, Пластовский и Катав-Ивановский районы) и 18 детских садиков. Причина разные: одни вовремя не оформили правоустанавливающие документы на здания, сооружения, земельные участки; другие не могут получить разрешения надзорных органов – Госпожнадзора, Роспотребнадзора. Отмечу, что деятельность садиков, которые не получили лицензии на образовательную деятельность, не останавливается из-за этого, просто они переходят от реализации дошкольных программ к таким функциям как уход и присмотр за детьми. Добавлю, что с вступлением в силу нового закона об образовании индивидуальные предприниматели будут иметь право реализации программ дошкольного образования и это подлежит лицензированию. А вот индивидуальная педагогическая деятельность по-прежнему не лицензируется

Как обеспечивается безопасность учащихся в школах Челябинска и Челябинской области: (пропускной режим, камеры видеонаблюдения, тревожные кнопки, охрана)?

Тюрина: Безопасность образовательного процесса – это ответственность руководителя образовательного учреждения. Он имеет право выбрать любые средства, которые обеспечивают безопасность нахождения школьников в образовательных учреждениях.

Попов: Четких документов по безопасности школьников, которые были бы регламентированы подобно противопожарной безопасности, не имеется. В крупных городах, таких как Челябинск, Магнитогорск и Златоуст, школы оборудованы техническими средствами охраны. В основном школы заключают договора с частными охранными предприятиями. Внемедомственная охрана у нас не имеет права обеспечивать охрану школ с приставлением поста, только с помощью технических средств охраны. Большой вопрос по охране у нас стоит в сельских районах, где нет групп быстрого реагирования, которые могли бы оперативно отреагировать на возникновение внештатной ситуации в образовательных учреждениях. Всего 300 школ в Челябинской области оборудовано системами видеонаблюдения и системами контроля управления допуском. В основном это школы, в которых более пятисот учащихся. В сельских школах за безопасность школьников отвечают сторожа и вахтеры.

Рымарев: В Федеральный закон было внесено изменение по выводу сигнала о том, что сработала пожарная сигнализация, на пульт пожарного подразделения. Точно также как и на переход к школьной форме, будет дан один год для того, чтобы оборудовать такую систему оповещения и в городских, и в сельских школах. Это большая проблема, потому что на сегодняшний день подобным образом не оборудована ни одна школа. Нет такой аппаратуры, чтобы сигнал о пожаре поступал сразу в отделение пожарной части. Предстоят большие финансовые затраты. К 14 июлю 2014 года мы должны выполнить работу по оснащению таким сигналам всех школ стопроцентно.

Кто отвечает за равномерность учебной нагрузки, за то, чтобы вес портфелей учеников не превышал допустимую норму?

Тюрина: СанПины нам четко диктуют максимальные учебные нагрузки в каждом классе. В наших общеобразовательных учреждениях учебные планы составлены таким образом, что не превышают максимально допустимой нагрузки. Если говорить о весе школьного портфеля, то одно время он действительно увеличивался в геометрической прогрессии. Но и тут есть свои нормы. Кто их контролирует? В первую очередь образовательное учреждение, которое посещает ребенок. Во вторую сами родители, которые должны следить за тем, чтобы их дети не носили в портфелях лишнего. Сегодня предлагаются новые формы образовательного процесса, которые отчасти призваны как раз разгрузить портфели школьников. В частности наша область переходит на электронные образовательные ресурсы. В ближайшие годы каждый учебник должен будет иметь электронное приложение. Сегодня электронные приложения к учебникам только апробируются в некоторых школах, используются там наряду с обычными учебниками. Ведь и учителям нужно привыкнуть к такому новшеству. В 2010 году в качестве экспериментальных площадок были выбраны 23 гимназия г.Челябинска и 56 гимназия г.Магнитогорска. В прошлом учебном году уже порядка 500 школьников обучались по электронным приложениям. В предстоящем учебном году пользоваться электронными учебниками будут 912 учеников. Это решит проблему не только тяжелых портфелей, но и обеспеченности учебниками наших детей.

Раз уж заговорили об учебниках, хотелось бы уточнить, учебники в школах выдадут или их все же надо будет покупать?

Тюрина: По законодательству РФ, каждый школьник должен быть обеспечен бесплатными учебниками. Кто за это платит? Используются средства федерального бюджета в рамках программы модернизации системы школьного образования (например, в этом году было выделено 140 млн рублей), средства областного бюджета. Используя эти средства, руководители образовательных учреждений обязаны сформировать фонды школьной литературы, включая учебники, учебные пособия, справочники и т.д. (за исключением рабочих тетрадей). Но, честно говоря, всех перечисленных средств все равно не хватает. Сегодня школьники обеспеченны бесплатными учебниками на 80%, то есть в 20% случаев школы вынуждены обращаться к родителям с просьбой приобрести учебники и помочь школе доукомплектовать библиотечные фонды. Это абсолютно добровольное дело. Если в семье нет средств на учебники, то нужно обращаться к директорам школ и просить о выдаче полного комплекта учебников ребенку. Как правило, в первую очередь помогают семьям малообеспеченным.

Если будут просить деньги на учебники, будет ли иметь смысл куда-то обращаться?

Тюрина: Да, но все-таки этот процесс должен быть максимально открытым. Родители имеют право знать, какие учебники были куплены и на какие средства, а на какие средств не хватило. Если родители куда-то обращаются с жалобами о нехватке учебников, то виноват директор школы, который не до конца ему все объяснил.

А электронные приложения, о которых вы говорите, будут бесплатными?

Тюрина: Они будут входить в стоимость учебника. Это будут диски, которые прикладываются к каждому учебнику. Сегодня уже есть учебники с электронными приложениями, но это исключительно инициатива издательств и они носят дополнительный характер. Например, по теме «Животный мир» на диск закачаны фотографии разных видов животных, информация о которых не вошла на страницы учебника.

Доступно ли детям полноценное питание в школе? Хватает ли времени на переменах, чтобы качественно пообедать? Что предпринимается, чтобы в столовых не было очередей?

Тюрина: Полноценное питание доступно: сегодня горячим питание охвачены 86% школьников. В большинстве случаев они имеют возможность дважды питаться в столовых, то есть предусмотрены и горячие завтраки и горячие обеды. Для обедов существуют длинные перемены между уроками (15-20 минут), и никаких жалоб со стороны школьников или их родителей касательно нехватки этого времени на еду нам не поступает. Если говорить об очередях, то они действительно были, когда в столовых стояло преимущественно изношенное оборудование. За последние 4-5 лет оборудование в школьных столовых менялось. Если в 2009 году требовало замены 68% технического оборудования в школьных столовых по всему региону, то сегодня это чуть больше 30%. В том числе были модернизированы и линии раздач, которые позволяют быстро обслуживать школьников. Чтобы школьное питание было организовано правильно, у нас проводится областной конкурс на лучшую организацию питания, опыт победителей которых изучается, транслируется и применяется другими образовательными учреждениями.

Какие изменения к новому учебному году произошли в педагогическом штате (сколько преподавателей, воспитателей ушли на пенсию или уволились, сколько новых педагогов придет в образовательные учреждения, учителей по каким дисциплинам не хватает)?

Тюрина:
Конкретные данные мы получим после 1 сентября, потому что прием учителей продолжается до сих пор. Скажу, что сегодня 1400 педагогических ставок свободно. Радует, что это хотя бы значительно меньше, чем в прошлом году. Южноуральским школам катастрофически не хватает учителей иностранных языков, математики, физики, информатики и ОБЖ. Ежегодно к нам приходит около 900 молодых специалистов.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах